top of page

"Дайте до детства обратный билет..."

В один из солнечных сентябрьских дней захотелось мне посетить места, где прошло моё детство - посмотреть школу, в которой я училась, дом, в котором я жила...

А жила я на юге Москвы - на Каширке, в Ленино-Дачном, на Севанской улице.

Жила чуть больше семи лет - с сентября 1970 по ноябрь 1978. А училась со второго класса по 10-й - когда мы переехали на другую квартиру - на Коломенскую, я ещё два года ездила в школу. Меня хотели перевести по месту жительства, но я и мои одноклассники уговорили маму не переводить, даже письмо ей написали...

И ездила я с Коломенской на Каширскую, а потом ещё на 217-м автобусе от Каширской... Не страшно! Главное, осталась в любимой школе с любимыми одноклассниками!

В 1984 году от Каширской была построена новая ветка метро, со станций Кантемировская и Царицыно (до 1990 года - Ленино) до моего бывшего дома стало добираться проще.


В этот раз я решила прогуляться до родных мест от Царицыно - пройтись пешком по Севанской улице. Кстати, я жила в доме 60, а той части Севанской улицы, где находятся первые дома, кажется, никогда и не была.

Правда, ничего интересного там не обнаружила, кроме того, что район очень зелёный, уютный. Просторные тротуары...

В этот день мне хотелось посетить 3 места - мою школу, мой дом и Аршиновский парк, где у нас проходили уроки физкультуры зимой, на лыжах.

Все три места отмечены на карте жёлтыми звёздочками.

Первая по ходу движения - моя школа 840. Теперь, правда, у неё другой номер - 904...

Школа снаружи не изменилась. Забор только другой... Дети другие. Родители... За нами родители в школу не приходили. Не было раньше такой необходимости.

И вот тут я уже поняла - никакой ностальгии нет... Школа та, да не та... Высокие кирпичные дома вокруг. Всё чужое...

Побрела в Аршиновский парк. Слышала от друзей, что он очень изменился, стал очень красивым!

Ну да... Красивый. Но "не очень, чтобы очень", как говорила моя бабушка. Я его вообще не узнала. Помню только, что там были сосны. Они и сейчас есть, а ещё - дорожки, детские площадки, таблички, лавочки... Парк как парк. Для местных жителей есть, где погулять с коляской. Не более того. Тем, кто не провёл здесь счастливые детские годы, ехать сюда совершенно незачем. Так считаю.

А я провела! Поэтому побродила, поискала горку, с которой мы катались на лыжах и так, на ногах, паровозиком, когда там был лёд. А ещё в 8 классе поздней весной мы ходили сюда играть в волейбол и "картошку". Как нас много было - несколько кругов человек по 10! Где это было? Когда?...

А горка, с которой мы катались, сейчас спускается к прудам. Симпатичные такие пруды, ухоженные. Я их не помню... От этого не то, что грустно - странно как-то!..

Та самая горка...

А те дома не помню, хоть убей... Хотя они явно 70-х годов постройки.


Побрела дальше - к своему дому.

СтоИт! Двор зелёный, уютный. Пожалуй, даже более зелёный и уютный, чем раньше. Ведь деревья выросли!

Где-то у входа в подвал мы закапывали "секретики"! Помните? Складывали красиво фантик от конфетки, находили прозрачное стёклышко от бутылки, размером чуть больше этого фантика, закрывали им фантик и всё это чуть-чуть прикапывали, но чтобы фантик, закрытый стёклышком, было видно. Видно только нам, ведь кто из взрослых такое обнаружит в кустах?) Сколько игр было переиграно около этого дома за 7 лет - классики, резиночки, прыгалки, вышибалы, прятки, казаки-разбойники... После школы - час на уроки, и на улицу! Детей было много... Дома не сидели, телевизор смотрели редко.

А с этим подвалом в торце дома у меня связана неприятная, можно сказать, страшная история!

Это было в самом начале моего 7-го класса, в сентябре. Было тепло, и это был период посиделок компаниями у подъездов. Мы уже играли не в прыгалки и резиночки, а в "советы" и "бутылочку". Компания была, можно сказать, не интеллигентная!) Дети рабочих - маляров, штукатуров... Дети пьяниц и матерей-одиночек. Почему я тогда гуляла именно с ними? Просто жили в одном доме... Так вот, позвали как-то нас мальчишки в подвал - на "экскурсию" - меня и ещё одну девочку - Свету Улькину - до 7-го класса я с ней дружила. Пригласили... закрыли дверь и не выпускали до 8-и вечера. Нет, не думайте, всё обошлось. Да и насиловать не пытались - только целовать!) Но нас выпустили, когда было уже 8 часов вечера, родители часа 3 сходили с ума... А потом со мной был серьёзный разговор о беременности и прочее. Я дала слово, что со мной ничего не случилось. Но всё это было ужасно! И больше никогда ни со Светой Улькиной, ни с теми мальчишками я не общалась. Слава богу, в классе были другие друзья! Как раз в 7 классе у нас сформировалась замечательная компания. Мы дружили оставшиеся школьные годы, и потом тоже встречались... И вообще, у нас был замечательный класс! И замечательный классный руководитель - Виктор Васильевич Каменский...


... Иду дальше! Видите на 4-м этаже велосипед? Это как раз был наш балкон. Адрес помню: Севанская улица, дом 60, квартира 95. Даже телефон помню!) 115-71-60.

Рядом с домом - магазин.

Сюда я ходила за хлебом ("половинку чёрного и батон за 18 копеек") и молоком (в поллитровых бутылочках).

А видите красный козырёк? Здесь был магазин "Вино". Там всегда были огромные очереди. Наверное, всегда, не знаю... Я там была только один раз, не помню, в каком была классе, примерно в 6-м. Мы собрались развести около дома костёр, но спичек не было, и меня послали в магазин. Именно в винном продавали спички. И я стояла целый час в очереди среди огромной толпы мужиков, чтобы купить коробку спичек за одну копейку... Стояла, вжав в голову в плечи... Мне даже в голову не приходило подойти без очереди. Когда я подошла к прилавку. помню изумлённые слова продавщицы: "И ты стояла? За коробкой спичек?!!!" Хорошо, что вообще дала... Раньше и сигареты детям продавали... Моя бабушка иногда посылала меня за "Беломором" в киоск. Как мне было стыдно! Я говорила: "Это не мне, это бабушке!"...


Дверь бывшего винного магазина - синяя...

А сейчас винный магазин с другой стороны.

А если обойти здание вокруг - в нём же была музыкальная школа, в которую я ходила 7 лет! К сожалению, безрезультатно!)

Ну вот и всё... Я дошла до своего 217 автобуса и доехала до Кантемировской - до Каширской он больше не ходит.

Публикация получилась немного грустной...

Просто другого я ожидала от этой прогулки. Ну так что ж, как сказал один философ, "в одну реку не входят дважды"!

А детство у меня было счастливым!



bottom of page