Первое знакомство со Средней Азией. Узбекистан. Часть 1-я. Самарканд.

Путешествия в Европу я люблю конечно... Любила - до поры до времени.

Но плакать о том, что её для нас закрыли - не собираюсь! У нас огромная страна! Ездить и ездить ещё - на наш век хватит! Но кроме нашей огромной страны есть ещё множество дружественных стран. Например, некоторые страны бывшего СССР!

Вот в Средней Азии я ещё не была... А ведь сколько слышала: "Самарканд. Бухара", - совершенно неведомая древняя цивилизация! Не махнуть ли нам туда?

Махнуть...

Как-то в январе разговорились на очередном совместном ужине с соседкой - Наташей. Она поделилась с нами, что хочет свой День Рождения (6 апреля) отпраздновать в Узбекистане. Мы с Игорем аж рот от удивления раскрыли!

- Как в Узбекистане? И мы в начале апреля собираемся в Узбекистан!

- Значит поедем вместе!

- Но только ты, Наташа, не пугайся! Нас много. У нас ведь Бродячий клуб. Мы всех пригласим в путешествие!

- Да я и не боюсь! Веселее будет!

Решительных бродяг, правда, оказалось не так уж и много - ещё одна Таня (Бузуева), ещё одна Наташа (Родионова) и Лена Карымова с мужем (который впоследствии никуда не поехал по рабочим обстоятельствам).

Наташа-соседка оказалась совершеннейшим электровеником (в хорошем смысле этого слова).

Пока я думала, с кем бы посоветоваться, где мы будем покупать билеты..., она быстренько зашла в интернет и выбрала самые дешёвую авиакомпанию и, как оказалось впоследствии, самую надёжную по этому направлению - Узбекские авиалинии. Буквально за пару часов мы выкупили авиабилеты - по 17 000 рублей с человека туда и обратно (с багажом в 23 кг и полувозвратным тарифом). Потом ещё в течение дня (уже все вместе) выбрали и забронировали отели в Самарканде, Бухаре и Ташкенте. Собирались ещё купить билеты на скоростные поезда "Афросиаб" - чтобы быстро передвигаться между городами. Ждали, когда их начнут продавать (за 45 дней до поездки), зондировали также альтернативный вариант- перемещения между городами на машине - на арендованной или с местным водителем. Пока ждали и решали... война... Возможность купить билеты онлайн у нас пропала - наши банковские карты перестали работать за границей. Пришлось думать дальше. Опять спасла нас Наташа! Она нашла ташкентскую фирму, которая взялась за 1100 долларов (это меньше двухсот долларов с человека) организовать нам тур, в который входили билеты на поезд Афросиаб (Ташкент-Самарканд, Самарканд-Бухара, Бухара-Ташкент), встречи на авто в аэропорту и на вокзалах, все трансферы, экскурсионное сопровождение по всем городам и поездки в горы! Короче говоря, то, что раньше я делала сама, за меня сделали - Наташа и замечательная ташкентская фирма во главе с Маратом Юлдашевым (пароли и явки обязательно сдам - чуть позже)...

Итак, все оргвопросы решены, осталось дождаться путешествия!

И вот настал тот долгожданный день!

День 1-й (вернее, нулевой)), плавно, без ночевки, переходящий во второй (вернее, первый) -1-2 апреля, в которые мы...

- прилетели из заснеженной Москвы в солнечный Ташкент;

- на скоростном поезде за 2 чеса доехали до Самарканда;

- начали знакомиться с Самаркандом - посетили Регистан, мавзолей Тамерлана Гур-Эмир, архитектурный комплекс Шахи-Зинда;

- отведали настоящего самаркандского плова, приготовленного в 4-х пудовом казане;

- погуляли по вечернему Самарканду...

А теперь по порядку.

Самолёт наш вылетал поздно - около 12 часов ночи. До Домодедово без проблем добрались на аэроэкспрессе с Павелецкого вокзала, где мы все встретились:

3.5 часа в пути от Москвы до Ташкента пролетели почти незаметно - нас вкусно кормили, много поили, показывали фильмы и карту полёта.

Посадка была мягкой, прохождение процедуры "встречи" в аэропорту - быстрой и доброжелательной - никого не досматривали, никаких ковидных справок и сертификатов не проверяли, багаж выдали быстро.

После заснеженной Москвы мы попали в тёплую узбекскую весну - листочки на деревьях распускаются, цветы на клумбах цветут. В Москве так бывает на майские праздники, а это - 2 апреля!

Нас встретил сам руководитель фирмы, с которой мы провели семь последующих прекрасных дней - Марат - вместе со своим другом Икрамом.

Нам рассказали программу путешествия, посадили в два автомобиля и отвезли из аэропорта на вокзал, с которого ходит комфортабельный скоростной поезд "Афросиаб".

Вся наша команда "Ух":

Мне показалось даже, что поезд был более комфортабельным (с точки зрения удобства сидений), чем самолёт Боинг, на котором мы прилетели. И в поезде нас тоже кормили - правда, конечно, не так вкусно, как в самолёте. Итак, в 9 утра мы уже были в Самарканде (в 10 - по-узбекски).

Ночь не спали (летели), утром в поезде тоже не спали, а ведь нам предстоял насыщенный экскурсионный день! Честно говоря, я думала, будет очень тяжело... Забегая вперёд, скажу, что тяжело не было. Мы не только выдержали всю дневную экскурсионную программу, но и даже вечером погуляли - ведь в Самарканде у нас только один день, один вечер и одна ночь - нужно было всё успеть!

В Самарканде нас встретили на микроавтобусе. Наш экскурсовод-групповод - Фазыл оказался интеллигентным, знающим 5 языков и посетившим несколько стран молодым, красивым, интересным мужчиной... Таким образом, уже в первый день путешествия - после встречи с Маратом, Икрамом и Фазылом стало кардинально меняться наше представление об узбеках. Ведь в Москву, работать грузчиками, дворниками, строителями, как правило, переезжают не самые лучшие представители нации. Лучшим представителем, вернее, представительницей для меня являлась (и является) моя подруга, Феруза...

И, к тому же, как рассказал нам Фазыл, узбеки испокон веков были очень образованной нацией! В каждом городе и городке было и есть множество учебных заведений....

Но, о чём это я?..

Ах, да. О Самарканде!

В первую очередь Фазыл повёз нас... есть плов!

Оказывается, плов в Узбекистане едят исключительно в первой половине дня. Рис в плове слегка не доваривают, чтобы он разбухал в желудке!) Из-за этого чувствуешь себя сытым весь день. Главное, пить побольше - зелёного чая, а вовсе не холодной воды.

Нас повезли есть именно плов по-Самаркандски! Приготовленный в четырёхпудовом казане. Кстати, в Узбекистане готовят несколько видов плова - в каждом регионе по-разному.

Плов по-Самаркандски - раздельный плов. В этом плове используются хорезмские длинно-зернистые сорта риса. Мясо жарится большими кусками и нарезается после приготовления. А еще считается, что плов по - Самаркандски самый диетический. Диетичность его в том, что продукты при приготовлении не перемешиваются, и каждый гость из может самостоятельно «собрать» плов на свой вкус, регулируя количество моркови, мяса и риса.

Особенность самаркандского плова в том, что выкладывается он на блюдо слоями в обратном порядке: сначала рис, а затем лук с морковью и нутом, сверху - мясо. Именно так нам и подавали!

Плов, салаты, зелёный (и чёрный) чай.

А ещё рядом с этим кафе мы наблюдали, как готовят самсу в тандыре!

Жаль, что не дождались готовности - пора было заселяться в отель, а потом - на экскурсию по городу.

Главный козырь отеля Тильякори - его расположение - рядом с Регистаном - главной достопримечательностью Самарканда. Остальные его плюсы и минусы я описала в отдельной публикации.

Регистан

«Регистаном» называли главные площади в городах Среднего Востока.

Самаркандская площадь является самым известным регистаном, благодаря расположенному здесь знаменитому архитектурному ансамблю XVXVII веков, состоящему из трёх медресе (мусульманских религиозно-просветительских и учебных заведений второй степени).

Это - "медресе Улугбека", построенное в 14171420 гг внуком Тамерлана - правителем, великим ученым и просветителем, математиком и астрономом,

- медресе Тилля-Кари (16461660 гг.). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. А также - одним из ярчайших примеров исламской архитектуры. В 2001 г. этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО".

Сейчас эти медресе не работают как учебные заведения. В них - музеи и... торговля сувенирами.

Но архитектура - прекрасная, этого не отнять!

Здесь я впервые увидела вот такие ребристые купола!

Кажется, это признак именно самаркандской архитектуры!

И ещё интересно - все купола Самарканда (кажется, и всего Узбекистана) - голубые! Почему?

"С началом правления Амира Тимура Самарканд становится столицей. Тимур хотел, чтобы над Самаркандом всегда были голубое небо и золотые звезды…"

На южном небе звезды светят, как бриллиантовый наряд.

И нет прекраснее на свете, чем древний город Самарканд.

Ровесник Рима и Помпеи, сама легенда городов,

Лежит в созвездии Орфея,

Славясь лазурью куполов…

И вот такое я увидела впервые:

Такие ячейки - это так называемые "сталактиты"! Почему? Зачем такая причудливая форма украшения сводов? Оказывается, сталактиты использовались не только для украшения! Вот что я нашла:

"В архитектуре имеется одна серьезная проблема - как увязать между собой объемы, разные в плане по форме. Как установить круглую в плане башню на квадратный в плане объем или на восьмерик? Как перейти к сферической форме свода? В исламе эти части, где одна конструкция смыкается с другой, оформили находчиво и невероятно красиво. Стали делать каскад деталей, именуемый "сталактитами".

А вот - деревянные оформления потолков и деревянные колонны. Тоже очень красиво!

А какие невероятно красивые внутренние своды!

Всё здесь удивительно и восхитительно!

Но всё только начиналось!

От Регистана мы поехали смотреть

мавзолей Тамерлана Гур-Эмир,

воздвигнутый по инициативе и на средства Тимура в 1404 году - шедевр персидского зодчества..

Кстати, если кто не знает, "Амир Тимур (Тамерлан) - среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Основатель империи Тимуридов (около 1370 года) со столицей в Самарканде".

В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей, внуков, а также - учителя и наставника Тимура Мир Саид Барака.

Далее мы отправились смотреть ещё одно значимое место - ансамбль мавзолеев Караханидской и Тимуридской знати

Шахи Зинда.

Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшихся друг к другу в течение XIV—XV веков. А ещё в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI—XII веков. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО!

Несмотря на то, что место это печальное - по сути дела - кладбище, но оно такое интересное в архитектурном плане и по расположению (на высоком холме)! И мавзолеи - вроде, похожи между собой, но всё-таки очень разные по оформлению. Купола и своды, двери и окна - всё для нас было восхитительно и ново..

Вот эта дверь - самая древняя! И это - резьба по камню!

Кстати, в этот день мы поняли, что одного дня на Самарканд - мало! Несмотря на то, что передвигались мы на автомобиле, и нам показали, вроде, самое важное, успели мы не всё, и практически не осталось времени погулять самостоятельно.

Только после ужина (который мы заказали прямо в отель), добавив купленные в "дьюти-фри" напитки...

... мы отправились немного прогуляться по вечернему Самарканду! Благо, самое красивое - рядом с нашим отелем!

Ну вот, этот интереснейший и очень длинный день подошёл к концу. Пора отдохнуть и ехать дальше по маршруту, разработанному для нас Маратом!