Три счастливых дня в Тверской и Новгородской областях. День 2-й.

В первый день путешествия мы успели много: по пути из Москвы в Великий Новгород погуляли в этномузее Василёво, посетили Казанский монастырь Вышнего Волочка, посмотрели три церкви на торговой стороне Новгорода, отпраздновали юбилей...

Во второй день тоже была запланирована обширная программа - посещение Новгородского кремля и самого старого каменного храма Руси - Софийского собора, поездка в Свято-Юрьев и Вяжищский монастыри и музей деревянного зодчества Витославицы. А после культурной программы - некультурная - сауна в нашем гостевом доме и ужин где-то...

Коротко о погоде...

Заранее смотрели прогнозы и немного расстраивались - все три дня нам обещали хмурые тучи и снег с дождём. Но в первый день никакого снега с дождём не было вообще! Солнышко иногда выглядывало из-за туч, а к вечеру все облака улетучились, и небо стало совершенно ясным и синим. Утро второго дня было пасмурным, но уже часов в 9 - когда мы пошли гулять - стало проглядывать солнышко. Синоптики опять нас обманули - большое им за это спасибо! Вернее, не так: "Спасибо тем, кто делает погоду, а не тем, кто её предсказывает!"

Первое, что мы увидели на нашем пути от гостевого дома к кремлю - Монумент Победы (памятник в ознаменование победы Советского Союза над фашизмом).

Кстати сказать, гостевой дом "Три кота" отлично расположен - от него можно легко дойти до кремля и многих других достопримечательностей Великого Новгорода.

Итак,

Новгородский кремль...

фото из интернета

Безусловно, самое главное здесь - Софийский собор - первый из сохранившихся на территории России храмов.

Собор построен в 1046-1050 годах вместо сгоревшего деревянного храма 989 года.

Кстати, если кто забыл, Новгород - один из самых древних городов России, в Средние века — второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, в XII—XV веках столица Новгородской республики.

Официальной датой основания Новгорода считается 859 год!

В 1136 году Новгород стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси. В XII—XV веках Новгород входил в Ганзейский торговый союз.

В Новгороде не было монголо-татар - хотя он и платил дань Орде, но сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода (наиболее известный из них — Софийский собор) и был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII веках.

В 1569—1570 годах Новгород подвергся опричному погрому Ивана Грозного, а в 1611—1617 годах был под властью шведов. После основания Санкт-Петербурга город утратил своё экономическое значение, в частности, оставшись в стороне от основных торговых путей...

Но вернёмся к Софийскому собору.

фото 2015 года

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке. Первоначально собор был расписан в 1091 году, однако, от тех росписей почти ничего не осталось. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

Интересны главные ворота храма - Магдебургские врата.

Врата сделаны в 1152—1154 годах в Магдебурге, а в Новгороде появились во второй четверти XV века. По одной из версий, врата эти - трофейные!

Магдебургские врата состоят из двух створок, покрытых рельефными изображениями сцен из Ветхого и Нового Заветов.

Кроме Софийского собора, на территории Новгородского кремля

- церковь Андрея Стратилата - XV-XVII века:

- церковь Сергия Радонежского. 1463 год;

- церковь Входа Господня в Иерусалим;

- памятник "Тысячелетие России" и др.

фото 2015 года

В прошлый раз (в 2015 году) нам удалось посетить музей и смотровую площадку в башне Кокуй.

В этот раз мы посмотрели интересную экспозицию музея "Грановитая палата", расположенную в здании Владычного двора. Замечательная коллекция старинных вещей. И удивительные сводчатые потолки подвалов бывшего Владычного двора...

После посещения кремля, собора и музея мы немного подкрепились...

... и поехали дальше - в Юрьев монастырь, расположенный в черте города в нескольких километрах от кремля:

А перед тем, как войти на территорию монастыря, мы подружились с местным сОбаком и полюбовались приезжим...

Свято-Юрьев монастырь

- это действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы.

фото 2015 года, сделано с прогулочного кораблика

Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Святого Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня.

фото 2015 года

Всего на территории монастыря 6 храмов.

Крестовоздвиженский собор (1761-1762 гг, перестроен в 1823 году). Его голубое пятиглавие с яркими золотыми звездами привлекает внимание издалека:

Собор Спаса Нерукотворного Образа. Построен между 1823 и 1825 гг:

Хороша (на мой взгляд) колокольня, построенная в 1838-41 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси:

Буквально в семистах метрах от Свято-Юрьева монастыря находится

Музей деревянного зодчества Витославлицы.

фото 2015 года

Музей основан в 1965 году. На территории музея – 28 деревянных экспонатов, в том числе 5 церквей. Эти уникальные постройки были перевезены сюда со всех уголков Новгородской области и благодаря этому – сохранены! Ведь многие храмы, оставленные на месте, горят или просто разрушаются, как сгорел уникальный комплекс деревянных церквей в Лядинах, Успенская церковь в Кондопоге и многое другое...

Всё-таки летом там лучше, конечно... В Витославлицах можно провести целый день!

В этот день была запланирована поездка в ещё один монастырь, который находится неподалёку (в 20-и км) - Вяжищский.

Но ни у кого уже не было сил. Кроме того, проголодались. Решили монастырь оставить на будущее. И так много успели!

Хотели пообедать в рекомендованном баре "Завод" при настоящем заводе ликёро-водочных изделий. Но 14 человек они кормить (и поить) отказались - выходной, праздник и обеденное время...

Позвонили в другое рекомендованное друзьями заведение - пивной ресторан Bremen.

Там нас вкусно накормили... и напоили сваренным здесь же пивом и другими напитками.

Понравилось всё, в том числе интерьеры, обслуживание и адекватные цены. Рекомендуем!

Кстати, одну баночку тёмного пива из этой пивоварни я привезла с собой в Москву и буквально вчера (22.03.2022) её с огромным удовольствием выпила!

После обеда мы поняли, что больше никуда сегодня не успеем - только (попариться) отдохнуть в сауне гостевого дома, поужинать там же остатками со вчерашнего банкета и (может быть) погулять по ночному городу.

Про то, как мы парились и ужинали вряд ли интересно читателям, а вот несколько фотографий ночной прогулки покажу:

Вот теперь - точно всё...

Завтра у нас долгая дорога домой, но не только!

В планах - посмотреть торговую сторону города - Ярославово дворище, а также место, откуда начинался Новгород - Рюриково городище, и церковь в Нередице.

День 3-й.