Знакомство с Францией. Часть 12-я. Камарг. Сент-Мари-де-ла-Мер.

"Вот мы и на море. Сбылась мечта Игоря! Он обожает море. А так как в составлении маршрута он не участвовал, то и практически не догадывался, что море для него случится в этом путешествии, - и теперь вполне счастлив. Тем более, море - такое, как он любит, - большие песчаные пляжи. В этом вопросе наши с ним вкусы расходятся. Я люблю большие камни, с которых можно понырять, мелкую гальку... ", - записано в моём путевом дневничке 30 июня - на 9-й день путешествия.

Но я-то ехала к морю не за этим! Рядом с городком Сент-Мари-де-ла-Мер находится национальный парк Камарг. Там белые лошади, чёрные быки и розовые фламинго!.. Чтобы разбавить архитектурные достопримечательности путешествия природными, я включила в маршрут это прекрасное место.

Камарг - это огромная равнина, раскинувшаяся между рекой Роной и Средиземным морем.

Начиналось всё очень давно... Римский сенатор Анний Камар, получив в наследство небольшое состояние, решил купить недорогой участок земли. Большой участок, треугольной формы. Такую форму задали море и реки Большой и Малый Роданус.

Местность была болотистой, а почва - соленой. Реки разливались весной, заливая внутреннюю часть треугольника, и вода там застаивалась. Солнце за лето выпаривало воду, и вся соль оставалась в почве. Камар не сдался, он вложил деньги в строительство канала от моря до греческого поселения Арлис (будущий город Арль), и "в его карман потекли денежки от оборотистых купцов, охотно пользовавшихся каналом.

Камар же предался заботам хозяйственным - сажал виноград, строил ирригационные каналы…

Спустя несколько столетий их разрушили франки. Потом восстановили. Потом их вновь разрушили готы. Потом - Аттила. За ним - сарацины. Каналы перестали восстанавливать. Но уже ничто не могло вычеркнуть из истории и карты Европы имени римского сенатора Анния Камара. Потому что в силу диковинного сочетания исторических и геологических причин небольшой треугольник, образованный Большой и Малой Роной и берегом Средиземного моря, стал тем удивительным, ни на что не похожим краем, который носит имя Камарг." (http://history.megatis.ru/2_12904.html)

Сейчас это бескрайние болота, населённые четырьмястами видами зверей и птиц! В 1828 году французское общество защиты природы добилось запрещения охоты, рыбной ловли и сбора растений в Камарге и организовало здесь национальный парк. В 1950 году швед Люк Хоффман вложил всё своё состояние и организовал здесь биологическую станцию, изучающую вопросы миграции птичьих стай. Оказывается, Камарг - самый большой "постоялый двор" для птиц европейского континента! "Вечные странницы" останавливаются здесь на 2-3 недели - подкармливаются и набираются сил, чтобы отправиться дальше...

Белые лошади - постоянные жители Камарга. Как давно они здесь появились - неизвестно, но легенда гласит, что "с тех пор, как очередные завоеватели уничтожили систему ирригации, и почвы засолились настолько, что ни о каком земледелии уже не могло быть и речи, местные жители занялись скотоводством".

А ещё знаменит черный камаргский бык, "lou biou". Первых быков привезли сюда греки с острова Крит. Сейсас их здесь целые стада!

Везде в Камарге устраивают бои быков. Но, в отличие от испанской корриды, провансальская "тоурада" не предполагает смерти быка. Нужно всего лишь сорвать яркую кокарду, укрепленную между его рогов, и победа засчитывается тореадору.

Мы приехали в Камарг на три дня. Чтобы обязательно увидеть розовых фламинго, белых лошадей и чёрных быков!

Мне казалось это делом непростым! Потому что, читая отчёты путешественников, понимала, что это удаётся не всем.

Проще всего получалось с фламинго. Очевидно, именно в это время они "останавливаются здесь на постой" перед дальнейшим перелётом в Северную Африку! И для того, чтобы увидеть фламинго и других птиц, мы запланировали обязательное посещение орнитологического парка.

А вот ни быки, ни лошади не гуляют по национальному парку где попало! Чтобы их увидеть в природе, нужно постараться! Мы постарались!

Узнали, что на белых лошадях можно покататься верхом, а быков увидеть с борта туристического кораблика, который курсирует по каналам Камарга.

Но, обо всём по порядку!

В первую очередь - утром 10-го дня путешествия - мы отправились в Орнитологический парк Pont de Gau. (но, конечно, после утреннего купания в море)! От Сент-Мари-де-ла-Мер до парка 5 км, поэтому, естественно, поехали на машине. ​

​Навигатору задали Pont de Gau, но и так не проехали бы. Он хорошо виден с дороги Арль - Сент-Мари-де-ла-Мер.

Купили билеты (всего по 7.5 евро с человека).

Орнитологический парк - это (сплошное болото) система прудов с проложенными вдоль них дорожками и смотровыми площадками. Всё хорошо, красиво, познавательно и занимательно, если бы не дикая жара в 37 градусов! И ни капли тени! И здесь уже не искупаться... Но сколько же здесь птиц! Фламинго, аистов, цапель, куликов опознали. Но много, кого не опознали. Есть и водяные млекопитающие! Было интересно! Первый пункт программы пребывания выполнили! Вот фотоотчёт:

Фламинго не розовые почему-то, а белые! Наверное, выгорели на солнце!))

Цапля - серая, как и положено!))... Но есть и белые!

Острова просто кишат птицами!

Летают с места на место, галдят!

У этих ребят - правильная техника!

А вот так "устроен" парк:

Осталось два пункта обязательной программы в Камарге - увидеть чёрных быков и покататься на белых лошадях. Именно покататься! Потому что мы их уже увидели! Вдоль всей дороги Арль- Сент-Мари-де-ла-Мер множество пунктов катания на лошадях. И по пути в орнитологический парк мы их видели. А на обратном пути решили заехать в один из них и купить "экскурсию" на "после обеда".

Заодно и познакомились с лошадками!

Купили билеты на часовое катание по национальному парку. На 15.00. По-сравнению с недорогими билетами в Орнитологический парк, здесь совсем не дёшево! По 24 евро с человека! И удовольствие довольно сомнительное - прокатиться по голой степи под палящим солнцем, да ещё и в каске! В сопровождении инструктора, шагом... И без фотоаппарата (запрещено)! И почти ничего не видали, только лежбище чёрных быков (сильно издалека) и озеро с тысячей фламинго (тоже издалека). Ну что ж! Поставили (птицу) галочку! И познакомились с лошадками.

Советовала бы я кататься своим друзьям? Скорее нет, чем да. Это совершенно не интересно. Даже в хорошую погоду. ИМХО...

Игорь оторвался от шеренги и попытался слегка пришпорить коня!

А вот у Игоря другое мнение по поводу катания на лошадях. Его слова: "Катание на лошадях мне понравилось ничуть не меньше, чем прогулка по Орнитологическому парку, несмотря на жару!"

А вот третий вид развлечений в Камарге я рекомендую однозначно! Это катание на кораблике по каналу!

Мы узнали заранее, что кораблики ходят только 3 раза в день, поэтому озаботились экскурсией заранее! В центре туристической информации взяли проспект одной из фирм (всего в Сент-Мари-де-ла-Мер их три). Вот такой:

Здесь есть и название фирмы, и расписание. Пришли в порт, нашли офис указанной фирмы и купили билеты - на послезавтра, на 10 утра (по 7.5 евро).

В положенный день (3 июля) за полчаса до отплытия пришли в порт, по картинке нашли нужный кораблик, и за 15 минут до отплытия нас в него пустили.

Прекрасная прогулка получилась! Видели и птиц (но, конечно, не столько, сколько в Орнитологическом парке, а только несколько цапель и бакланов). Видели по берегам фермы с белыми лошадками, чёрными быками и их детёнышами... Удовольствие получили огромное!

Кораблик другой фирмы

Узнали, что детёныши и белых лошадей, и чёрных быков рождаются коричневыми. Только потом они становятся белыми или чёрными!

Ну вот и всё про Камарг! Место прекрасное! Несомненно, здесь стоит побывать. И обязательно посетить Орнитологический парк и прокатиться на кораблике!

А теперь про городок Сент-Мари-де-ла-Мер.

Он прекрасен не только потому, что находится практически в национальном парке Камарг. Он хорош сам по себе! Чистейшее море, белые домики, множество цветов. Храмы! Маленькие кафе со свежайшими морепродуктами! Прекрасное место отдыха для тех, кто любит пляжный отдых! То есть, для моего мужа, Игоря! И самое сильное впечатление всей поездки!))) Но не для меня... Если море - я люблю скалы, мелкую гальку. Как в окрестностях Севастополя... Он любит пляжи и песок! Но и он не любит лежать целыми днями. Поэтому, купались мы только утром. Иногда - днём (коротко) и вечером. И 3-х дней на море нам хватило.

Каждое утро начиналось с купания.

Наш отель находился примерно в 200-х метрах от моря.

Утром народу практически никого. Да и днём не намного больше!

Мне было скучно просто купаться! Я люблю плавать с маской и разглядывать, что там где водится в воде. Здесь разглядывать особо нечего, но всё-таки...

В центре города очень приятно гулять! И хотя жара нам не позволяла это делать, кое-что всё-таки видели.

Например, вот это храм! Это не что иное, как собор Нотр-Дам! Нотр-Дам-де-ла-Мер построен в XI-XII веках. Вот ещё какую интересную информацию нашла про него в Википедии: "В 1448 году в Сент-Мари были обнаружены священные реликвии, связанные с пребыванием здесь Святых Марии Иаковой, матери апостола Иакова Алфеева и Марии Саломеи, принимавшей роды Иисуса Христа. Вследствие возникшего на этой основе в Сент-Мари культа девы Марии в городок на протяжении нескольких столетий стекались ежегодно тысячи паломников со всей Европы. Во время Великой Французской революции этот культ был запрещён, а собор Нотр-Дам частично разрушен (восстановлен в 1873 году)."

Но особенно приятно гулять вечером! Когда город пуст. Люди сидят только в кафешках...

В городе много интересных памятников и скульптур! Вот эти львы, кажется, очень древние!

Этот - явно помоложе:

Конечно же, есть скульптуры, представляющие символы Камарга, - белые лощади, черные быки и фламинго!

А теперь совсем о земном. Это жильё и едальни Сент-Мари-де-ла-Мер.

Гостиниц здесь множество! Большинство из них - маленькие. В одной из таких гостиниц мы жили:

Это двухзвёздочный отель Les Arcades.

Главым плюсом в нашей ситуации (дикая жара) был кондиционер!

Но и всё остальное нас вполне устраивало - 5 минут до моря, бесплатная парковка рядом с отелем, чистые номера со всеми удобствами, доброжелательный персонал, говорящий и по-английски тоже, быстрый интернет. Даже можно было заказать завтрак. Но мы не рискнули. Уже 2 раза в этом путешествии завтраки были настолько мизерными, что в этот раз мы готовили сами. Даже варили кашу - у нас с собой была мультиварка.

Отдельная тема - высокая кухня Камарга! Мы обожаем морепродукты, поэтому не смогли себе отказать - два раза ужинали в ресторнах! Или это были кафе... Не знаю, чем во Франции кафе отличаются от ресторана. Цены везде похожие. Довольно высокие (если сравнивать с Россией, Германией и Италией. Тем более, с Польшей, Чехией и Венгрией). Но французская еда стоит того, чтобы отдать 70 евро за каждый ужин на двоих. Как говорят наши друзья - "Стоит целый год работать, чтобы скопить достаточную сумму на путешествие, в котором можно позволить себе всё!" (ну или почти всё).

В Сент-Мари-де-ла-Мер множество мест, где можно поесть. Кафешки там просто на каждом шагу! Но мы спросили совета у работника гостиницы, и он посоветовал нам ресторан на набережной - Le Brûleur de Loups (67 Avenue Gilbert Leroy). (Фото из гугл-карт)

Но в день приезда мы попали туда только в 9.30 вечера, а они обслуживают по меню (комплексный ужин). А это во Франции с 19 до 21.30...

Мы увидели, что напротив (через улицу Леона Гамбета) есть ещё один ресторан - Restaurant Panoramique Le Belvedere :

И обратились туда! И там нас сказочно накормили! На веранде второго этажа, с видом на море!

Блюда пришлось выбирать. "По-французски я не понимаю. И она по-русски не фига"...

Тыкали пальцем! Очень удачно! Заказали по салату и блюду из морепродуктов, белое вино и коктейль "Кир". Мне достались устрицы. Я попробовала. Есть можно. Но улитки Игоря мне понравились больше, и мы поменялись. Всё было просто сказочно вкусно!

Столика для наших блюд было мало! Пришлось захватить подоконник...

А тот ресторан, который нам рекомендовали (Le Brûleur de Loups), был на следующий вечер. Там тоже было очень вкусно! Но более по-ресторанному!))) Официанты в соответствующем одеянии!

Мы заказали два разных "меню". В обоих было мясо чёрных быков. Но у меня - тушеное, а у Игоря - стейк с кровью. Морепродукты тоже были. А ещё десерт. Ну и вино, конечно! И вода холодная!

В следующей части - о том, как мы изучали окрестности Сент-Мари-де-ла-Мер - Арль, Ле-Бо-де-Прованс и многое другое...