И снова Крым. Часть 2-я. Пещерные монастыри Воронежской области.

День 2-й. 4 сентября. Суббота. Конечно, из Москвы до Ростова-на-Дону можно доехать за один день! Так обычно и делают те, кто едет на юг. Мы тоже обычно так делали. Но спасибо Наташе! Когда мы готовились к поездке, она сказала, что целый день в дороге (а от Москвы до Ростова 1100 км) - это скучно! И правда, скучно! Я задумалась и разделила дорогу до Ростова на 2 части, решив выехать в пятницу, а не в субботу. Тем более, в прошлом году мы посмотрели Дивногорье, но не успели в другой пещерный монастырь Воронежской области - Костомарово. А кроме Костомарово, получился ещё и Павловск, выбранный только как место ночевки недалеко от Костомарово и оказавшийся неожиданно интересным, и Кривоборье по пути, и даже вовсе не запланированный Белогорский монастырь...

Костомаровский Спасский монастырь находится почти в 100 км от Павловска - ближе жилья не нашли. Эти 100 км дороги волновались. Дорога почти пустая и, мягко говоря, не очень хорошая. Не верилось, что там, в конце пути, окажется то, что мы ищем... Да ещё и погода с утра не радовала... Сначала было так!

Потом так:

А потом уже вот так:

Повезло! Нашли монастырь. Приехали.

Но тут нас ждало некоторое разочарование. В связи с коронавирусом не разрешают не только заходить в храмы, но даже гулять по территории! Разрешают только подняться на гору Голгофа, посмотреть маленькую часовню Апостола Петра и взглянуть на главный храм монастыря - пещерную церковь Спаса Нерукотворного издалека - с горы Голгофа...

Ну мы послушались - а куда нам деваться? Печально побрели на Голгофу...

Подошли к часовне Святого Петра...

Посмотрели сверху на пещерный храм...

... и другие постройки монастыря...

... полюбовались белыми горами...

... и сфотографировались на их фоне...

... разглядели цветочки...

Всё это замечательно, и, наверное, все так и делают... Но не мы! Мы не за тем ехали в такую даль!

Мы с Наташей нашли маленькую тропинку и (с риском для жизни)) спустились к пещерной церкви по склону горы. И даже залезли на колокольню!

Не поняли только - почему нельзя гулять по такой огромной территории? Зато можно заходить в церковную лавку...

Ну а теперь

немного истории

Достоверно неизвестно, когда был образован монастырь. Существует несколько гипотез, описанных на официальном сайте монастыря. Согласно одной из них, монастырь возник в середине XVII-го, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований поляков. Малороссы начали рыть здесь пещеры, подобные пещерам Киево-Печорской лавры…

Однако, имеются и другие версии. Согласно одной из них, этот монастырь претендует на старейшее место среди обителей России! Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: "Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим, и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 веке… Монахи бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в эти края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы…"

Однако, первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось лишь в конце XVIII — начале XIX века.

После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В честь него на горке над монастырём сооружена та самая часовня.

Сохранились воспоминания местных жителей об использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

Почти 40 лет здесь царило запустение и лишь в 1997 году началось возрождение пещерной обители. Сейчас это Спасский женский монастырь. Службы ведутся в Спасском пещерном храме, во вновь построенном наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также в часовне Святого Петра.

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, например. На Голгофе воздвигнут поклонный крест.

Вот на Голгофу и к часовне Петра нас как раз пустили. А к пещерному храму мы спускались без спросу…

И, к сожалению, совсем не видели ещё один пещерный храм - Серафима Саровского (фото из интернета):

На обратном пути решили заехать ещё в один монастырь - Белогорский. Костомаровский монастырь - женский, а Белогорский Воскресенский - мужской. Почти всегда женские монастыри отличаются бОльшей строгостью, чем мужские. В Белогорском нас встретили с "распростёртыми объятиями" - и территория открыта, и даже пещерный храм!

Этот монастырь относительно молодой, он построен в XIX веке. И у него очень интересная история.

И история эта описана даже в путеводителе монастыря!

Всё было примерно так:

"Начало Воскресенского монастыря связывают с именем Марии Шерстюковой – жительницы села Белогорье.

В 20 лет Мария была выдана замуж за войскового казака Самуила Шерстюкова, в 45 лет овдовела, 10 лет после этого предавалась пьянству, разврату, занималась колдовством, пока не промотала все мужнино достояние. Настоящая жизнь началась для этой женщины в 55 лет. С группой паломников Мария попала в Киево-Печерскую Лавру, где началось её духовное перерождение.

В 1796 году, вернувшись домой, она начала рыть в меловой горе на берегу Дона пещеру для молитвы и покаяния. Одних односельчан её пример воодушевил, они стали помогать Марии-пещерокопательнице. Другие не могли поверить, что прежняя распутница могла стать вдруг постницей и молитвенницей. Светские и церковные власти пытались остановить работу Марии, видя, как много народа собирается вокруг неё и подозревая сектантство и раскол. Гонения прекратились после того, как посланная царем Александром I комиссия установила: «Ереси не обнаружено. Чистота Православия соблюдается».

Шерстюкова получила по царскому указу 2,5 тыс. рублей золотом. В благодарность она попросила освятить выкопанный ею пещерный храм в честь Александра Невского – покровителя императора Александра I. Мария-пещерокопательница скончалась в 1822 г. в возрасте 82 лет, оставив после себя 212 метров выкопанных собственноручно пещер, а также группу подвижников, которые продолжили её дело.

Пещерокопатели продолжали работу и образовали скит, который в 1882 году получил статус мужского монастыря во имя Воскресения Христова. Наземные храмы обители – Воскресенский и Вознесенский — возвышались на крутом берегу Дона и были видны издалека.

дореволюционное фото

Тысячи паломников стекались сюда, чтобы получить помощь и духовное окормление. К 1917 г. братия Белогорского монастыря содержала: свечной, рыбный и кирпичный заводы, огромный сад и пасеку, стадо коров; на монастырском холме умещалось около 40 наземных построек. Продолжались работы по расширению пещер: длина коридоров достигла 2,2 км.

Белогорский пещерный комплекс стал самым грандиозным не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Революция острым клинком полоснула по жизни всех монастырей Белогорья. Большевики конфисковали земли Воскресенской обители, осквернили останки Марии-пещерокопательницы и её сподвижников, взорвали храмы, стерли с лица земли все монастырские постройки. Во время Отечественной войны на месте обители размещалась зенитная батарея противника. Опасаясь партизан, оккупанты стремились взорвать и завалить все входы и выходы пещерного комплекса".

Восстановление монастыря началось в 2003 году.

Первым делом был очищен и обустроен пещерный храм Александра Невского, и уже через год в нем отслужили первую Литургию. В 2014 году построили деревянную церковь Спиридона Тримифунтского. Храм был срублен в Вологодской области, доставлен в Белогорье по воде и собран на территории монастыря. Здесь пребывает частица мощей святого Спиридона — неизменного помощника при обустройстве любого жилища.

Сейчас строится ещё один наземный храм - каменный.

Вход в пещерный храм Александра Невского

К сожалению, нам не хватили времени спуститься к Дону. Ведь, говорят, нижний ярус пещер Белогорского монастыря выходит прямо к пристани! А ещё говорят, что до монастыря можно добраться на кораблике...

Когда-нибудь мне хотелось бы снова посетить эту обитель.

А сегодня нас ждал Ростов-на-Дону!

Кстати, погода снова менялась - то дождь, то солнце. Ещё бы - 580 км проехали за день!

А в Ростове нас ждали друзья - Михаил и Анна! Снова, как и 2 года назад, прекрасно посидели и пообщались! А сколько донских гостинцев они нам привезли!

Завтра нам предстоит добраться до Крыма!