Четырёхдневное автопутешествие в Псковскую область - это целый отпуск! Часть 2-я. Псков.

​Итак, первая часть моих путевых заметок закончилось тем, что мы в полдевятого вечера 31 июля приехали в Псков.

Гостиница 903 оказалась расположенной в историческом районе Завеличье, то есть, за рекой Великой. Место тихое!

Улица сплошь застроена типовыми 3-х этажными коттеджами. В одном из таких коттеджей и находится Гостиница 903, названная так по году основания Пскова.

Окна нашего номера смотрели прямо на Кром! Осталось только сказать «Ах!» и схватить все «гаджеты»… Через несколько минут кремль ещё и осветило закатное солнышко!

Тут уж мне было не до того, чтобы разбирать вещи и готовиться к ужину. Я побежала фотографировать – по ямам,

по стройкам, к реке. До самой реки не добралась, остановил железный забор. Я же ринулась напрямую – не было у меня времени обойти и найти нормальный путь…

Зато успела!​

Ужин планировали в кафе «Пожарка», всего в 500-х метрах от гостиницы. Но никуда идти было неохота. Да и еды все с собой взяли - ой, как много. Поэтому решили поужинать в номере – в самом большом номере – у Ольги! Хоть она и сопротивлялась!)))

Хорошо посидели!

День 2-й. 1 августа. Суббота.

День выдался солнечным. Завтракали на веранде гостиницы и вспоминали завтраки в австрийских Альпах – у Хельмута. Ощущения были такими же – мы на курорте… Прохладно, солнечно и… вкусно! Даже ещё вкуснее!))

В первую очередь поехали смотреть Мирожский монастырь. Поехали на машинах, так как он находится в 3-х километрах от гостиницы.

Спешили! Приехали поздно – в 10.20, но рано… ))) Монастырь открывается в 11.00.

И это замечательно, потому что за эти 40 минут мы обошли монастырь вокруг! Если бы да кабы… мы бы просто этого не сделали, даже не догадались бы сделать! Как говорится, не было бы счастья…

Некоторые, правда, не пошли - поленились...

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь основан в середине XII века в месте впадения

реки Мирожи в Великую.

«В 1156 году преподобным Нифонтом, епископом Новгородским, была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня, которая сохранилась и доныне. Вот она:

В восьмидесятых годах позапрошлого столетия под штукатуркой храма открыты фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древне-русского искусства. В 1902 году окончены работы по их реставрации , и теперь Мирожский храм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси». Фрески можно не только увидеть, но и сфотографировать.

Спасский собор Мирожского монастыря – самый древний храм Пскова, он был возведён в 1156 году в редком для Руси греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его

строительства. Мирожский монастырь был в те времена одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Спасский собор сложен из местного

плитняка. Храм не действует, сейчас это музей.

Второй храм на территории Мирожского монастыря - Стефановская церковь - представляет собой надвратный храм на подклете. ​

Стефановская церковь. Вид снаружи.

​ Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интересен и необычен иконостас , выполненный в византийском стиле знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном (Теодором) .

В храме находится чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, явленная чудесным образом в 1199 году.

В одну линию со Стефаниевским храмом выстроена невысокая колокольня с куполообразным завершением - одно из самых молодых зданий обители. Её возвели в 1879 году.

Братский корпус.

Настоятельский копрус

После осмотра Мирожского монастыря наша группа разделилась на 2 части (по половому признаку)))). Игоря интересовал рынок и… сало… Володю – антикварные магазины, где он мог бы пополнить свою коллекцию монет.

Девочки, к счастью, были единодушны и отправились изучать Псков – старинные крепостные стены и храмы.

Начали с Покровской башни (номер 20 на карте), которая находится прямо напротив Мирожского монастыря.

Когда-то город окружали целых пять крепостных стен общей протяженностью 9,5 км. Мощь крепостных стен усиливали 40 башен. В XVI веке город был практически неприступным. Жителям, затворившимся в крепости, не грозила ни жажда, ни голод, ни эпидемии, - река Пскова обеспечивала горожан пресной водой и рыбой. Стены и башни успешно выдержали множество осад и штурмов. Самые серьёзные из них — осада Пскова польскими войсками в 1581 — 1582 гг.

Крепостные стены строились в разное время. Первую стену, которая окружала кремль, начали сооружать в X веке. И называлась она Кром или Детинец. Названия других стен – Довмонтова (окружавшая Довмонтов город), Старое Застенье , стена Среднего города, Новое Застенье (Подробную и интересную статью об укреплениях древнего Пскова можно почитать здесь...)

О чем это я? Ах, да… Я ведь начинала о том, как мы пришли смотреть Покровскую башню!

Покровская башня – это башня Окольного города, то есть башня 5-го кольца Псковской крепости.

Это самая мощная башня Пскова и одна из крупнейших в Европе. Сооружена в XV – начале XVI вв. «8 сентября 1581 года, в ходе шестимесячной осады Пскова поляками во время Ливонской войны, здесь разгорелся ожесточенный бой псковичей с войсками Стефана Батория.. Полякам и их союзникам удалось разрушить крепостную стену и захватить Покровскую башню, однако в конце концов они были выбиты оттуда, а многие сдались в плен. Псковичи потеряли при отражении штурма 863 человека убитыми и 1626 ранеными, потери поляков были в шесть раз большими.

Вид на Мирожский монастырь от Покровской башни - фото Светланы.

Место разрушения крепостной стены назвали «проломом». Рядом с Покровской башней, вернее, за ней, находится интересная церковь, вернее, две церкви, соединённые общей звонницей – церковь Рождества и Покрова Богородицы от Пролома.

До осады Пскова поляками 1581 года здесь находилась церковь Покрова, первое упоминание о которой относится к 1399 году. В 1544 году это уже был «Покровский монастырь в угле». В 1582 г. — к храму пристроена Рождественская церковь в память отбития неприятеля от пролома, которое произошло в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 (21) сентября). Таким образом, церкви Покрова и Рождества Богородицы соединили в одну. Между ними поставили классическую псковскую звонницу. Это моё самое

любимое место в Пскове!

После осмотра башни и церкви мы, вооружившись картой с изображением достопримечательностей, купленной в Мирожском монастыре, отправились в сторону музея «Поганкины палаты», фотографируя все храмы на своём пути… Очень нравятся мне храмы псковско-новгородского типа - с одной большой главой!

Основная экспозиция музея "Поганкины палаты", к сожалению, оказалась закрытой – на ремонте. Выставки в дополнительном здании мы смотреть не стали. Зато, рядом находится замечательный ресторан, рекомендованный бывалыми путешественниками – Дом Подзноева, расположенный в старинных палатах.

Здесь мы пообедали! Забегая вперёд, скажу, что это было самое вкусное место в Пскове из трёх, которые мы посетили в этом путешествии. Безупречное обслуживание, великолепное оформление, изумительный вкус, вполне приемлемые цены. Получили истинное удовольствие! Узнали об этом месте от путешественника Станислава Поддубного! Спасибо ему!

После обеда, снова фотографируя все храмы на своём пути,..

... и другие интересности Пскова...

...мы медленно двигались к Кремлю – сердцу города. Здесь же у нас была запланирована встреча с

нашими мужчинами…

Про кремль писать не буду, об этом уже тысячу раз написали другие. Да и фотографий выложено миллион. Но не удержусь – тоже покажу несколько. Для тех, кто не был)))

Самое интересное то, что здесь мы нашли наших Двориков – Таню и Володю! Совершенно случайно! Они выехали из Москвы только сегодня, и мы полагали, что встретимся с ними только за ужином… А они приехали рано!

Вместе мы спустились к набережной, чтобы продолжить наш интересный день прогулкой по реке Великой. Но сначала - вдоль неё...

Уже на причале к нам присоединились и наши Игорь с Володей, которые тоже провели день не даром – и сало, и монеты были куплены!))

Мы дождались речного трамвайчика и отправились на полуторачасовую прогулку.

А вечером ужинали в таверне «Пожарка» - по рекомендации других известных автопутешественников – Пашковых и Лукасов)))

Было не так изысканно, как в палатах Подзноева, но тоже очень вкусно! Хорошо посидели!

Вернее, прекрасно!

Из кафе домой возвращались по набережной Великой...

А ещё наблюдали вот такую картину:

Интересно, это был праздник какой-то или ежедневные тренировки?

Завтра у нас тоже интересный насыщенный день - поездка в Изборск и Печоры!

Но об этом – в следующей части.