"Ещё раз на восток" или новогоднее путешествие вместе с друзьями. Часть 11-я. Гороховец.

В этой части повествования - не только про Гороховец. Здесь - про последние три дня путешествия. Но Гороховец - главное, что было в эти три дня.

День 11-й. 3 января. Воскресенье.

В этот день не было почти ничего интересного. Только сплошные пути-дороги. 620 км от Елабуги до Нижнего Новгорода мы ехали целых 9 часов - с утра до вечера. Из них 4 часа - в темноте. Зато сделали важный вывод - зимой нельзя совершать переезды более 400 км или нужно выезжать очень рано... Единственное, что мы смогли успеть - ещё раз прокатились по центру Елабуги и посмотрели дом, в котором жила Марина Цветаева последние 11 дней своей жизни. Но только снаружи, в 9 утра он был ещё закрыт.

Правда, я и не стремилась туда попасть. Это очень грустное место. Это - не место жизни. Это - место смерти...

А на выезде из Елабуги у нас был небольшой форс мажор.. Мы где-то прокололи колесо и не сразу это заметили, только на заправке... Хотя рядом был шиномонтаж, колесо восстановлению не подлежало, и мы поехали на летней запаске. Забегая вперёд, скажу, что ни в Казани, ни в Нижнем Новгороде подходящего нам колеса в продаже не оказалось, пришлось ехать до Москвы - 1000 км! Машина вела себя великолепно, но элементы волнения всё-таки были...

Кроме езды на запасном колесе, не сильно радовала и дорога. Утром - туман, весь день - снег.

Вечером гулять по Нижнему сил уже не осталось...

Гостиница была неплохой, но расположена она не очень, чтобы очень - довольно далеко от центра. Для усталых путников это не вариант! Поэтому мы просто поужинали прямо здесь же - в ресторане "Хурма" (о гостиницах и ресторанах я написала отдельно) и спать.

Копим силы для Гороховца!

День 12-й. 4 января. Понедельник.

Этот день был посвящён Гороховцу. Первоначально планировалось там ночевать. Но уже за несколько месяцев до поездки ничего в этом городе забронировать не удалось. Пришлось искать другие места для ночевки - так получились Нижний Новгород и Владимир - исключительно для ночёвок ради Гороховца... Но в первую очередь мы решили заехать в Володарск - город в 60-и км от Нижнего Новгорода и в 7 км от М7. Вернее, не сам Володарск, а терем Николая Александровича Бугрова - хлебопромышленника, мецената и благотворителя Нижегородской губернии, одного из крупнейших в России. Когда въехали в Володарск, даже не верилось, что в этом городе (таком страшном на вид) может находиться сказочный терем, найденный мной случайно на просторах интернета.

Но он всё-таки там есть! Среди серых промышленных советских построек странного города. И это был шок!.. Терем выглядит сказочно!

Мало того, это ещё и музей - главный музей города! И мы попали внутрь, и для нас провели экскурсию...

Об этом и о других деревянных теремах, виденных нами в этом путешествии, я написала отдельно...

А Гороховец - мой самый любимый из малых городов России - и в этот раз не разочаровал. И, что очень радует, он становится всё краше и краше. И туристы едут туда. Надеюсь, скоро и гостиницы построят (сейчас их всего 3) и нормальный общепит...

Гороховец - это город отлично сохранившихся каменных палат XVII века (их здесь 7, а во всей стране, говорят, чуть больше 20-и) и деревянных дворцов начала XX века. А ещё здесь 3 монастыря, несколько храмов и множество деревянных и каменных интересных домов. А ещё он очень красиво расположен - на берегах Клязьмы. Отовсюду потрясающие виды! Я в Гороховце уже в четвёртый раз, но готова приезжать ещё и ещё... К сожалению, дни в это время года короткие. А может, и к счастью... Ведь летом, чтобы получить красивые вечерние фотографии, нужно ждать до ночи. А сейчас уже в 4 часа темнеет...

О летнем Гороховце я уже писала...

А теперь - фото зимнего Гороховца. Большинство красивых деревянных домов - на улице Ленина! Вот этот, например:

Дом Пришлецова (или "дом с русалками")

Некоторые кирпичные тоже хороши:

Но деревянные я люблю больше...

В Гороховце всё настолько очевидно и доступно, что пропустить что-то интересное практически невозможно. Я даже не буду подписывать фотографии и рисовать на карте наш маршрут. Каждый, кто сюда приедет, всё поймёт сам.

Решили посетить один из музеев Гороховца, который открылся недавно в палатах Ершова-Сапожникова:

В 5 часов мы выехали из Гороховца. Ещё 2 часа пути - и мы в гостинице Владимира. И если в Елабуге у нас была самая лучшая в этом путешествии гостиница, то во Владимире - самая худшая. Но об этом я рассказала в статье про гостиницы и едальни, повторяться не буду...

Тем не менее, ничто не испортило нам праздник - этот вечер был последним в этом путешествии...

День 13-й. 5 января. Вторник.

Вот не люблю я почему-то Владимир... Хотя люблю все маленькие городки Владимирской области - Суздаль, Гороховец, Александров, Юрьев-Польский... Мы ночевали во Владимире вынужденно - не было мест в гостиницах Гороховца...

Владимир и в этот раз встретил нас неприветливо - слякотью и туманом. Но в наших планах не было прогулок по городу. В программе этого дня было всего два пункта - посмотреть Картинную галерею и доехать до Москвы. Галерея оказалась интересной. Подробно о ней я написала в группе "Рассказы о живописи, художниках и музеях".

Здесь - только несколько фотографий картин - особенно понравившихся или уже известных - родных.

Но и без прогулки всё равно не обошлось - от машины, оставленной у столовой "Рублик" (Большая Московская, 61), в которой обедали - до Картинной галереи.

... Итак, на 13-й день путешествия мы добрались благополучно до Москвы!

А теперь итоги и выводы.

Путешествие было замечательным.

• Мы из слякотной Москвы попали в зимнюю сказку! С морозцем от минус 5 до минус 20-и! Иногда - с солнцем! И с пушистым снежком - на деревьях и под ногами!

• Мы посетили множество маленьких городов и городков, которые не видели ранее.

Уютный Касимов - где добрососедски живут русские и татары, где православные храмы соседствуют с мусульманскими мечетями, где множество интересных музеев и красивых домов.

Город контрастов Арзамас - с огромными белоснежными храмами и разрушающимися каменными и деревянными красивейшими домами.

Город Хохломы и разноцветных домиков Семёнов.

Необыкновенную Елабугу - город на высоком берегу Камы - с маленьким уютным центром, чудесными храмами, музеями, смотровыми площадками.

Любимый Гороховец - город деревянных дворцов и каменных палат.

• Мы побывали в "Воскресенском Поветлужье" - природном и архитектурном парке с деревянными церквями, теремами лесопромышленников-старообрядцев, дремучими лесами и прекрасными людьми!

• Мы познакомились, наконец, с отцом Алексеем Белоусовым! И с матушкой Марией Шустовой.

• Мы посетили Монастырь и святые источники в Дивеево и даже окунулись в одном из них.

• Мы видели 3 столицы областных центров - Казань, Нижний Новгород и Владимир.

Программа была очень насыщенной и интересной. А вернувшись в Москву и проспав 11 часов подряд я поняла, что и напряжённой. Слишком насыщенной и напряжённой. Ведь увидеть хотелось как можно больше! Я сделала для себя вывод - при таких достаточно длительных путешествиях на "отдых" нужно стремиться закладывать не менее 5 дней-ночей (у нас было только 3 в Казани) - чтобы перевести дух в середине путешествия. Старенькие мы уже!))) для таких героических марш-бросков!..