"Ещё раз на восток" или новогоднее путешествие вместе с друзьями. Часть 10-я. Елабуга.

Если Казань в представлении не нуждается, то вот Елабуга - скорее да, чем нет...

До этой поездки я про Елабугу знала только то, что это где-то очень далеко, что это Татарстан, что там родился мой любимый художник - Иван Иванович Шишкин, и что там покончила жизнь самоубийством Марина Цветаева...

Всё остальное я узнала позже. Кое-что - перед самым путешествием, кое-что - во время него, кое-что - после.

День 10-й. 2 января. Суббота.

До Елабуги от Казани - 200 км. Долетели как будто за одно мгновение - красивая, ровная, чистая дорога (такая здесь М7), хорошая компания!

Приехали рано - в 12, заселение - в 14, поэтому сначала решили посмотреть так называемое Чёртово городище - остатки укрепленного поселения (предположительно булгарского) на высоком берегу реки Камы. Говорят, это место силы! Возможно... Одно могу сказать точно - красота необыкновенная! Виды на Каму и впадающую в неё Тойму сногсшибательные! Захватывает дух!

Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду.

По легенде, где-то в начале XI века хан остановился на отвесном берегу реки Тоймы, обозрел просторы и указал рукой, где следует основать город. Так что эмир Великой Булгарии считается основателем Елабуги, которая в 2007 году торжественно отметила свое 1000-летие.

А ещё отсюда, как на ладони, видна вся Елабуга!

Единственная сохранившаяся постройка на территории Чёртова городища - каменная башня.

Вернее, с древних времён сохранился только фундамент, так как в первой половине XIX века башня рухнула. Прошло несколько десятилетий, и глава города Шишкин (отец знаменитого художника) поручил восстановить башню.

В 2007 году башню вновь привели в порядок: подлатали кровлю и благоустроили территорию.

Такое прекрасное название как "Чертово городище" не может не быть окутано легендами и мифами. По одной из легенд, когда-то, давным-давно, здесь находился языческий храм, в котором жил змей-предсказатель, он же - чёрт. Люди приходили к этому персонажу, чтобы узнать, что их ждет в будущем. Не потому ли здесь установлен памятник змею?

После заряда энергии и силы, которые мы получили в прекрасном месте со зловещим названием "Чёртово городище", мы отправились заселяться в гостиницу "Рамада". Гостиница была очень хороша! Никак такого не ожидали в таком маленьком городке! Про все гостиницы этого путешествия я рассказала в отдельной статье. Здесь только расскажу небольшую историю, которая с нами случилась. Нас было пятеро, номеров - три. Нам и Татьяне достались обыкновенные номера (для бизнесменов) - с огромным письменным столом, длиной в ширину кровати!)) И всем-всем необходимым...

А Свете с Володей достались апартаменты! Где, кроме такой же, как у нас, спальни (с санузлом) была ещё одна спальня, огромная гостиная и ещё один санузел с джакузи! И вид из окна!

Вечером мы собирались там посидеть все вместе, выпить охлаждённое шампанское в джакузи...

Немного настораживало, правда, что между спальней, похожей на нашу, и гостиной была дверь с замочной скважиной... Забегая вперёд, скажу, что вернувшись вечером, обнаружили, что эта дверь заперта, а половина вещей оказалась недоступной... Конечно, проблема была решена обращением к администрации! Повеселились! А горничная, очевидно, получила втык за то, что оставила незапертой дверь между смежными номерами. Жаль только, что у нас сорвалось вечернее шампанское в джакузи! Пришлось его пить в нашем маленьком номере!)

Но... о чём это я?... Всё это было вечером! А пока предстоял целый день (вернее, полдня) в Елабуге!

Как же нам повезло с погодой! Мороз и заходящее солнце! И очень симпатичный городок, стремящийся, очевидно, войти в пятёрку самых красивых малых городов России. С отреставрированными храмами, красивыми домиками, памятниками, музеями.

В Елабуге больше десятка музеев. Перечислю только несколько главных:

Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина;

Мемориальный дом памяти М. И. Цветаевой;

Музей-усадьба Н. А. Дуровой;

Музей уездной медицины имени В. М. Бехтерева;

Музей истории Елабуги и другие...

Мы посетили только два, к сожалению. О них - чуть позже.

Ведь сначала мы гуляли по городу. Первое, что посмотрели - собор Спаса Нерукотворного.

Хотела ограничиться информацией о годах постройки, но прочитала выдержки из статьи А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии». И не могу не поделиться несколькими цитатами - таким замечательным мне показался язык статьи:

"Спасский собор (1808–1816 гг.) построен на центральном святом месте города – где все время с XVI века стояли церкви, его предшественницы: сначала деревянная, потом (с 1684 г.) каменная. Все они назывались в честь главной елабужской святыни – явленной иконы Спаса Нерукотворного . Удивительно совпадение, что именно Спас Нерукотворный хранил и Казанский кремль, точно так же хранил он от всех бедствий и город Елабугу. Именно этому образу приписывается спасение Елабуги от башкирских отрядов во время восстания под предводительством Акая Кусюмова (1739 г.).

Собор – настоящее чудо архитектуры начала XIX века. Слава Богу, что снаружи он сохранился практически в неизменном виде. Его 70-метровая пятиярусная колокольня – снежно-белая, как и сам храм, – видна даже за городом. 70 метров – стоит только вдуматься! Это на несколько метров выше самой высокой казанской колокольни – Богоявленской на ул. Баумана. Она – пожалуй, самая крупная в Волго-Вятском регионе, а во всей России лишь 11 м уступает знаменитому «Ивану Великому» в Московском Кремле. До революции большой колокол на ней весил 300 пудов – 4,8 тонны. Отливали его на заводе Василия Афанасьевича Шишкина – деда великого живописца. Ярусы колокольни, лишь незначительно уменьшаясь, как «лествица», уводят взгляд наблюдателя в необъятное небо. Там горит на солнце ее навершие, вытянутое в форме свечного пламени над зеленой кровлей. Колокольню соединила с основным объемом храма необычно длинная трапезная (по 11 окон на каждой стороне). За ней возносится в небо уже сама громада собора – в полтора раза ниже колокольни, но все равно высокая...

Благодаря щедрым купеческим пожертвованиям, храм был необыкновенно пышно украшен внутри. К сожалению, все его ценности были разграблены после революции..."

На колокольню можно подняться. До самого верхнего яруса!

А дальше была прогулка на закате... Закат был чудесным! Розовым...

Ну а раз солнце зашло, пора и по музеям!

Лично я приехала в Елабугу ради того, чтобы посетить музей моего любимого русского художника - Ивана Шишкина!

Вон его дом - голубенький, двухэтажный:

В этом доме он родился, прожил первые 20 лет своей жизни и часто приезжал все последующие годы.

Экспозиция музея состоит из 16 залов и располагается на двух этажах каменного дома, стоящего на высоком берегу реки Тоймы. Здесь можно увидеть, что окружало Ивана Шишкина, чем он занимался в детстве, как выглядела комната, в которой создавались его первые работы. На первом этаже — парадная анфилада комнат (большая и малая гостиные, кабинет отца), а также столовая и буфетная, где передана обстановка провинциального купеческого быта XIX века. На втором этаже - мастерская и жилая комната художника. В двух залах разместилась картинная галерея, где представлены подлинные живописные и графические работы Ивана Ивановича Шишкина, а также работы его второй жены и ученицы, талантливой художницы Ольги Антоновны Лагода-Шишкиной. К сожалению, вместе они прожили меньше года - Ольга Антоновна скончалась через полтора месяца после рождения их дочки - в 31 год...

Первая мастерская художника

Рисунки Ольги Лагоды-Шишкиной.

P.S. И вообще, личная жизнь Ивана Ивановича была очень тяжёлой. Со своей первой женой, Евгенией, (сестрой художника Фёдора Васильева) он прожил всего 6 лет. Она умерла от чахотки. Почти одновременно умерли двое их сыновей, его отец и брат Евгении - Фёдор. Осталась только дочь Лидия. И второй брак закончился трагически. Спасала только живопись и родная Елабуга. Но не спасла. В 66 он умер от разрыва сердца - за мольбертом...

Ещё один музей, о котором я узнала, когда готовилась к поездке, - дом-музей кавалергард-девицы и писательницы Надежды Дуровой, которая явилась прототипом Шурочки из "Гусарской баллады".

Надежда Андреевна Дурова - первая русская женщина-офицер и талантливая писательница XIX века.

Десять лет она провела на полях сражений, была участницей двух заграничных походов и отечественной войны 1812 года, служила ординарцем у главнокомандующего русской армией фельдмаршала Кутузова.

Как же девушка докатилась до такой жизни? Что 10 лет служила в Армии, а потом до конца своих дней носила мужской наряд и скрывала, что она женщина?

Детские годы Нади прошли в суровой обстановке армейской жизни.

Отец был военным, а девочка больше всего на свете любила лошадей. "Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками и забавами", - вспоминала она.

Конечно, мать хотела, чтобы её дочка была такая, как все - пыталась приучить её шить, вышивать и плести кружева, но безуспешно.

Её даже выдали замуж, она родила сына, Ивана, но вскоре развелась...В возрасте 23-х лет Надежда переоделась в мужской казачий костюм и сбежала из дома на военную службу. 10 лет служила она в русской армии под мужским именем. Прошла путь от рядового до штабс-ротмистра. Сам император Александр-I (а не Кутузов, как в фильме) наградил её Георгиевским крестом за храбрую службу и повелел именоваться по свому имени - Александр Александров. И ещё взял с неё обещание никогда никому не открывать тайны, что она женщина. И Надежда Дурова своё обещание сдержала.

Обладая литературным талантом, Надежда Дурова ещё во время военной службы вела дневники. Её мемуары стали основой будущих произведений. Вернувшись в Елабугу, она "от нечего делать" взялась за перо... Её творчество высоко оценили такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский. Пушкин писал: "... прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен".

Даже захотелось почитать!..

С Елабугой Надежду Андреевну связывают целых 30 лет жизни. В Елабуге она умерла в возрасте 83 лет (1783-1866).

Здесь и похоронена. Перед Троицким кладбищем - конная скульптура, выполненная московским архитектором Ф.Ф. Лехом.

Музей в её мемориальном доме-усадьбе организован в 1993 году (Московская, 123). Обязательно берите экскурсовода!

После осмотра музеев, мы отправились ужинать в рекомендованную друзьями частную пивоварню "Александров". Кухня - не русская и не татарская - европейская. Но очень вкусно, красиво, недорого...

А от пивоварни до нашей гостиницы "Рамада" - полчаса (1.5 км) красивой прогулки!

Это был последний день "путешествия на восток". Теперь нам предстоит ехать в обратную сторону. Но интересное ещё будет!