"Ещё раз на восток" или новогоднее путешествие вместе с друзьями. Часть 4-я. Арзамас.

Маленький уютный Арзамас - таким я представляла себе этот город. Однако, не такой уж и он маленький - сейчас в Арзамасе проживает более 100 000 человек - и не таким маленьким был когда-то - 7000 человек в середине XVII века, почти 20 000 - в начале XX-го!

Русский город Арзамас был основан в середине XVI века Иваном Грозным как очередная пограничная крепость - уж очень понравилось ему мордовское сельбище на высоком берегу реки (Теши), когда он шёл в свой 3-й поход на Казань. С местным населением - эрзянами - удалось договориться мирным путём, пообещав изгнать татар, осевших на Теше. Кстати, название реки происходит от имени мордвина Теша, который, по одной из легенд, в числе других бежал в глухие дебри от нашествия Батыя и основал первое поселение на высоком холме, где сейчас находится исторический центр Арзамаса...

Развивался город стремительно и уже в XVII столетии имел огромное торговое значение...

"Арзамас я ожидала увидеть примерно таким-же по размерам и атмосфере, как Касимов. А он оказался совсем другим. Огромные белоснежные храмы и множество красивых деревянных домов, большинство из которых - в удручающем состоянии. Город с грандиозным туристическим потенциалом, в котором практически нЕгде поужинать. Арзамас оказался городом контрастов. Но понравился очень!", - писала я путевые заметки вечером - после первой прогулки по Арзамасу. А что же мы видели в этот вечер?

День 3-й. 26 декабря. Суббота. Продолжение.

В этот раз наша гостиница была на тихой заснеженной улочке в пяти минутах ходьбы от центра города.

И первое, что не могло не броситься в глаза (хотя, я знаю, что "красота - в глазах смотрящего"), - это нечищеные дороги, разнокалиберные дома, изуродованные сайдингом, уродливыми рекламными вывесками и пластиковыми окнами без раскладок, заборы из профнастила...

Но я знала, где искать интересное! На этот день была намечена прогулка по улице Ленина - до комплекса храмов - Смоленской иконы Божией Матери и Рождества Христова (Ленина, 43). А оттуда - на главную площадь города - Соборную. Вот так выглядит "линия на карте" нашей сегодняшней прогулки:

Главное, что мне очень хотелось увидеть на улице Ленина (бывшей Рождественской) - вот эти ворота!

Но и эти - не менее интересные:

И деревянные домики - вросшие в землю, с покосившимися дверями и заколоченными окнами - жалкие, но живописные...

... и каменные...

А вот как ездят в Арзамасе... С дикой скоростью па нечищеным дорогам, обгоняют, подрезают, устраивают ралли с разворотами на 360...

Этой девушке просто повезло - от дальнейшего движения в кювет с одной стороны её остановил столб, с другой - пень:

До самой дальней в этот раз точки улицы Ленина - двух храмов - Смоленской иконы Божией Матери и Рождества Христова добрались быстро - это ведь всего 500 метров (от отеля - 800). Открыт был (в 18 часов) только второй.

В Рождественской церкви мы встретили одного человека, который "сделал" наш следующий день, как сейчас говорят... А если по-русски, он сделал наш день гораздо более интересным и насыщенным, чем ожидалось. Но об этом чуть позже.

К Соборной площади пошли по Космонавтов и по улице Красной Милиции. Там тоже ожидали увидеть интересные дома.

И увидели!

Какой дом! Какие ворота! И зелёный профнастил... и разнокалиберные окна... (Космонавтов, 18)

А этот как вам? (Космонавтов, 34).

Следующий интересный дом на нашем пути - довольно известный! Это дом Белянинова (пересечение 3-й улицы Красной Милиции и Коммунистов). Как пишут на сайте Историко-художественного музея, "Построенный в период «золотого века» Арзамаса, большой жилой дом является настоящей городской усадьбой. Поставленный на самом видном месте города, дом Белянинова является его украшением. Расположенная на фасаде здания надпись гласит о том, что это – памятник архитектуры XVIII – XIX в.в., находящийся под охраной." Вот так выглядит "украшение города", находящееся под охраной:

Зато храмы Арзамаса выглядят идеально! Не встретили здесь ни одного заброшенного! Вот, Благовещенская церковь, например (прямо напротив дома Белянинова, Мучной ряд, 1).

Считается, что церковь Благовещения Пресвятой Богородицы основана не позже первой половины XVII века. Постройка последних сооружений датирована 1775—1784 годами.

И, конечно, прекрасны храмы главной площади города - Соборной!

И самый из них главный - Воскресенский собор!

И расположенная рядом церковь Богоявления Господня на территории свято-Николаевского монастыря, который был основан около 1580 года при Иване Грозном:

И церковь Живоносного источника:

Есть на площади и интересные дома! И даже хорошо отреставрированные! Вернее, один хорошо отреставрированный - Музей российского Патриаршества, расположенный в уникальном здании городового магистрата (ратуши) Арзамаса, построенном между 1720 и 1750. Это единственное в России не перестроенное административное здание той эпохи.

Ещё интересны так называемые Дома-Близнецы (Соборная площадь, 4 и 4А).

Построены они предположительно в конце XVIII - начале XIX века известным арзамасским купцом И. В. Подсосовым для своих сыновей. В то время на главной площади предписывалось строить только каменные дома. Но купец, не имеющий достаточных средств (или решивший сэкономить), сделал каменным только фасад, а всё остальное - деревянным.

Дома-близнецы Подсосова - Будылина (по фамилии последнего владельца) сейчас выглядят абсолютно нежилыми и жалкими, да ещё и рекламные щиты уродуют фасад!

Вот тут мы решили, что на сегодня хватит прогулок - пора бы и поужинать! Видите, на фото Игорь разговаривает с таксистом?

А вот покушать-то в Арзамасе, как выяснилось, не так уж и просто! В рекомендованном "Щербете" не оказалось свободных мест (да и не приглянулся он тем, кто первыми добрался до него на такси, да и далеко он очень от центра города). В другом рекомендованном кафе - "Русь" не понравилось сразу несколько моментов - пятерых отказались сажать за один столик из-за пандемии; интерьер и еда выглядели чисто столовскими, а хотелось посидеть уютно и красиво - мы же уже третий день путешествуем, а ужинали пока только в номерах; и последнее - здесь нет спиртного!)))

Следующим рекомендованным едальным заведением (рекомендованным сотрудниками кафе "Русь") был уже ресторан! "Реавиль" называется! Вот тут было всё хорошо! Вкусно, уютно и красиво!

Впрочем, о едальных заведениях и гостиницах я написала отдельно.

Кстати, "Реавиль" находится на улице К. Маркса, и около него - памятник гусю. А арзамасский гусь - один из символов города!

Ну вот теперь программа этого длинного и очень интересного дня выполнена полностью (Дивеево, святые источники, вечерний Арзамас). Осталось добраться до гостиницы, до которой всего 1 км. Большая часть - ещё по одной интересной улице - Гостиный ряд! Улица интересная, но неухоженная... И именно здесь - на этой горке - мы наблюдали авторалли с разворотами...

В Арзамасе ухоженные только храмы! Вот ещё один - почти у нашего дома - церковь Владимирской иконы Божией Матери!)

А вообще, Арзамас называли "городом 33-х храмов"! До революции, действительно, их было примерно столько. Даже ещё больше - 30 храмов и 4 монастыря!

Вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский: «Куда ни взглянешь – всюду было такое обилие золоченых, похожих на яблоки куполов, что казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской, руками искусных женщин»... Сейчас храмов гораздо меньше, конечно. Но всё равно, много!

И о храмах Арзамаса мы многое узнали на следующий день!

День 4-й. 27 декабря. Воскресенье.

Первые три дня путешествия были пасмурными... Я погоду имею в виду. Настроения это нам не испортило! И вот на четвёртый день, выглянув в окно нашего отеля, я увидела небо! Это уже воспринималось как чудо! Я торопила своих друзей-бродяг : "Давайте быстрее! Вдруг опять небо затянут тучи?". Действительно, к обеду всё-таки затянуло! Но мы многое успели.

По моему плану мы должны были сегодня ещё раз посмотреть Соборную площадь - при свете дня - и найти все интересные дома и ещё несколько церквей, отмеченных мной на карте. Все они, в основном, находятся в северной части Арзамаса - в районе улиц Советская и Верхняя Набережная. Но начали мы с Нижней Набережной. Здесь, на пересечении с улицей Урицкого находится первый дом на моём маршруте - Дом-Утюг. Справа - остатки въездных ворот подворья Саровского монастыря.

Вот такой острый угол пересечения улиц Нижняя Набережная и Урицкого. И в этот угол вписан "утюг".

Это дом купца Шкарина - памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, XIX век.

А отсюда нам к Воскресенскому собору! По такой вот дорожке!

Всего 260 метров - и мы у цели! У Воскресенского собора, внутрь которого собирались попасть.

Заходили со всех сторон, поднимались на все лестницы, пытались открыть все двери... Но так и не попали внутрь... Не учли, читая путеводители, что собор - летний.

А вчера, гуляя по вечернему Арзамасу, мы познакомились с молодым человеком, который предложил нам экскурсию по городу от Паломнического центра Арзамаса. Любую – часовую, двухчасовую – как нам угодно… Мы ему не ответили, сказали, что подумаем, но на всякий случай взяли телефон. Утром подумали и решили, что сначала погуляем по намеченному мной маршруту, а потом позвоним Сергею, и он расскажет нам про храмы...

Так вот, звонить не пришлось! Спускаясь с очередной нечищеной лестницы Воскресенского собора, мы неожиданно встретили Сергея!

Обрадовались – и мы, и он. И решили всё-таки взять двухчасовую экскурсию - с исполнением всех моих желаний, вернее, намеченных планов. То есть, в экскурсию должны войти и прогулка по тем улицам, которые я запланировала, и рассказ Сергея про храмы Арзамаса. Кажется, он был готов сделать для нас всё! По его словам, у него 1.5 года не было экскурсантов. Но вы не подумайте - это не какой-нибудь частный зазывала! Он работает в Паломническом центре. И путёвку мы оплачивали в Паломническом центре - всё как положено, через кассу! Директор просто удивлялась, что Сергей готов не просто провести для нас подготовленную заранее экскурсию, но и отвести туда, куда мы хотим - на Советскую и Верхнюю Набережную..

Сергей открыл для нас два храма, которые работают только в тёплое время года (от Пасхи до Покрова). Это Воскресенский собор и Смоленская церковь (на другом берегу Теши – в Выездном).

Начали с Воскресенского собора.

Воскресенский собор построен на месте первой церкви, заложенной, по преданию, Иваном Грозным. Конечно, храм несколько раз перестраивался. Возведение храма в его настоящем виде началось в ознаменование победы над Наполеоном (в 1814 году). Автором проекта был известный архитектор Михаил Корин(ф)ский. Собор был построен исключительно на пожертвования жителей города: кто не мог "помочь копеечкой", принимал участие в строительных работах. А ещё Сергей рассказывал нам, как один купец разобрал пол в своём особняке, так как не хватило досок для пола нового собора...

В советское время храм хотели взорвать! Слава Богу, отстояли! А ведь святыни Арзамаса, как и множество других, могли бесследно исчезнуть. Но спасла их от уничтожения атеистическая пропаганда. В 1932 году собор был превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.

Храм является доминантой старинной Соборной площади, поражает своей монументальной величественностью и торжественной красотой не только снаружи, но и внутри. Если сам храм был построен за 7 лет, то внутренняя отделка и роспись длились 21 год. Стены и своды храма расписывались простыми крепостными мастерами - бывшими учениками Арзамасской школы живописи, созданной по инициативе художника А. В. Ступина (прежде всего О. С. Серебряковым и его сыном Александром) по особой технике монохромного нанесения рисунка на сырую штукатурку. Делать это нужно было очень быстро - пока штукатурка не высохла. Не успеешь - штукатурку надо сбивать и всё начинать сначала!

Конечно, Сергей подробно рассказывал обо всём в соборе - и о каждом приделе, и об иконах, и о скульптурах.

На правом фото - образ Серафима Саровского, написанный при жизни святого. На левом - икона XIX века, оформленная золотным шитьем.

После Воскресенского храма мы отправились в Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» (1792-1794 гг).

Она - тёплая, зимняя! Поэтому, зимой на хранение церкви отдают главные святыни Арзамаса, которые летом находятся в Воскресенском соборе. Одна из этих святынь - Животворящий крест Господень!

Очень интересную легенду обретения Креста Господня рассказал нам Сергей. Конечно, я не запомнила всё в точности, поэтому привожу здесь цитату из интернета (примерно то же рассказывал Сергей):

"Резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века. В то время в городе жили трое братьев Шаянских. Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, благочестив, постоянно ходил в церковь, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой, когда ездили куда-либо по своим торговым делам.

Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по-своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими ветками деревьев, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Шаянский зашел в лодку, чтобы поклониться святыне. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский очень обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев.

«Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько ни расспрашивал он владельцев других судов, людей, находившихся на пристани, — все отвечали, что такой лодки никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест себе на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли: двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но, как ни старались, — внести святыню не получалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда всем стало ясно, что такая святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием. Животворящий Крест братья передали в свою приходскую церковь во имя Ильи Пророка. В церкви во имя Ильи Пророка святой Крест пребывал вплоть до начала XX века. В декабре 1930 года храм был закрыт, Крест был перенесен в Воскресенский собор, как экспонат музея".

В церковь Живоносного источника переносится на зиму ещё одна святыня Арзамаса -

Казанская икона Божией матери.

По преданию, образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском приходе, где она и находилась до революции.

После закрытия храмов Крестовоздвиженского прихода в 1929 году образ был передан в музей атеизма.

В храме находится также редкая икона «Собор Пресвятой Богородицы» — на одной иконе собраны все образы Богородицы, существующие в православной иконописи.

Иконостас церкви:

Осмотрев главные храмы Арзамаса, мы пошли гулять по городу уже по моей программе. А Сергей рассказывал нам про то, что мы видели. Линия на карте нашей прогулки выглядела так:

На улице Верхняя Набережная сохранились сразу несколько интересных домов!

До революции в этом доме (ул. В. Набережная, д. 11) размещалась арзамасская земская управа. Памятник архитектуры начала XIX в. Сейчас здесь духовно-просветительский центр.

Это деревянный классицизм! Читала, что "в конце XVIII — начале XIX в. классицизм был единственным стилем, который допускался при строительстве городов в российском государстве".

Рядом с бывшей земской управой расположен следующий архитектурный памятник - дом Твердова (Верхняя Набережная, 12). Это деревянное одноэтажное строение с мезонином построено в 1822 — 1825 годах.

Дом напротив (Верхняя Набережная, 14) - это дом Бессонова. Интересен тем, что здесь, по преданию, бывал А. С. Пушкин. Один из немногих великолепно отреставрированных деревянных домов Арзамаса, также построенный в начале XIX века.

Отсюда мы свернули (в переулок) на улицу Максима Горького, не дойдя до конца Верхней Набережной, увидев ещё один красивый дом:

... потом ещё один...

... и ещё...

"Да их здесь тысячи"!...

А встречи с этим шедевром я ждала с нетерпением! Это дом купца Ханыкова. Годы строительства 1805 - 1815. Внесен в список архитектурных памятников федерального значения. Сейчас это жилой многоквартирный дом.

Когда я смотрела фото в интернете, думала, что фотографировали широкоугольником, что эти закругления - на самом деле - искажения камеры... Ан нет! Этот дом вот так вписан в ландшафт (острый угол улиц Максима Горького и Советской)...

Здесь гулять и гулять! Везде красота!

Кстати, если бы не Сергей, мы увидели бы не больше половины интересных домов - только самые известные. Вот сюда бы точно не свернули (1 Мая, 1).

Ну а дальше Сергей снова повёл нас смотреть храмы. Но эти два храма входили и в мои планы.

Первый - построенная в 1801 году церковь Иконы Божией Матери Знамение. Какая интересная главка у этой церкви - деревянная! И цвет красивый - синий... на фоне синего неба!

В советские годы в церкви располагался планетарий, затем банк. Вновь освящена в 2010 году.

На месте высокой колокольни (которая утрачена) сейчас - памятник академику живописи Александру Васильевичу Ступину (1776-1861), основателю первой провинциальной школы живописи в России (1802—1861).

Александр Васильевич - чрезвычайно интересный человек! Но рассказывать о нём не буду, а посоветую прочитать (или прослушать) рассказ Валентина Пикуля "Музы Арзамаса". Мы прослушали как раз накануне поездки, поэтому для меня было важно увидеть памятник этому человеку! Монохромные фрески Воскресенского собора выполнены как раз его учениками - крепостными крестьянами.

Рядом с Знаменской церковью находится церковь Сошествия Святого духа (середина XVIII века).

В этой церкви нас очень тепло приняли. Всё рассказали, даже иконы чудотворные каждому подарили... только вот не разрешили фотографировать! А там в трапезной сохранилась очень красивая роспись потолка! Фото нашла в интернете:

Ещё одна красивая церковь - Иконы Божией Матери Казанская (Советская, 1Б). Год постройки - 1792, декоративный барабан с деревянным шатровым куполом сооружён во 2-й половине XIX века. Мы в неё не заходили, так как Сергей сказал, что ничего от тех времён в церкви не осталось.

И вот круг замкнулся. Мы вновь вышли к Воскресенскому собору.

Наши экскурсионные 2 часа прошли. Но Сергей не хотел нас отпускать! Говорил, что мы обязательно должны ещё съездить в Выездное - там красивая и очень значимая церковь! Мы говорили, что очень спешим, на что он отвечал: "Я не возьму с вас дополнительных денег!" Мы об одном, а он о другом...

Короче, загрузились мы в нашу машину вшестером! И поехали в Выездное.

Я согласилась больше не из-за церкви, а из-за вида, который открывается на Арзамас с другого берега Теши. Собирались увидеть его ещё вчера, но въезжали в город уже в темноте.

А церковь - в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Интересна история её создания, которую я вычитала в Википедии:

"Организовал постройку нового храма крепостной крестьянин Гостьков Иван Васильевич, прослуживший ктитором 26 лет. Будучи человеком бездетным, он все свои средства отдал на возведение храма. Но, так как их было недостаточно, он нашел себе компаньона, крестьянина этого же села Чеснокова Ивана Никифоровича, имевшего значительный капитал. Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, что всю прибыль от предприятия будут употреблять на постройку церкви. Строительству храма деньгами помогали и другие жители Выездного. Богатый вклад внес и владелец села Михаил Салтыков".

Внутри собор украшали живописцы из Москвы и ученики той самой арзамасской школы живописи Александра Васильевича Ступина!

Нам, как по мановению волшебной палочки, снова открыли летнюю часть храма. Всё рассказали, показали все святыни. Но, если честно, из рассказа я ничего не запомнила - голова была уже переполнена информацией.

На обратном пути остановились перед мостом через Тешу, чтобы сфотографировать желанный вид. Но как раз в это время "тучи над городом встали"!)))

Сергея доставили на место - к Воскресенскому собору - и очень тепло простились.

Не могу не сказать ещё пару слов о Сергее Колосунине – нашем случайном экскурсоводе. Он ещё совсем молодой. Учится в аспирантуре. Работает в Паломническом центре. История Арзамаса – его призвание, его любимое дело! Он не просто работает - он вкладывает всю свою душу. Он старается рассказать как можно больше. Его глаза горят! И рассказывает он не прописные истины, как некоторые экскурсоводы, а что-то очень интересное, запоминающееся. Ему веришь! И сам он человек верующий, это видно… Он иногда путает слова и даты от волнения, но тут же поправляется и извиняется… У него ведь 1.5 года не было экскурсантов!.. Мы тоже слушали с горящими глазами. Жаль, что спешили, хотелось слушать его и дальше… Но и так вместо двухчасовой экскурсии получилась трёхчасовая.

На всякий случай оставляю телефон Сергея: 8-920-008-58-66.

После обеда в кафе «Русь», которое мы забраковали вчера вечером, но отлично подошедшем для обеда, мы отправились дальше - в Нижний Новгород!

Но об этом - в следующей части.