Удивительное путешествие на... рыбалку. День 2-й. Дивногорье.

Лето продолжается...

День 2-й. 6 сентября. Воскресенье.

Вчера я писала, что Лиски - это городок. Сегодняшние ощущения- совсем другие. Лиски - это вовсе не городок! Это большой город на Дону. Там широкие улицы, большие магазины, грандиозный рынок....

Есть даже огромный храм! Очень красивый, новый, белый и стоит на самой высокой точке города.

Мы оказались там во время службы. Народу много! И проповедь очень интересная. Помните? «Читай! Не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Священник не читал, а говорил. Говорил так, что кажется, даже неверующий поймёт его простые и доходчивые слова и поверит...

Вообще-то Лиски закладывался в маршрут просто как место ночлега - как отправная точка для посещения пещерных монастырей. Мы от него ничего не ожидали и смотреть не собирались. Тем приятней оказалась неожиданность. Совсем чуть-чуть погуляли в самом центре города, но впечатления - приятные!

А в этот день сбылась моя давняя мечта - посмотреть пещерные монастыри в Дивногорье.

Мы спешили туда!

Но увидев по пути огромный "стог" сена, не смогли проехать мимо! Резвились, как дети!

Драйверы!

Сюда уже не полезли!)

Дивногорье оказалось ещё прекраснее, чем я ожидала. Особенно первая часть - Малые Дивы. Оказывается, существуют Большие Дивы и Малые Дивы. Малые Дивы, куда мы отправились вначале, - это действующий Свято-Успенский мужской монастырь.

На подъезде к монастырю (метров за 500) - большая пустая стоянка для машин.

И пошли мы, "солнцем палимые"...

Кстати, говорят, что климат в Дивногорье особенный! "Приподнятая сухая поверхность плато быстро нагревается. Поднимающиеся вверх потоки горячего воздуха отгоняют формирующиеся грозовые тучи В результате и без того небольшое среднегодовое количество осадков в регионе над плато сокращается в 1,5-2 раза". В начале сентября было жарко. Но здесь не очень - ветерок обдувал! По-настоящему жарко было в Больших Дивах - в заповеднике...

Чтобы попасть в монастырь, нужно спуститься в глубокий овраг по крутой лестнице.

Ступеньки не считала, но, по ощущениям, не меньше трёхсот. Сразу вспомнился Псково-Печорский монастырь, он тоже в овраге, правда, не в таком глубоком. А ещё вспомнился Давидо-Гареджийский монастырь в Грузии. Он не в овраге, он в горах. Но по воздействию именно на меня, по окружающей природе - похож...

Спустившись по лестнице, попадаем в монастырь:

Точная дата основания монастыря неизвестна. Официально считается, что он образован в XVII веке. По преданию, греческие схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, выходцы из Сицилии, избегая гонений со стороны католической церкви, искали себе убежища в русских землях. Монахи (по легенде) принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры... Монастырь переживал периоды взлётов и падений. Закрывался во время правления Екатерины-II и разорялся татарами. А в 20-х годах прошлого века был упразднён, часть монахов утопили в Доне, часть расстреляли... Здесь был и дом отдыха, и военный госпиталь - то для раненых советских солдат, то для венгерских, то опять для советских, в 60-е годы здесь размещался туберкулёзный санаторий. Только в 1991 году монастырь был возвращён верующим.

Архитектурный комплекс, который мы можем видеть сейчас, сложился, в основном в конце XVIII века - первой половине XIX веков.

Самое интересное, на мой взгляд, - это пещерная церковь Иоанна Предтечи. Для меня стало неожиданностью то, что пещерная церковь находится не под землёй, а наоборот, на возвышении. Она высечена в скале - меловом останце. Меловые останцы называют "дивами", отсюда и название - Дивногорье.

Кстати, таких "Див" осталось всего 6, а раньше было более 20-и. Остальные уничтожены во время войны и при строительстве железной дороги.

А место - действительно, дивное!

Внутрь пещерного храма нам тоже удалось попасть! Хотели заказать экскурсию, но не получилось - в храме была служба. Зато он был открыт!

Посмотрели и другой храм - Собор Успения Пресвятой Богородицы.

И внутрь заглянули...

Но самое главное - облазили всё вокруг! Вдвоём со Светой. Дядьки устали и пошли к машинам.

В 4-х км находятся Большие Дивы. Почему Малые и Большие? Не по размеру меловых останцов-Див. А по из количеству. В Малых Дивах их меньше...

В отличие от Малых Див, Большие Дивы - это музей-заповедник. И музей с монастырём, к сожалению, не дружат. Короткая дорога между ними перекрыта. От одного до другого нам пришлось ехать не 4 км, а почти 15.

Вот, где тьма народу! Места для машин на большой стоянке нашли с трудом! Хотя, по мне, монастырь гораздо интереснее заповедника...

На территории тоже есть пещерный храм - церковь Сицилийской иконы Божией матери.

Главная святыня храма - список с иконы Сицилийской Божией Матери.

«Чудотворная икона называется по месту своего пребывания Дивногорскою, а по месту происхождения Сицилийскою. По преданию, эта икона была принесена в Россию из о. Сицилии" и чудесным образом явилась на одном их меловых останцов... Сама икона была утрачена. В храме - её список.

Раньше в храме проводились службы, а теперь не проводятся. Видимо, по той же причине - заповедник и монастырь между собой не дружат и не сотрудничают. Мы посетили его с экскурсией. Я считаю, что пещерный храм - главное, что стОит посетить на территории заповедника. А без экскурсии внутрь не пускают!

На улице - жара, а внутри прохладно и хорошо - 10-12 градусов!

Вокруг храмов на Пасху положено проводить Крёстный ход. Но в Дивногорье храм расположен в скале, ходить вокруг него нет никакой возможности. Монахи нашли выход! Они прорубили узкий ход в скале, вокруг помещения храма. Длина хода - 110 метров. И нас по нему провели! В полной темноте! Поэтому фото получились, мягко говоря, не очень...

А ещё с экскурсией мы посетили так называемое Маяцкое городище.... Узнали, где жили «неразумные хазары». Городище находится на высоте 70 метров от уровня Дона. И с высоты открываются красивые виды на долину рек Тихая Сосна и Дон. Красиво! Только очень жарко. В этот день было 29 градусов!

Честно говоря, экскурсия по плато мне не очень понравилась. Нам показали городище, а потом водили от таблички к табличке. Мы и сами могли бы это всё прочитать. Долго рассказывали и показывали на картинках, какие животные здесь водятся... Лучше бы показали хоть одного!)

Вывод - надо было брать экскурсию только в пещерную церковь Сицилийской иконы Божией матери (можно взять отдельно), а по плато погулять самим. Игорь вообще наверх не полез, поспал часок...

Сегодня мы собирались посетить ещё один пещерный монастырь - в Костомарово. Но планы пришлось поменять - не только из-за жары, но и из-за нехватки времени. Костомарово оставили на будущее, заменив его на купание в Дону и (пикник на обочине) обед на берегу. Место для пикника искали долго! Хотели подъехать к берегу Дона, пляжи которого видели сверху, но упирались в Тихую Сосну с заросшими берегами!

Наверное, целый час катались по бездорожью, пока не нашли вот такой стрёмный мостик через Тихую Сосну...

Могли бы здесь устроить пикник...

Но всё-таки выехали к Дону - в районе большого села Коротояк.

На том брегу нашли вполне приемлемое (не скажу, что отличное) место для купания. Дон здесь не такой чистый, как в Кривоборье, и очень мелкий.

Зато хорошо охладились после жаркого дня! И подкрепились...

Слава богу, грунтовок в этот день больше не было. И вскоре мы выехали на трассу "Дон".

Этот прекрасный день завершили прекрасным ужином в гостевом доме в Богучаре, куда мы добрались только в 8 вечера.

А завтра у нас ещё один неизведанный край - Цимлянское водохранилище. И это уже другая область России - Ростовская...