В Прибалтику на ноябрьские праздники.

В 2018 году мы ездили на ноябрьские праздники в Эстонию. В марте 2017-го сгоняли на 4 дня в Польшу...

У нас есть огромный опыт рвануть куда-нибудь на машине "бешеными собаками" - не дома же сидеть столько дней. В этот раз решили опять в Прибалтику! Таллин и Вильнюс уже видели, а вот в Риге были очень давно. Я - когда в 10-м классе училась, а Игорь проходил там производственную практику на 5-м курсе института. В мой первый приезд Рига мне не понравилась. Из детских впечатлений: от одного интересного места до другого нужно идти через что-то неинтересное, серое. Ну и концерт в Домском соборе, конечно, запомнился: мы там спали... Впечатления Игоря - тоже Домский собор, и тоже он там спал... Огранная музыка завораживает и способствует. А город ему понравился. Он, по его словам, выглядел европейским!

Итак, в нашем распоряжении в этот раз было 6 дней - с 30 октября по 4 ноября. Вернее, 5.5 дней.

В последнее время опыт дорожных сборов у нас доведен до совершенства. То есть, нам на сборы почти не нужно времени. Главное – за 5 дней до путешествия написать список вещей (подкорректировав какой-нибудь из старых), всё нужное постирать, недостающее купить, а чтобы покидать вещи по списку в чемодан, много времени не надо – часа полтора.

Поэтому уже несколько раз мы выезжали не в субботу утром, а в пятницу после работы. И нам всё больше это нравится!

Так и в этот раз – чтобы не терять время и успеть как можно больше, мы выехали после работы, правда, не в пятницу, а в среду, взяв два отгула.

День 1-й. 30 октября. Среда.

Выехали из дома в 16.20. А в 23.00 добрались до забронированной заранее гостиницы-кемпинга «Подворье» на трассе М9 напротив Великих Лук. Проехали 480 км.

Прекрасное место! Простенькие, но уютные номера с подогреваемыми полами и всеми удобствами всего за 1700 рублей.

Тишина, несмотря на близость трассы. Что ещё желать?

День 2-й. 31 октября. Четверг.

Прекрасно выспались, правда, что-то нас подняло в 5 утра… Видимо, (шило в одном месте) стремление скорее пуститься в дальнейший путь…

Сразу начались чудеса! Нам обещали все 5 дней сплошной дождь и холод! Но, выйдя из нашего домика и взглянув случайно на небо, я увидела… Большую Медведицу… и всех остальных. Ну что ж, думаю, это случайно. Сейчас всё затянет! Затянуло не скоро, часам к 2-м дня… Подтвердилось в очередной раз, что «кто рано встаёт, тому бог даёт»…

Но это – о погоде. Теперь о границе. К погранпереходу мы подъехали к 8 утра ( к 7 – по-ихнему).

Увидев огромный хвост из фур, просто его объехали.

А легковых машин на границе - ноль!

Вся процедура заняла у нас 50 минут, 20 – на нашей стороне, 30 – на латвийской. В первый раз в заграничных поездках нас попросили заполнить декларации – что ввозим. Мы не курим, поэтому этот квадратик остался чистым. Алкоголя – по 2 л на человека. Кое-что купили в Duty free. Опыт показал, что «Старый Таллин» здесь гораздо дешевле, чем где бы то ни было, другие напитки тоже.

Рижский таможенник оказался самым доброжелательным таможенником в моей жизни! Он и внешне-то был похож на нашего Михаила Якубовского. То есть сразу было понятно, что добрый! И голос такой же мягкий, добрый! Спросил, куда и зачем едем, что везём.

- А почему чемодан такой тяжёлый?

- Не знаю. Открыть?

- Ну раз хотите открыть, тогда не надо.

- А это что? Сумка-холодильник? Вот это откройте. Знаете, что к нам кое-что нельзя?

- Да слышали.

- Нет ничего?

- Да, вроде, нет…

- Тогда езжайте.

Отвечала в этот раз я. А я так врать не умею, как Игорь. Поэтому отвечала уклончиво. Но, конечно, у нас кое-что с собой было попрятано – остатки вареного языка, сыра и полпакета молока. Но быстро засовывать это в себя в этот раз не пришлось, обошлось. В первый раз после прохождения таможни осталось не только ощущение облегчения: «yes, опять получилось!», но и теплота на душе от общения с хорошими людьми…

Утренние пути-дороги Латвии оказались красивыми, с достаточно хорошим покрытием, множеством лесных отвороток для кратковременного отдыха и … пустыми.

Ничего особо красивого вокруг. Не сравнить ни с Польшей, и даже с Эстонией. Много заброшенных хуторов, прошлогоднее неиспользованное черное сено, довольно спокойные ландшафты. Мы часто останавливались - просто зайти в лес - подышать, или разглядеть красивый костёл, или сфотографировать аистов....

Настроение было сказочным – замечательная яркая погода и сам процесс путешествия сделали своё дело! Поэтому я сказала, что даже если погода испортится на всё оставшееся время, уже этот день сделал всё путешествие….

Часа через 2 пути неожиданно увидели слева от дороги широкую реку с островами. А может и озеро... Остановились и попали в сказочное место отдыха! Но сначала побежали на берег – смотреть острова и полуострова, лодки, на которых летом, видимо, катают! На полуострове устроена пикниковая зона со скамейками, столами и даже жаровней!

Но – не май месяц, поэтому мы решили выпить кофе в помещении - в кафе. Если бы приехали сюда позже, можно было бы и пообедать. Салаты и супы точно есть, про вторые блюда не спрашивали. Кофе очень вкусный! А к кофе мы купили в магазинчике вкуснейшую выпечку…

А потом ещё обнаружили магазинчик с сыром… Не удержались. Накупили!

Ещё несколько часов дороги и мы – в Риге. Поняли, что приедем в гостиницу раньше положенного срока заселения, поэтому решили пообедать – в Lido! Этот сетевой ресторан нам рекомендовали друзья – Сергей Лучин и Николай Комаров. Спасибо им! Один из этих ресторанов оказался у нас на пути, и мы решили пообедать. Он на окраине и расположен по адресу: Krasta iela 76. Там не только Lido. Там множество разных ресторанов и красивая территория. Мы сначала даже растерялись...

Lido - на втором этаже. По 9.9 евро с человека - великолепный шведский стол! Наелись от пуза.

Ну а потом всё банально – заселение в гостиницу Radi-un-draugi, про которую здесь есть отдельный рассказ, паручасовой отдых (для разбора фотографий, написания путевых заметок и … сна), вечерняя прогулка по городу и ужин.

Вечерняя Рига оказалась прекрасной!

А в этом замечательном ресторанчике мы ужинали! Тоже по рекомендации друзей.

И я рекомендую! Называется Rozengrāls. И о нём - отдельный рассказ!

А это - уже наш отель:

День получился чрезвычайно интересным!

День 3-й. 1 ноября. Пятница.

Весь этот день был посвящен Риге!

"Снова синоптики нас обманули! Спасибо, что погоду делают одни, а предсказывают другие! Вместо обещанной пасмурной погоды - целый день солнце!

Мы просто гуляли по городу, любовались им с лучших смотровых площадок - с моста через Даугаву, с колокольни собора Святого Петра... А ещё слушали орган в Домском соборе! Как прекрасна Рига! Что ни дом, то шедевр! Я ходила и сама себе завидовала!", - писала я в своём дневничке...

Утро собирались начать с собора Святого Петра. Именно с его смотровой площадки открывается самый красивый вид на город! Но, явившись туда к 9-и, обнаружили, что смотровая площадка работает только с 10-и. Что ж, значит гулять...

Раз закрыта башня собора Святого Петра, идём на мост через Даугаву. Оттуда тоже красивые виды!

А потом идём к Домскому собору - купить (на всякий случай заранее) билет на концерт органной музыки.

Купив билеты, возвращаемся обратно к собору Святого Петра, фотографируя всё интересное на своём пути...

Ровно в 10 поднимаемся на башню собора. Вернее, поднимаюсь я одна! Такие вещи, как посещение высоких смотровых площадок, Игорь не любит! Кстати, именно к 10 часам собрались тучки. Но солнышко иногда появлялось. Появилось оно и в тот момент, когда я поднялась на башню. Сказочные виды!

Внутри собора сделала почему-то только 2 фото.

Про Ригу и про собор Святого Петра нам рассказала Лена Белкина, которая здесь жила и очень любит этот город:

"Давно хотела познакомить своих московских друзей=знакомых=приятелей со своим Петром). С Церковью Святого Петра в Риге. Да, конечно, многие его видели, многие были, но я всегда пишу о своей Риге ..

У каждого своё любимое место в Старушке, да и у меня , наверное, оно не одно, но ни один мой маршрут не минует это. Золотой треугольник , "пятачок", откуда есть пошла земля рижская. То есть, пошла она, конечно, не отсюда, а от небольшого поселения на берегу речки Ридзене. Такого уютного и удобного, что пройти мимо него не смог и епископ Альберт, изучавший берега «дикой» Балтии в поисках благодатной земли и с мыслями о благородной миссии христианизации местных жителей. Припарковал со своей братией корабли в приглянувшейся ридзенской гавани, прикинул, мысленно, возможности и перспективы , и стал считаться основателем Риги. А площадь , где примерно находилась пристань и местная деревушка с некоторых пор носит его имя.

Но бравой команде рыцарей-попутчиков нужно было место для своего поселения. А купить-то землю у местных жителей у них и не получилось. Ну что же, решили обмануть простодушных латышей , Дайте, говорят нам земли столько, сколько под одну воловью шкуру уместится. Согласились латыши — это ведь всего-то маленький пятачок! А хитрож.., ой, хитроумные немцы шкуру на ленточки порезали, связали и такой кусман отмерили, что …. сделать бедные латыши уже ничего не могли.. Легенда, не легенда, но, как бы то ни было, обосновались здесь немцы всерьез и надолго .

И вот в этом моём золотом треугольнике появилось первое епископское владение, первый замок меченосцев , а немного позже, в 1209 году , и церковь покровителя Риги, Церковь Святого Петра.

Удивительно, что строился храм как истинно народный , средства собирали купцы, ремесленники, бюргеры, простые жители города. Позднее здесь же появилась первая школа. Может быть, именно поэтому, Пётр остается, как мне кажется, любимцем не только меня , но и всех рижан.

Построенный в строгом готическом стиле, основную историю его в том виде, к которому мы привыкли и которым восхищаемся , храм начинает с XV века, когда под руководством Иоганна Руммешоттеля он получает новую алтарную часть, а под руководством Руперта Бинденшу , уже в XVII, у него появляется изящный барочный фасад и воздушная барочная колокольня с самым высоким шпилем в Европе тех лет.

Но жизнь красавицы, это не путь , усыпанный розами! В 1721 году ревнивая молния поразила красотку. Начавшийся пожар разрушает шпиль, но, к счастью, выгоревшие конструкции сложились сами в себя, не вызвав жертв и разрушений вокруг. По легенде, этому помогли молитвы находившегося в это время в Риге Петра I (Пётр. опять Пётр )) , который впоследствии издает указ о восстановлении шпиля, считающийся первым в Российской империи указом о реставрации :) .

Окончательно восстановлен только в 1741 году , через двести лет, в день поминовения Святого Петра !! 29 июня 1941 года прямым попаданием немецкого снаряда храм был разрушен уже практически вместе со всей колокольней... , да и само здание, ' тело' храма не осталось без сильных повреждений...

В таком грустном виде простоял Пётр до конца 60х годов, находясь даже под угрозой полного сноса..

Но, наверное, провидение, Святой покровитель или , просто любовь горожан к своему символу .сделали маленькое чудо. И к 1970 году колокольня была восстановлена в своем историческом виде. И здесь никак нельзя забыть об ещё одной традиции, которая звучит как легенда, если бы не один артефакт. Ведь шпили всех известных храмов Риги венчают флюгеры — знаменитые рижские петушки.

И у каждого есть своя история, но у петушка Петра самая необычная. Закончив строительство колокольни и установив на ней задорную птицу, главный Мастер должен быть сеть на неё, выпить вина из бокала, а сам бокал разбить о мостовую. Но однажды, как раз после последнего "петровского"пожара бокал не разбился, упал на сено в телеге.. И хранится он в музее истории Риги. Давно это было , давно, и, может быть .. А вот то, что в 1970 году архитектор Петр Саулис оживил легенду и, выпив бокал шампанского сидя на возрожденном петушке, разбил вдребезги звонкий хрусталь о булыжную мостовую, факт, запечатленный в фотохрониках ).

Окончательно Церковь Петра была восстановлена к середине 80х. Сейчас это, в принципе, музей. Экспозиция посвящена самому храму. Истории строительства и восстановления. Внутри стоит и тот самый петушок, который украшал шпиль до рокового выстрела 41го. Он выжил, только немного обгорел.

В самом здании часто проводят интересные выставки, иногда — концерты. На колокольне появилась смотровая площадка с великолепными видами. Кому-то, в хорошую погоду , удается даже разглядеть залив . У меня не получилось (.

Внутри сохранились самые настоящие дамы-смотрительницы времен нашего общего прошлого, Но.. стараюсь на такие мелочи не обращать внимание )

А ровно под шпилем волшебный круг, стоя на котором можно загадать желание. Эх, если бы оно тогда сбылось.. А может быть, я просто неправильно это делала ? Может быть я хотела слишком много, а может вселенная меня не так поняла. .. Трудности перевода.. Жаль.. Но, если мне , нам, повезёт , я обязательно приду к своему Петру ещё и ещё..."

Вот такая душевная история...

Мне, как раз, удалось с колокольни разглядеть многое! День был великолепным!..

Обедать в этот день хотели в одном из недорогих ресторанов-кафе, рекомендованных друзьями - выбор был из четырёх. Но... после вчерашнего 3-х разового обжорства и утреннего шведского стола в нашем отеле, за весь день только выпили кофе, как раз рядом с собором Святого Перта - у нас было немного времени перед органным концертом в Домском соборе.

В итоге, не проголодались даже к вечеру!

А дальше был концерт... Что сказать? Всего 25 минут... Но мы опять засыпАли. Видимо, ещё не доросли. Хотя у меня другое объяснения. Не те произведения. На мою душу не ложатся. Хотя, я окончила музыкальную школу... После концерта вышли во внутренний дворик собора. Там музей!

А дальше мы просто гуляли по городу. Конечно, не совсем бесцельно - постепенно двигались в район так называемого югендстиля. Это улица Альберта и прилегающие...

Дальше - просто фотографии Риги, почти без комментариев. В этом замечательном городе можно гулять просто "куда глаза глядят". Красиво везде!

Говорят, около трети зданий в центре города выполнено в стиле Рижский модерн (также рижское ар-нуво, рижский югендстиль) , что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире! Большинство зданий в стиле модерн датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома.

Особенно интересны детали:

Интересны в Риге и другие детали! Разных стилей. Окна, двери, ручки, флагодержатели, водопроводные люки, ограничительные столбики и многое другое! Даже урны...

Вернувшись в центр города, я поняла, что уже даже не хочу фотографировать - произошла пресыщение красотой!

В этот день мы прошли более 20000 шагов! Как я уже писала, даже не обедали, только кофе попили в полдвенадцатого утра...

И в кафе-ресторан решили не ходить. Пошли на рынок.

А рижский рынок - это, как я считаю, отдельная достопримечательность, которая стоит обязательного посещения!

Рынок огромен! Никогда не видела такого! И, как пишет Лена Белкина, "его корпуса - это ангары бывшего завода по строительству цеппелинов, который был на территории Латвии. И это целый мир, с подземными хранилищами, ходами, заездами..".

Собирались купить только немного овощей, а в итоге еле дотащились до дома! Не могли же мы не купить миноги, копченого осьминого и т. д, и т. п., овощей, разливного пива, селёдочки, сладостей, колбасок, разных бальзамов на сувениры...

Сколько же там разной рыбы! Самое лакомое, необычное (для меня) - это миноги!

А как пахнут соленья! Накупили всего понемногу...

В 6 часов уже были дома. Писала путевые заметки, перекусывали, рано легли спать...

Наш скромный ужин в номере:

P.S. Собиралась нарушить свои традиции и описать всю поездку в одной публикации, делая периодически ссылки на интересные места. Теперь поняла, что никак не получится! Впереди ещё 3 дня путешествия - окрестности Риги - Сигулда, дворец Бирона в Рундале, а также Вильнюс... Поэтому, прерываюсь. Продолжение - в следующей части.