"Ещё раз на восток" или новогоднее путешествие вместе с друзьями. Часть 6-я. Семёнов.

День 5-й. 28 декабря. Понедельник.

На пятый день путешествия мы ещё на 75 километров приблизились к его главной цели - так называемому «Воскресенскому Поветлужью».

Нижний Новгород был выбран только для ночёвки и встречи с друзьями. Красивый город и любимый. Но мы только погуляли вечером. А утром сходили в мою любимую церковь – Строгановскую (или Рождественскую) Впрочем, я об этом уже писала...

На этот день были достаточно большие планы – приехать засветло в городок Семёнов, посетив по пути старообрядческую деревню Осинки со святым «колодчиком». Семёнов был выбран для ночевки случайно. Я просто нашла место на нашем пути (между Нижним Новгородом и Воскресенским, где предполагалась следующая ночевка), в котором есть нормальный отель. И только потом узнала, что Семёнов когда-то был центром старообрядчества, что там есть очень красивый храм – Никольская старообрядческая церковь, что это родина хохломы и там есть фабрика и музей «Золотая хохлома», а также множество красивых деревянных и каменных домов. Узнав всё это и обнаружив утром, что на улице «мороз и солнце - день чудесный», мы решили оставить очередную прогулку по Нижнему Новгороду на будущее и уже в 10 часов выехали в сторону Семёнова.

Достопримечательность "Святой старообрядческий колодчик" указана даже в Википедии! Однако, зная только название деревни, рядом с которой он находится, и доверившись навигатору с гугл-картами, найти его трудно. Мы нашли! Поэтому для тех, кто решит поехать "по нашим следам", я укажу чуть позже координаты места. А пока - о наших приключениях.

"Деревню Осинки гугл-карты не знают, поэтому, навигатор привёз нас к станции Осинки в каком-то другом населённом пункте", - писала я в своём дневничке в тот день. Взглянув на карту внимательнее (уже дома), я поняла, что Осинки существуют в двух экземплярах! Как и наша деревня Истоминка - помните: "Пойдём на ту деревню!"? Только между двумя Истоминками - 500 метров. А между двумя Осинками - целых 4 км.

Но в тот день мы о существовании вторых Осинок не подозревали. Въехали сначала в те, которые справа на карте, - ближе к Семёнову, дальше от Нижнего:

Ехали медленно... Искали что-то похожее на колодец... фотографировали красивые дома...

... и дома с красивыми наличниками и ужасными пластиковыми окнами...

... и вот такие развалюхи... Мы прочитали, что в Осинках сохранились остатки келий старообрядцев, думали, может, это они?

Объехав всю деревню, мы нашли всего одну живую душу - бабушку, у которой и спросили, где здесь святой колодец. И ещё мы её спросили: "Ведь это старообрядческая деревня?" Она (офигела) открыла рот от удивления! Но потом всё-таки поняла, о чём речь, и сказала, что нам нужно ехать в обратную сторону и искать указатель «Осинки» (мы его благополучно проехали, ведь смотрели на навигатор, а не на указатели)…

Въехав в другие Осинки, останавливались каждую минуту – такие красивые здесь деревянные дома! Какие наличники, двери, флюгеры…

Только колодца не видать. И опять деревня пустая! Ни одного жителя не видно, хотя, кажется, люди здесь живут – подходы к большинству домов почищены от снега.

В окне одного из домов углядели силуэт человека, и во дворе залаяла собака.

Я подошла к дому. Через некоторое время мужчина открыл окно и, к нашему счастью, рассказал, где нам искать святой старообрядческий «колодчик». Именно так он его и назвал. Не зная, куда ехать, нипочём не найти, никаких указателей нет! Но мы поехали по устным указаниям (ехать по деревне в сторону Семёнова и после того, как она кончится, повернуть налево, доехать по грунтовке через сосновый лесок до кладбища, а там пешком)...

... и через 5 минут прибыли. Вот координаты места, где нужно поставить машину:

Здесь же и табличка с информацией:

Оставалось пройти метров 300 по хрустящему снегу через красивейший зимний лес.

Давно такого не видели! Просто попали в сказку!

И вот он – святой «колодчик» с чистейшей вкусной водой.

"А Семёнов! Такое впечатление, что с каждым днём путешествия становится всё интереснее! Хотя, куда уж ещё? Уютный Касимов, святые источники Дивеева, Арзамас с белоснежными храмами… И вдруг сказочный Семёнов с разноцветными деревянными игрушечными домиками! И абсолютно солнечный морозный день! Мы и нагулялись, и вкусно пообедали в кафе «Теремок» за смешные деньги, и в музей попали… А ужин для нас приготовили какой!", - писала я в своём дневничке...

Но обо всём по порядку!

Сказочный лес покидать не хотелось... Но Семёнов тоже обещал быть интересным!

Семёнов.

Город возник в начале XVII века как поселение старообрядцев, впервые упоминается в 1644 году как селишко Семёновское, в 1717 году — село Семёново. С 1779 года — уездный город Семёнов Нижегородского наместничества... Получается, что название практически не менялось с момента образования! А название (по одной из легенд) возникло от имени некоего Семёна-ложкаря. Ведь деревянные ложки-баклуши производились в Семёнове и окрестностях "испокон веков", а также другой «щепной» товар (подносы, чашки, туеса и т. п.), которые после отделки и окраски отправлялись на Нижегородскую ярмарку.

В XIX - начале XX века Семёнов - центр старообрядчества, единственное место в России, где делали кожаные лестовки-чётки для старообрядцев...

...Быстро устроившись в гостинице с громким названием "Париж", мы пошли смотреть земной уютный Семёнов и, прежде всего, разноцветные домики с резными наличниками! Они здесь везде - на каждой улице. Но больше всего - на улице Ванеева, которая начинается прямо напротив нашего отеля.

Говорят, архитектор города внимательно следит за тем, чтобы жители центральных улиц красили дома в правильные цвета. Вот если бы ещё кто-то мог запретить ставить пластиковые окна без раскладок...

Есть в Семёнове и интересные каменные дома. Вот это, например, дом купца-старообрядца П. П. Шарыгина (построен в начале XX века). Посмотрите, как художественно выложен кирпич!

Сейчас там Историко-художественный музей.

А это - дом ещё одного купца-старообрядца - Афанасия Павловича Носова. Построен в 1870 году. Сейчас здесь расположен Музей старообрядчества.

А ещё такие - с каменным первым этажом и деревянным вторым:

Примерно так выглядит линия на карте нашей прогулки:

Ещё перед поездкой я составила её план: "От отеля Париж идём по Ванеева на площадь Ленина. Обходим площадь, идём по улице Ленина в сторону Никольского старообрядческого храма. Смотрим особняк Носова. Гуляем по Гагарина и Тельмана. Обедаем в Теремке или Керженце . Идём в музей «Золотая хохлома» и «Дом Семёна ложкаря» - Чкалова, 18. Ужинаем".

Нормально получилось!) Возможно, если будете гулять по другим улицам Семёнова, тоже увидите интересные дома. Их здесь много! Но есть и обязательные пункты (на мой взгляд). В том числе, два храма - старообрядческая Никольская церковь и православная - церковь Всех Святых.

Никольская церковь находится прямо напротив дома купца Носова. И построена на его деньги.

Как же она хороша! Дух захватывает уже на подходе!)

Хорош и дом 16 по Володарского:

Просто никак не пройти мимо!)

А вот и Никольский храм!

Дошедшее до нас каменное здание, построенное на месте деревянной обветшавшей церкви, возводилось с 1905 по 1916 гг на средства прихожан и купца А.П. Носова, что отражено на табличке с выгравированной надписью: "Иждивением и под руководством ложкарного торговца Афанасия Павловича Носова...".

Второй храм - церковь Всех Святых.

Церковь построена в 1863-1867 гг на месте обветшавшей деревянной. В советское время использовалась как... водокачка!

Внутри очень уютно.

А ещё в Семёнове интересные музеи!

Это уже вышеупомянутые Историко-художественный и Музей старообрядчества.

И ещё 3 музея, связанных с главным промыслом Семёнова - хохломской росписью. Это два музея на территории фабрики «Хохломская роспись» - музейно-туристический центр "Золотая Хохлома" и музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря». А также Музей матрёшки.

Мы в этот раз успели только в один - Дом Семёна-ложкаря, о котором я написала отдельно.

Здесь - только несколько фото:

На последнем фото - матрёшка, которая стоит в фойе музейно-туристического центра "Золотая хохлома". Мы в этот музей не попали, зато в нём побывала Татьяна Пашкова! И очень интересно всё описала на своём сайте - и про музей, и про историю возникновения промысла. Вот цитата: "Почему роспись называют хохломской, а делают в городе Семёнов? По сей день в именовании промысла сохранилось название старинного села Хохлома Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь впервые появились деревянные предметы с удивительным узором. Хохлома была большим и богатым селом и именно сюда крестьяне из окрестных деревень привозили на продажу свои творения. Хохломские диковинки быстро завоевали рынок. Но производить и продавать расписные штуки в Семёнове оказалось экономически выгоднее. Село Хохлома затерялось в Костромской глубинке. Основанный в 1779 году город Семенов примостился под боком у богатого купеческого Нижнего Новгорода. Центр промысла переехал в Семёнов, но сохранил историческое название – хохломская роспись". Всё полностью читайте и смотрите здесь!

На этом наша культурная программа закончилась. Осталось только поужинать! В этот раз нам опять повезло! Игорь договорился с владельцем ресторана, который находится в подвале нашей гостиницы, чтобы специально для нас приготовили ужин! И нам приготовили! С истинно кавказским гостеприимством! Всё было очень вкусно - ассорти из шашлыков и овощей-гриль, салаты, домашнее вино и чача! Опять хорошо посидели!

День получился замечательный!

Но мы с нетерпением ждали следующего! Который сулил встречи с интересными людьми и «сбычу мечт». И всё это сбылось!

Но об этом - в следующей части.