И снова Крым. Часть 1-я. Дорога. Кривоборье. Павловск.

ооо

День 1-й. 3 сентября. Пятница.

Этой день, как и любой день дальнего путешествия, начался рано. В 6 утра мы уже вышли из дома, в 6.30 забрали одну наших попутчиц на Комсомольской площади (другая приехала к нам сама)) и тронулись в дальний путь.

Погода стояла великолепная. Пушистые облачка украшали небо. А трасса Дон, по которой мы ехали весь это день, - это просто наслаждение - она ничуть не хуже хвалёных немецких автобанов.

Как я писала в своих путевых заметках в тот день:

"720 км. 8300 шагов. 50 метров заплыва в чистейшем Дону.

Встреча с любимыми местами и новые открытия".

Любимым местом стало Кривоборье!

Оно очень удобно расположено. Стоит отъехать от трассы на 10 км, чтобы полюбоваться Доном и устроить пикник! От Москвы до этого места - 500 км.

Урочище Кривоборье прекрасно своими видами с высокого берега Дона, который здесь поворачивает на 180 градусов, чистейшей водой, в которой резвятся рыбки (большие и маленькие) и прокладывают причудливые ходы речные "мидии". А также тем, что там вообще нет людей!

Почему-то вспомнились Синий камень в Переславле-Залесском и Танцующий лес на Куршской косе в Калининградской области... К этим природным достопримечательностям ходят огромные толпы туристов по дорогам, которые представляют собой сувенирные ряды - идёшь как "сквозь строй"... А в Кривоборье такого пока нет, но думаю, скоро будет! Спешите, неравнодушные путешественники! Море подождёт!

Водичка из Дона - для чая. Все остались живы и здоровы!)

А вечером был Павловск.

"Этот город Воронежской области стал настоящим открытием! Как в прошлом году Рамонь и Лиски, а месяц назад - Борисоглебск. Воронежская область мне нравится всё больше и больше! Но пока не были в столице...", - писала я в своих "путевых заметках".

Павловск мне понравился своими широкими улицами и бульварами, красивыми старинными каменными и деревянными домами, расположением (на Дону), обилием цветов и тем, что там всё "живое" - люди выглядят счастливыми, всё реставрируется и благоустраивается.

Честно говоря, Павловск мы выбирали наобум - просто он является ближайшим большим населённым пунктом (где есть гостиницы) к пещерному монастырю в Костомарово, который был обязательным пунктом программы. Тем приятнее была неожиданность!

Немного истории.

Ведь город, оказывается, внесён в список "исторических городов России".

Павловск основан в 1709 году Петром-I и до 1711 года назывался Осеред, ведь образован он (и стоит до сих пор) в месте впадения в Дон реки Осередь.

Город строился как военная верфь и русская крепость. Строился шведами, пленёнными под Полтавой.

Через два года крепость "была переименована в Новопавловскую указом царя после неудачного Прутского похода в память о уступленной туркам крепости Святого Павла на Азовском море. В том же году крепость получила статус города и стала называться Павловском".

То есть, город образованный Петром, называется "Павловск" уже более трёхсот лет и никакого отношения к русскому императору Павлу не имеет...

В XVIIIXIX веках город был одним из самых благоустроенных городов в Воронежской губернии, несмотря на то, что 4 пожара в конце XVIII века уничтожили его почти полностью. Уцелели несколько каменных зданий.

В начале XX века построено много новых красивых домов, которые сейчас являются украшением города. В том числе здания Реального училища и Сельскохозяйственный техникум.

А всего сейчас в Павловске - 43 памятника архитектуры, из них 7 - федерального значения.

Очень приятно гулять по нынешнему Павловску, разглядывать и фотографировать красивые дома и домики, ворота, окошки!

И их здесь великое множество! Фотографии подписывать не буду... Вряд ли кто-то запомнит, чей где дом, и что в нём сейчас... Если очень хочется, можно всё найти в интернете.

Пожарная каланча - старинная, XIX века.

Как я уже говорила, в городе много цветов.

Есть здесь несколько храмов. Мы видели три - в самом центре города.

Самый запоминающийся - Покровский (ул. 25 лет Октября, 17).

Построен в конце XVIII века. Но позже сильно перестроен.В 1990-е гг. колокольня надстроена двумя ярусами с купольной кровлей, не имеющими ничего общего со своим историческим прототипом.

Самый старый храм - Казанской иконы Божией матери (пр. Революции, 25).

Построен в 1776 году. Правда, в XIX веке перестраивался и ремонтировался, в результате чего облик его изменился. Внутрь мы, к сожалению не попали, в 7 вечера была закрыта даже территория.

Есть ещё Собор Спаса Преображения. Но он не действует.

Есть в Павловске и памятники. Ленину - само собой. И два памятника основателю города - Петру-I.

Тот, который деревянный, известен тем, что его выпилил из дерева какой-то чемпион по скоростному выпиливанию портретов за 24 минуты!)

Широкая пешеходная улица 1 Мая...

... выводит к набережной Дона. Она ещё строится, но уже видно, что это будет грандиозное сооружение!

Здесь, наверное, купаются...

Но мы решили, что на сегодня купания хватит, и отправились в сторону "дома", заглянув по дороге в Петровский парк. Здесь есть львы...

... каменный памятник Петру-I, который я уже показывала, и красивый фонтан.

А ужинали мы в гостинице - у нас с собой всё было!

Завтра нам предстоит посмотреть Костомаровский монастырь и добраться до Ростова-на-Дону.