"Ещё раз на восток" или новогоднее путешествие вместе с друзьями. Часть 2-я. Касимов.

Касимов -

город в Рязанской области на Оке с населением почти 30 000 человек - практически ровесник Москвы, младший брат! Он был основан в 1152 году тем же Юрием Долгоруким, князем Суздальским, как опорный пункт для защиты юго-восточных границ своего княжества. И назывался он тогда Городец Мещерский по имени финно-угорского племени "мещера", проживавшего в этой местности.

В XIV веке город был уничтожен монголо-татарами и потом восстановлен выше по течению Оки, там, где находится и сейчас.

В середине XV века великий князь Московский Василий II (Тёмный) "пожаловал" город казанскому царевичу Касиму, сыну золотоордынского хана Улу-Мухаммеда. Так русский Городец Мещерский стал центром Касимовского ханства. Сын Касима, Данияр, после смерти отца переименовал Городец Мещерский (красивое название, не правда ли?) в город Касима, потом город Касима стал просто Касимовым.

По своему устройству Касимовское ханство почти не отличалось от других татарских ханств. Во главе его находился хан ("царь") или султан ("царевич") - естественно, мусульманин. Татарская знать (беки, мурзы) составляла окружение правителя. Ханская казна пополнялась налогами с населения - со всех промыслов поступал в казну оброк. Имелось войско - полк служилых татар. В городе уделом татарских царей был Старый Посад и Татарская слобода. Последняя представляла собой деревянную крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом и дворами придворных. Тут же, в слободе, проживали ремесленники, служилые мурзы (в XVI-XVII вв около сотни дворов).

Одновременно в Касимове существовал и русский городок, управлявшийся воеводой (нынешний центр города).

229 лет просуществовало касимовское ханство!. Сменилось 14 правителей...

(Для тех, кто интересуется историей Касимовского ханства будут интересны следующие труды: В.В. Вельяминов-Зернов «Исследование о Касимовских царях и царевичах», вышедший в 60-х годах XIX в., а также книга Н.И. Шишкина «История города Касимова с древнейших времен» (1881 года издания).

Касимовское ханство было ликвидировано в 1681 г. после смерти последней его правительницы Фатимы-султан.

В конце XVII века Касимов присоединили к дворцовым волостям. В 1773 году город стал уездным в составе Рязанского наместничества.

Но до наших дней в Касимове дружно живут бок о бок русские и татары. И мирно соседствуют мусульмане и православные.

День 1-й. 24 декабря. Четверг. Продолжение.

Заселившись в гостиницу "Касимов" и наскоро перекусив, мы отправились смотреть город.

Большинство домов Касимова, как я поняла, построено в XIX - начале XX веков. Изредка встречаются постройки XVIII века. А самое старое сооружение - татарский минарет - XV века (но о нём позже).

А мы идём от гостиницы по улицам Ленина и Советской. Любуемся домами и домиками.

Идём, пока не доходим до Музея колоколов (Советская, 16).

Он работает до 17. Поэтому спешим! Берём экскурсию! Очень рекомендую это сделать! Рассказывают интересно! Но, к сожалению, про музей пока не издано ни одной брошюры, а запомнить всё, что нам рассказали невозможно... Про музей я написала отдельно.

Ещё сегодня решили сходить на разведку - посмотреть Соборную площадь с главным храмом города - Вознесенским собором и мечеть с минаретом в Татарской слободе. По пути зашли в украшенный к Новому году симпатичный сквер без названия (между домами 1 и 5 по Советской)).

А вот и Вознесенский собор во всей красе!

В соборе шла служба, поэтому не фотографировали.

Обошли Соборную площадь и отправились в Татарскую слободу.

Взглянули на старейшую постройку города - минарет XV века с мечетью XVIII-XIX веков.

И отправились коротким путём в сторону гостиницы...

На сегодня хватит! (Подменять содержание) - ужинать и спать!)

День 2-й. 25 декабря. Пятница.

"Неужели всего второй день? Кажется, уже путешествуем целую вечность..., ну хотя бы неделю... А выехали только вчера! Просто столько нового и интересного увидели!.. Прекрасный, но полуразрушенный Касимов. Дай Бог, чтобы всё изменилось к лучшему. И как можно скорее!", - писала я свои путевые заметки в конце второго дня путешествия...

А пока день только начинался! И мы решили изучить Касимов как следует, вооружившись путеводителем Татьяны Пашковой и другими выписками из интернета...

Начали сразу с главной площади - Соборной, приехав туда на машине, чтобы не терять время. Благо, с парковками в Касимове всё нормально.

Доминанта площади, конечно, Вознесенский собор!

Некогда он был одним из самых красивых и грандиозных православных культовых сооружений Рязанской земли. За короткий срок - с 1854 по 1867 гг - на месте обветшавшей церкви рязанский губернский архитектор Николай Воронихин (не путать с Андреем Воронихиным, построившим Казанский собор в Санкт-Петербурге) построил каменное здание, очень похожее на собор в Гатчине. Была у церкви и колокольня, самая высокая в городе, которую, к сожалению, разобрали в 60-х годах прошлого века. В советские годы здесь размещался аэроклуб с вышкой для прыжков с парашютом. С 2002 года в храме вновь проводятся службы.

В шаговой доступности от Вознесенского собора - ещё две церкви - Успения Пресвятой Богородицы (Соборная пл., 3), построенная в конце XVIII века ( вечерние фото - вчерашние).

... и Благовещения Пресвятой Богородицы, (1740 год).

За Вознесенским собором расположены торговые ряды, построенные в начале XIX века на средства касимовских купцов.

Автор проекта - уроженец Касимова, самодеятельный архитектор, местный историк, археолог, топограф Иван Сергеевич Гагин. Этим архитектором в Касимове построено множество домов.

Мы обошли площадь по кругу. От Советской улицы - по часовой стрелке.

Дом детского творчества (Советская, 2) построен в 1853-1860 гг как здание городской Управы. Архитектор -

И. С. Гагин.

Красивое здание, расположенное чуть в глубине (Губарева, 1) - тоже творение И. С. Гагина. Это здание школы №1. Было построено для богатого касимовского купца Я. И. Алянчикова, в конце XIX века здесь разместилась женская гимназия.

В этом бывшем купеческом особняке, построенным тем же Гагиным, - детская музыкальная школа (ул. Губарева, 2)

Самое интересное гражданское сооружение площади (на мой взгляд) - дом купца Алянчикова, известный в народе как "Дом с бельведером" (Соборная площадь, 7/8). Построен дом в 1810-1820 гг тем же Гагиным. Сейчас там Краеведческий музей и турбюро. Посещение музея в наши планы не входило, хотя, говорят, он очень интересный. Но мы зашли в турбюро, чтобы попросить или купить карту города или какой-нибудь путеводитель. В турбюро не было ничего!

Ещё один интересный дом (Соборная площадь, 10А) - это бывший дом Золотова Акима Тимофеевича — выходца из разбогатевших крестьян, который начинал своё дело в качестве коробейника. На накопленные средства купил в Касимове пивоваренный завод, а позже построил большой дом у Соборной площади. Большую часть второго этажа дома он отдал под гостиницу, а на первом разместил трактир. "Конкуренция среди подобных заведений в центре Касимова была высока. Оборотистый и грамотный купец для привлечения клиентов устроил в своём трактире избу-читальню. Кто-то из служащих, а бывало, что и сам хозяин, вслух читали газеты посетителям. Касимовцы, желающие узнать городские, губернские или мировые новости с удовольствием предпочитали золотовский трактир." (с сайта "По городам и странам"). Непонятно только, какая часть дома была построена в XIX веке... Вряд ли весь.

За церковью Благовещения Пресвятой Богородицы (о которой я уже говорила) находится дом Азовцевой (ул. Рязанский спуск, 14). Построен он был исключительно как жилой в начале XIX века. Правда, в начале XX века хозяева решили устроить в доме завод фруктовых и минеральных вод - в силу его выгодного положения на пути от речного причала. Купцы есть купцы!)

А вот "задворки" этого дома довольно живописны! Мы же "Бродячий клуб" - не можем не заглянуть в открытую дверь!

А там - просто квартиры... люди живут!

Идём дальше вокруг Соборной площади - замыкаем круг.

Как всё красиво, наверное, было когда-то! И как убого сейчас...

Следующий интересный дом (Рязанский спуск, 16) называют по имени первого владельца дома - дворянина Скорнякова, и считается он самой старой гражданской постройкой Соборной площади - конец XVIII века. Сейчас это просто многоквартирный дом.

А этот, полуоблупившийся (Рязанский спуск, 4), - памятник федерального значения - дом купцов Наставиных, XVIII века постройки. Это - "дом Городничего" из фильма "Инкогнито из Петербурга", снятого по гоголевскому "Ревизору" в 70-е годы прошлого века.

И совсем уж печальный, но ведь какой красивый когда-то, дом (Рязанский спуск, 17). Кажется, уже не жилец...

Как жаль...

Вот мы и обошли вокруг Соборной площади. Уселись в машину, чтобы ехать на набережную (можно было бы и пешком, но Игорь заартачился). В это время к нам подошёл мужчина нашего возраста и спросил, зачем мы всё здесь фотографируем. Мы напряглись... А он сказал: "Фотографируйте, выставляйте в интернет! Может быть, этим поможете хоть что-то сохранить! Ведь дома разрушаются! Лучшие экземпляры горят... И их, видимо, поджигают!" На сердце стало ещё тяжелее... И мы поехали смотреть дом, который сгорел совсем недавно - в ночь на 20 ноября 2020 - дом Баркова. И другие дома на набережной Оки. Поехали по Рязанскому спуску.

Первое, что увидели - обелиски Петровской заставы (XVIII век, авторство приписывают тому же Гагину, но это не достоверно). В старину на этом месте проходила проверка документов, сбор денег, одновременно застава служила охраной и ограждением города от проникновения в него разных «воровских людей». С течением времени ворота перестали играть роль заставы, стали лишь архитектурным украшением города, историческим объектом, связанным с посещением Касимова Петром I и визитной карточкой улицы Набережной.

Из машины мы вышли, пошли пешком до дома Баркова. Не останавливаться же каждую минуту. А интересного на набережной много. В первую очередь сама "Ока-широка"! Да и небо - не безнадёжно!)

Следы былой цивилизации - то, что, видимо, осталось от речного вокзала (Набережная, 27А).

Напротив - один из самых красивых домов Касимова - дом купцов Вереиных. Набережная ул. д.28.

Это типичная для того времени городская купеческая усадьба, постройки начала XIX века, с каменным первым этажом и деревянным вторым.

Ещё чей-то интересный дом!)

А это что за ужас? Как такое можно допустить? Глава города, видно, ни себя не уважает, ни своих жителей. Не говоря уж о туристах...

А вот и дом Баркова! Вернее, то, что от него осталось... Неужели, правда, поджог?

Вот такую публикацию нашла в интернете, сделанную чуть больше года назад, за год до пожара:

"Иногда я очень опасаюсь приезжать в Касимов. А знаете почему? Там находится дом Баркова, красивейшая деревянная городская усадьба с белоснежным шестиколонным портиком, богатой историей и восхитительным видом на Оку. Дом Баркова для меня является неким идеалом усадебной архитектуры. Такой красивый, и такой отчаянно не нужный никому. Во время визитов в город меня все чаще посещает желание самому взяться за его восстановление…Смущает только огромная материальная ответственность и столь же огромное расстояние от Касимова до Москвы". И ещё: "При Барковых к зданию городской усадьбы примыкал прекрасный сад с прудами, оранжереей и липовой аллеей протяженностью в 150 метров. Сейчас от этой красоты, увы, не осталось и «живого места». Парк и аллеи начали активно разорять 50 лет назад. А сейчас под угрозой исчезновения находится и сам главный дом."(https://vadimrazumov.ru/632855.html?rfrom=deadokey) Ну просто без комментариев(((

А таким был дом Баркова до пожара:

Опомнитесь, люди, что вы делаете? Что бы это ни было - поджог или бесхозяйственность, нельзя так...

... Дальше мы не пошли...

Дальше поехали, разглядев снизу красивую церковь, которая выглядела "живой"!

Это церковь Троицы Живоначальной (ул. Свердлова, 1). Построен Троицкий храм в середине XVIII века на месте более древнего, деревянного и, говорят, был любимым храмом касимовского купечества.

Сейчас там идут реставрационные работы. Но основное сделано. Служители - доброжелательные, разрешают фотографировать, разрешают подняться на галерею-гульбище, откуда открываются великолепные виды на город и на реку (особенно в хорошую погоду).

Ещё одна церковь поблизости - Николая Чудотворца (Никольская улица, 23).

Построена в первой половине XVIII века. У этого храма - очень интересная история, и она хорошо описана на его сайте. А если коротко, этот храм не был разорён при Советской власти, закрыт он был только на 2 года - (1941-1943). С этого времени до 1990 года Никольский храм оставался единственным действующим в городе. А с 1945 по 2002 (когда начались богослужения в Вознесенском соборе) - имел статус второго по значению храма в области после Рязанского Кафедрального собора.

Фотографировать в храме мне запретили, но я сделала одно фото украдкой и ушла...

И ещё не понравилось: пока стояла на улице и ждала остальных, ко мне дважды подходили с просьбой "подать на храм". Ну не люблю я такие вещи... сама подаю безо всяких просьб, если считаю нужным - для этого есть специальные ящички внутри...

А я пошла фотографировать более светские вещи!)

Когда все собрались у храма, наша команда разделилась. Большинство устали и поехали на машине к музею самоваров. А мы с Наташей пошли пешком - ей подсказали, что неподалёку есть монастырь - Казанский (ул. Свердлова, 25). К нему мы и пошли! "Огородами"...

История монастыря - долгая и интересная. Её можно прочитать, например, здесь.

А если коротко - основан в 1627 году старицей Иустинией. В XIX веке и до революции это была обширная обитель в двумя каменными храмами. В 30-е годы прошлого века оба храма разрушены. Сейчас монастырь возрождается. Проводятся богослужения.

На Советскую улицу вернулись коротким путём - по улице Свердлова и Рязанскому спуску (для нас теперь - подъёму)).

Советская улица. Вид на Вознесенский собор.

С остальными членами команды встретились у музея (Советская, 4). Это удивительный музей - с огромной коллекцией уникальных самоваров, собранных одним человеком - Михаилом Петровичем Силковым... (про музеи Касимова - отдельная публикация).

Но на этом прогулка не закончилась - хотелось ещё подняться на минарет! Поехали в Татарскую слободу.

К сожалению, было закрыто всё! Не только минарет, но и музей в мечети - "Этнографический музей касимовских татар". И никаких признаков жизни!

Ну вот и всё, что мы видели в Касимове за полдня. Вроде, очень много, тем более, гуляли полдня, а описывала я всё это целую неделю... Хороший город! Интересный! Но ужасно запущенный... Как будто, давно нет здесь хозяина. Будет ли? Очень надеюсь. А мне одного вечера и нескольких часов утром (с 9.30 до 13.00) не хватило. Вроде, самые интересные музеи посетили, кроме Краеведческого, но по городу не нагулялись. Я не нагулялась (не берусь говорить за остальных). Но тем, кто поедет после нас я бы рекомендовала не одну ночь ночевать в Касимове, а две, особенно, если это будет лето. Наверное, здесь и искупаться есть где... А ещё Игорь хочет приехать в Касимов ещё раз ради рынка! Пока мы гуляли, он купил вкуснейших солёных груздей и даже белых грибов по какой-то совсем смешной цене. Было вкусно!

А ещё вкусно нам было после прогулки - ведь пришло время обеда! Мы не стали экспериментировать - пообедали там, где нам советовали - в нашей гостинице "Касимов"!

А потом была дорога из Касимова в Дивеево длиной всего в 223 км и 4 часа. Навигатор в очередной раз нас "сделал". Мы поставили ему промежуточную точку - "Мыс доброй надежды". Сначала всё было не плохо (кроме метели), потом дорога превратилась в грунтовку, потом, вдруг, мы заехали в тупик, пришлось разворачиваться, потом я волновалась, увидев на карте на нашем пути реку...

Однажды ведь навигатор привёл нас к парому... К счастью, это был не паром, а мост - через реку ...

И вот он, долгожданный "Мыс доброй Надежды" на другой стороне реки!

Мы перестали волноваться, даже стали останавливаться, увидев издалека что-то интересное. Вот такую деревянную церковь, например!

Церковь новая, даже ещё недостроенная. Но оттого не менее прекрасная...

В этот день мы несколько раз пересекали границы областей - Рязанская - Мордовия - снова Рязанская - снова Мордовия - Нижегородская...

Карта кликабельна

В 17.30 были в Дивеево.

Но это уже другая история...