В Прибалтику на ноябрьские праздники. Часть 2-я. Сигулда и окрестности. Ещё один вечер в Риге.

День 4-й путешествия в Прибалтику - 2 ноября 2019 года

снова был интересным и насыщенным! Снова погода нас радовала. Рижские синоптики обещали после обеда дождь и в этот раз не обманули. А мы построили день таким образом, чтобы в первой половине дня быть на улице, а во второй - в помещении. Поэтому, на первую половину была запланирована поездка в Сигулду - честно говоря, у нас вчера произошло пресыщение красивыми домами Риги, и мы решили разнообразить путешествие поездкой на природу. А на вторую половину был запланирован рижский "Музей моторов".

Николай Комаров мне писал перед поездкой: "Ну что там смотреть, в этой Сигулде? Только совсем-совсем руины старого замка? Смотровая красивая... Собственно, и всё". А мне и не хотелось много. Много было вчера!

В результате было очень много. И очень интересно!

Навигатору задали офис туристической информации в Сигулде. И он привёз нас к... вокзалу!

Там же оказался и офис - Tui.

Здесь же и первая достопримечательность - часы "Лайма". Оригинальные!

А следующую - "Сквер ключей" мы как-то случайно проскочили, не заметив, поехали к "Старому замку".

Но по пути увидели красивую белую церковь, и я решила выйти, посмотреть, а Игорь поехал чуть дальше - искать место, где оставить машину. Обошла церковь и маленький прудик возле неё...

Внутри церковь оказалось очень простой и уютной, домашней!

Прочитала, что зимой там гнездятся летучие мыши! В этой церкви и в других. Видимо, под крышей.

Возвращаюсь к машине. Вернее, не возвращаюсь, а иду вперёд. Игорь кричит мне издалека (кричать можно, никого на улицах нет, город пустой...):

- Ну что, нашла?

- Нашла, а я и не искала.

- Сквер ключей нашла?

- Нет, конечно!

Вдруг кто-то кричит с другой стороны:

- А ключи вон там, две минуты ходьбы!

- Где?

- Да вон там!

Я подошла к Игорю и к машине, и мы познакомились с нашими подсказчиками. Оказывается, ребята - Таня и Володя приехали в Ригу на автобусе из Москвы. А в Сигулду из Риги приехали на электричке. За две минуты общения мы поняли, что это абсолютно наши люди - единомышленники, путешественники, бродяги! Забегая вперёд скажу, что мы и теперь "вместе" - дружим семьями, путешествуем, бродим...

А в тот раз мы предложили им провести этот день вместе с нами.

Но сначала, конечно, посмотрели "ключи":

Сквер ключей открыт в 2007 году в честь 800-летия Сигулды.

Три огромных железных ключа символизируют три исторических центра — Сигулду, Турайду и Кримулду, а также — их единство.

Поехали в замок. Перед ним - вот такие странные фигурки. Видимо, из деталей машин. Это тоже считается достопримечательностью Сигулды и называется Скульптурная группа «Рыцарский парад».

А вот и ворота замка:

Сигулдский замок (по-немецки - "Зегенвальд", "лес побед*) впервые упоминается в документах в 1226 году. Построен он был в период 1206-1226 гг и считается первым орденским замком немецких завоевателей-крестоносцев. Он располагается на участке между долиной реки Гауи и двух оврагов, а с четвёртой стороны его защищал ров глубиной в 18 метров. Максимальная высота склона (со стороны реки) достигает 56 метров!

За долгую историю своего существования замок постоянно подвергался нападениям и переходил из рук в руки.

Владели им немцы, литовцы, поляки, шведы, русские... Конечно, замок много раз разрушался, восстанавливался, перестраивался новыми владельцами.

До наших дней сохранилось немного. Живописные руины законсервированы.

Со времён Средневековья сохранилась монументальная надвратная башня, на которую можно подняться!

Отсюда мы увидели ещё один замок, о существовании которого не подозревали - Турайдский! Естественно, решили ехать и туда!

Но сначала досматриваем Зегенвальд...

...сувенирный магазин...

... окрестности замка...

... и отмеченные в карте странные достопримечательности Сигулды! Трости, оказывается, символ Сигулды!

Едем в Турайдский замок!

Но на пути у нас - ещё одно интересное место! Это "самая крупная пещера Латвии и всей Прибалтики" Гутманя... гут Маня... хорошая Маня (простите...)

Расположена на правом берегу реки Гауи в национальном парке Гауя. Ее глубина – 18,8 метра, ширина – 12 метров. "Стены пещеры сложены из красного песчаника, сформировавшегося в Девонском периоде (около 410 млн лет назад)". Пещера известна надписями на стенах, старейшие из которых датируются 1668 и 1677 гг.

Из пещеры вытекает чистый и холодный ручей, впадающий в Гаую, что течет неподалеку. С пещерой связано несколько интересных легенд. Одна из них говорит, что пещера появилась, когда Риндауг — вождь племени ливов — узнав о неверности жены, замуровал ее на берегу...

Очень приятное место! Особенно, в межсезонье, когда совсем нет туристов!

Не прошли мимо сувенирных палаток! Подурачились, но ничего не купили - дорого!

Едем дальше! Дорога петляет. Сплошные горы и пригорки!)

Турайдский замок, в средние века известный как Трейденский замок (Schloss Treiden) — воссозданный в Латвии замок, который был основан в 1214 году по указанию рижского епископа Альберта....

Но прежде чем отправиться в замок, мы попали в парк скульптур, посвященный латышским народным песням. Скульптуры созданы латышским скульптором Индулисом Ранки.

Стало интересно, конечно, что же символизируют эти скульптуры. Почитала!

"Скульптура «Отец песни» символизирует память народа, жизненную мудрость народных песен, их сохранение и передачу из поколения в поколение. Сохранение и поддержание культурного наследия – это работа и благословение, которые можно совершить только посредством привлечения воли и взаимовыручки. На одной стороне скульптуры виден образ почтенного старца, хранителя и сочинителя песен: «Этому песенка, тому песенка за кусочек хлебца». На второй стороне скульптуры – поющие женщины трех поколений, знающие и хранящие песенное наследие, а с ними – образ защитника, полного сил юноши. У основания скульптуры стоит ларец с песнями, в котором символически собрано песенное наследие – столь великое, что «Три дня пел, но даже крышку не поднял».

На фото ниже - скульптура «Камень усопших»

"Усопшие (духи) в латышской мифологии – это души умерших людей, которые после смерти продолжают жизнь в мире ином. После смерти душу человека встречают Мать усопших и провожает их в мир усопших. Мир этот параллелен миру людей – все продолжается, и работы, начатые на этом свете, и забота о своих. Осенью есть особое время усопших, когда души умерших как столбы тумана поднимаются от земли и являются погостить к родным в этот мир.

Для скульптуры «Камень усопших» избран особый полевой валун Латвии. Его структура и созданная природой форма полностью раскрывает могучую и в то же время нежную силу, благодаря которой камень струится, становится светлым и уподобляется туманным столбам".

Скульптуры "Мыслитель" и "Камень любви".

"С тех пор, как здесь поместили «Камень любви», он стал любимым местом, где молодожены в свой торжественный день пишут друг другу письма о любви, совершают древние свадебные ритуалы и переживают особые моменты, удостоверяя себе и другим значимость начала совместной жизни".

Нагулявшись по парку скульптур, всё-таки идём к замку.

Он восстановлен в середине прошлого века. А первый замок был построен в 1244 году на месте разрушенного крестоносцами деревянного замка ливов (ливы - малочисленный прибалтийско-финский народ). Сначала новый замок получил название Фределанд Fredeland), что в переводе с одного из средневековых диалектов немецкого языка означает «мирная земля». Но немецкое имя не прижилось, и вскоре новый епископский замок получил древнее ливское название Турайда. Замок строился постепенно (до XVI века). В 1776 году он сгорел и не был восстановлен.

Восстановление началось лишь в 1953 году.

Полностью восстановлена главная башня крепости, высотой 38 метров. Там оборудована смотровая площадка, с которой открываются великолепные виды на замок и окрестности, на реку Гаую...

В одном из помещений замка - музей. Среди примерно пяти тысяч старинных находок, сделанных в ходе археологических раскопок на территории замка, наиболее интересными являются несколько древних печей, пивоварня, баня с колодцем, около трех десятков медных и серебряных монет и даже один золотой дукат, металлические наконечники стрел, глиняная посуда, гвозди для подков и др.

На территории замка:

На территории Турайдского музея-заповедника находится ещё и симпатичная деревянная лютеранская церковь, построенная в 1750 году!

Прекрасна и природа вокруг...

Вернувшись в Ригу, мы посмотрели замечательный музей, настоятельно рекомендованный сразу несколькими членами нашей группы "Пути-дороги", Мотормузей, о котором здесь есть отдельный рассказ.

А потом ещё посетили Дом Черноголовых (про него тоже рассказала отдельно) - случайно - увидели рекламный буклет в отеле и не пожалели, что сходили...

... потом ещё погуляли...

Но самое главное, как я уже писала, мы познакомились и провели день с замечательными людьми - совершенно нашими людьми - Таней и Володей! Из-за обширной культурной программы даже не обедали - не хватило времени! Зато после её окончания вместе поужинали в первом попавшемся ресторане, который оказался... корейским. Но всё было очень вкусно, сытно и недорого.

Завтра - новый день и продолжение путешествия - мы едем в Вильнюс...