top of page

Русские в Италии. Рассказ 1-й. Лёха или почему в Венеции больше нельзя пить шампанское на гондолах.


Риччионе. Адриатическая Ривьера. Мое обычное летнее рабочее утро. Вторник. А значит в 5.30 утра выбегаю из дома с моим плюшевым цветком – опознавательным знаком для туристов и жду своего водителя с автобусом.

Приезжает радостный, ухоженный и наглаженный Франческо, который развелся с женой, страдал без семьи, детей и собаки. И вдруг нашел себе невесту... да не простую, а из Америки, тренера по спортивным танцам и йоге, красивую, в стиле Джейн Фонды. И в этот вторник наш Франческо первый раз в жизни везет свою невесту из Америки в Венецию с нами, русскими туристами. Мы были представлены друг другу и, радостно улыбаясь предстоящей поездке и встрече с Венецией ( надо сказать, что, даже бывая в Венеции раз в неделю, в течение почти 15 лет, я все равно каждый раз радуюсь этой встрече), стали заниматься каждый своим делом: Франческо – крутить баранку и делать остановки в указанных мною пунктах набережной , Патриция ( так звали невесту) – сидеть за спиной любимого и вглядываться в дорогу и во входящих на остановках этих самых русских, с которыми сражались в американских фильмах лучшие парни Голливуда, я - подсказывать остановки Франческо, забирать на борт автобуса моих туристов и рассаживать их в салоне.

На одной из остановок вдоль моря стояла странная парочка, оказавшаяся моими дорогими русскими туристами. Девушка Алёна была стандартной девушкой славянского типа, небольшого роста, худенькая и немного смущенная. Ее спутник Леха напоминал борца сумо или гору Фудзияму, с остатками блондинистого бобрика на голове и серыми, покрасневшими от усталой печени, глазами. Одет он был только в спортивные шорты, в остальном был раздет, разут, куски славянского гигантского тела радостно выползали наружу, навстречу морскому бризу и приключениям.

Надо сказать, что то лето было жарким и изнуряющим по всей территории Италии, но наши доблестные туристы рвались увидеть не только лежаки на пляже с загорелыми попами итальянцев и своих соотечественников, но и главные достопримечательности этой гостеприимной и любимой всеми русскими Италии. Тут тебе и «уно моменто», такой удобный случай, за один день можно сгонять в Венецию, покататься на гондоле, купить пепельницу из муранского стекла, наделать фоток на площади Сан Марко, да и в отель к ночи вернуться. Ну, здОрово же!

Вот и Леха подготовился к встрече с этим удивительным сказочным городом на воде: в одной руке он держал большой бумажный стакан со льдом, а в другой – почти полную бутылку виски. Алена держала мини сумочку и зеленую тряпочку, которая в дальнейшем оказалась элементом одежды любимого. Я поздоровалась и сказала, что с алкоголем и напитками в салон нашего автобуса входить нельзя. Недолго думая, Леха опрокинул в себя всю бутылку виски, а стакан со льдом культурно выбросил в мусорный бачок поблизости. Тут мне пришлось ( ох уж эти гиды русские, всегда цепляются к соотечественникам, хотят показать свое превосходство в прописке и паспорте) напомнить ему и про его голый торс ( не могла же я про Фудзияму. Ей богу, нехорошо) . Загадочно улыбаясь, русский борец сумо надел на верхнюю часть «торса» зеленую тряпочку, взятую из рук Алены, и которая оказалась футболкой Ralph Lauren , самого большого итальянского размера, но доходила нашему богатырю лишь до груди. Все остальные части торса без кубиков выползли в пространство между шортами и той самой майкой. Но, делать нечего, пришлось пустить эту сладкую парочку на борт автобуса.

Взглянув на Патрицию, я быстро поняла, что она , наконец, увидела тот самый типаж русского человека из голливудского фильма, и даже как-то улыбнулась этому своему открытию , так как нашла подтверждение подлинности и непревзойденности американского кинематографа в этом персонаже.

Собрав по побережью всех наших туристов , мы двинулись на север, в сторону приморского города Кьоджа, вдоль старинной римской дороги под названием Виа Попилия ( Popilia). Туристы мирно дремали, а некоторые слушали мой рассказ о том, что эта виа Попилия является одной из трех важных древнеримских дорог, выходящих из Римини ( Ariminum в древнеримскую эпоху). Дорога была построена во времена правления Консула Попилио ( Publio Popilio Lenate), в 132 году до Рождества Христова, поэтому своим названием и обязана этому консулу. Во времена Византийской Империи дорога меняет свое названия на Виа Ромеа ( via Romea), с которым и существует до сих пор.

Мой рассказ прервал вопль с задних рядов. Это, конечно же, был Леха. Он кричал, что ему надо пИсать и ,что мы должны немедленно остановиться.

Как вы уже поняли, дорога-то древнеримская, не очень широкая, с двумя полосами движения в одну сторону, без обочин и с очень интенсивным движением транспорта. Вдоль дороги, на равнине, зеленеют поля бахчевых культур, ни одного деревца, ни одной заправки или бара. Я пыталась объяснить ситуацию нашему богатырю, но не тут-то было. Он вырвался вперед, на волю, к креслу водителя, напугав до смерти сидевшую за спиной любимого Франческо нашу Джейн Фонду- Патрицию. Требовал остановки, а иначе.... не выдержит. Франческо, опасаясь за чистоту салона, нервы невесты и детишек, коих было немало на борту, остановился и открыл автобус. Леха не мудрствовал лукаво, а встал напротив лобового стекла и стал творить. Франческо, в позе распростертого на дороге Вицина из кинофильма « Кавказская пленница», своим телом пытался прикрыть стекло, причитая при этом, что в салоне женщины и дети. Но было поздно. Патриция забилась в промежуток между креслом и боковым стеклом и поняла, что сейчас все случится, как в лучших голливудских традициях боевиков. Леха же, спокойный и облегченный, вернулся на свое место.

Наш дальнейший маршрут предполагал пересадку на кораблик в порту города Кьоджа, который через Венецианскую Лагуну и доставит нас до Венеции. ​

​Оказавшись на кораблике, я обнаружила, что наш водитель с Патрицией решили не плыть с нами , а подождать другое транспортное средство. Очутившись на палубе кораблика, где было много места, сидений и прочих надобностей, туристы радостно защебетали, защелкали фотоаппаратами, камерами телефонов, побежали пить капуччино в баре. Бар.. я совсем не учла тот факт, что в этом небольшом барчике, кроме кофе и чая, можно было попросить бокальчик вина или рюмочку крепкого ликера к кофе.

Алексей справился с годовым запасом бара ровно за один час и 25 минут, то есть за то самое время, которое понадобилось нам для прибытия в красавицу Венецию. ​

​Белый мрамор, черепичные крыши, зеленые купола, блики воды в лагуне, все это подготовило моих туристов к встрече с самым замечательным видом на город - на Дворец Дожей , Сансовинскую Библиотеку , Базилику Сан Марко, Колокольню.

Завораживающее зрелище отвлекло всех нас от нашего любимого туриста, который устал, все выпил, почувствовал жару и усталость и решил , не выходя на берег ,искупаться в лагуне, спрыгнув с борта кораблика.

Его спутница Алена горестно затрусила вдоль палубы с причитанием, что любимый Лешенька может утонуть. Но наши не тонут.. Пока вся группа резво выскочила на набережную , к воде прибежали карабиньеры, благо наша высадка происходила как раз напротив их казармы. Они ринулись спасать утопающего, но наш герой гордо вышел из воды, стряхивая с плеча остатки зеленых водорослей. Алена тесно прижалась к любимому, который благосклонно заулыбался. « Протрезвел, наконец,.», - подумала я. Карабиньеры пытались объяснить Лехе, что прыжки с борта корабля и купание в каналах - это очень опасно. Казалось, что инцидент был исчерпан, клиент отпущен на свободу с предупреждением. Собрав всю мою группу под опознавательным плюшевым цветком, я бодро повела всю компанию по отработанному маршруту, который включал в себя осмотр стеклодувной мастерской, катание на гондолах, прогулку по городу с экскурсоводом, свободное время и прочие прелести волшебного города на воде. Сладкая парочка следовала за нами.

После стеклодувной мастерской наша ватага пошла на катание на гондолах.​

​В каждой гондоле , на бархатных подушках радостно восседали мои дорогие гости.Не отставал и Леха со своей Аленушкой.

Улыбчивые и импозантные гондольеры раздали всем катающимся гостям по пластиковому стаканчику и .. по одной бутылке просекко на гондолу для того, чтобы не только насладиться катанием, но и выпить прохладного вина. Романтика! Все были удивлены и обрадованы такому положению вещей, но не Леха. Он затребовал персональную бутылку. Ему пытались объяснить, что это чисто символически, презент от гондольеров, романтика, тосты, улыбки. Но наших не проведешь. Леха достал свои кровные 50 евро из сумочки Аленушки, затребовал персональную бутылку, не взяв сдачи. И пока гондольер лавировал веслом на въезде в первый канал Венеции, Лехина бутылка уже опустела. Катание длилось около получаса, я поджидала группу на станции гондольеров, которые были особенно возбуждены и радостны в связи с 50-ти евровой бумажкой, которой хватит на кофе всем им и аж до самого вечера. Гондолы возвращались, туристы выходили на берег, собирались вокруг меня улыбающиеся и , наконец, расслабившиеся.

Леша, видимо, опять почувствовал жару, нырнул с борта гондолы для освежения души и тела... и тело перекрыло все движение в канале. Произошел затор, гондольеры бросились навстречу со спасательными кругами и баграми.

Я поняла, что ничего хорошего в сегодняшней прогулке нам больше не светит.

Гондольеры в застрявших посреди маленького канала гондолах, любопытствующие туристы с мостика, берега и из самих гондол ,пытались чисто по-итальянски разрулить ситуацию. С криками одобрения они морально поддерживали тех итальянских парней в тельняшках и банданах, которые безуспешно пытались вытащить из воды нашу гору Фудзияму . Но эти 2 центнера живого веса никого к себе не подпускали, резвились в водице не очень чистого канала, пока наконец, не вылезли на берег.

Дальнейшая программа группы предполагала пешую прогулку по самым центральным достопримечательностям Венеции. Извинившись перед гондольерами, я повела группу на встречу с местным экскурсоводом. Передав группу на попечение опытному и невозмутимому венецианскому гиду, я решила,наконец, присесть на мраморную лавочку в тени, под портиками галереи Дворца Дожей и расслабиться минут 15. Это было мое стратегическое место, из которого можно наблюдать за радостной толпой туристов, любоваться лагуной и проплывающими лодками и корабликами, а также встретиться с кем-нибудь из коллег, чтобы пойти перекусить в образовавшуюся часовую паузу . Все-таки, несмотря на отдельно взятых игроков сумо, жизнь прекрасна, Венеция удивительна, лагуна обворожительна.

Но тут мою медитацию прервал телефонный звонок. Звонила рыдающая Алена, сообщив, что « Леша пропал после того, как гид их повела в первую узкую улочку». Я была почти счастлива этому событию, но рыдающая девушка вызвала у меня чувство жалости, угрызения совести, я встала и пошла на встречу с несчастной. При встрече я быстро выяснила маршрут перемещения группы, прихватила растерянную и заплаканную девушку, и мы медленно двинулись по маршруту. Меня издали заметили гондольеры и радостно закричали: « Oxana, lui è qui, sta dormendo», что означало, что парень у них спит под присмотром. Я увидела, что на пристани гондольеров , на лавочке мирно спит наш герой.

Алена бросилась к любимому и замерла у него на могучей груди в виде медальона. Обладатель медальона проснулся, заулыбался и сказал своим новым друзьям- гондольерам: « Май вайф». Те радостно закивали в предверии освобождения территории. Воссоединение произошло, Леха мне объяснял, что он уже бывал за границей, в Таиланде, где тоже терялся, но там его воспринимали, как Будду, всячески помогали и даже фотографировались с ним . Убедившись, что парень все-таки вменяем, я сообщила им место и время сбора для отъезда, показала ближайшие ресторанчики с меню на русском языке и побежала встречать группу .

Побродив по маленьким улочкам и площадям с самыми неутомимыми и любопытными туристами, я, в конце концов, оставила их для самостоятельного времяпровождения, забежала в ближайший бар, выпила кофе, съела вкусного мороженого и .. встретила моих ,болтающихся без видимого дела , туристов. Увидев меня, они радостно сообщили, что наш Леха лежит на Славянской набережной, перед казармой карабиньеров и отбивается от блюстителей порядка, и что надо что-то делать. Я им сообщила, что, в случае моего вмешательства, вся группа останется без гида и руководителя, потеряется и вообще не уедет из Венеции в Римини, т. к. мне придется идти писать протоколы, работать переводчиком, разбираться с документами , штрафами и т д. Поэтому лучше сделать вид, что меня никто не видел, а собраться всем в установленное время, в условленном месте. Мои гости согласились и тоже пошли есть мороженое.

Меня же разобрало любопытсво. Что же там все же происходит? Подойдя поближе к набережной, из ближайшего переулка я высунула голову наружу.

Набережная перед казармой карабиньеров заполнялась туристами, на подходе были операторы со значками местного телевизионного канала, карабиньеры же оцепили по кругу центральную часть самой набережной. В центре оцепления лежал на животе Леха и кричал про патроны, которые ему должны подносить неизвестно кто и неизвестно откуда. Не обращая внимания на его крики, организованная группа японцев по очереди подходила к лежащему в виде кита на суше телу. Каждый из японцев, который был размером раз в пять меньше трепыхающегося на набережной кита, подходил к телу и фотографировался на фоне. Карабиньеры были хоть и бравые ребята, но тоже меньше Лехи раза в три, поэтому они почтительно держали дистанцию, видимо, разрабатывали тактику и стратегию выноса тела с площадки перед их собственной казармой. Алены не было видно в ближайшем обозрении. Мои силы иссякли, я позвонила официальному представителю турагенства , которое прислало нам такого колоритного персонажа и сообщила, что их турист лежит в Венеции на набережной и просит несуществующих товарищей поднести ему патроны. Официальный предствитель агенства в Италии, очень интеллигентная и рассудительная девушка, сказала мне в ответ: « Какая прелесть». Я поняла, что на этом мои функции заканчиваются, и пора думать о беспрепятственном вывозе группы за территорию острова, даже ценой оставленного на этом самом острове нерадивого туриста.

Подошло время отъезда, группа собралась и отправилась на борт кораблика, пришла и Алена, сообщив, что Лешу забрали карабиньеры , а она должна остаться с мужем. Еле- еле удалось уговорить ее вернуться с нами в Римини с тем, чтобы взять из отеля одежду, необходимые вещи и деньги для любимого мужа.

Вернулись мы без Лехи.

Патриция была несказанно счастлива, Франческо тоже повеселел и даже шутил.

Потом мне сообщила та самая девушка, официальный представитель, что Леху долго не могли подмять и поднять с набережной. Что ему удалось нанести легкие увечья трем карабиньерам, но все же, в конце концов, его скрутили и посадили в камеру той самой тюрьмы, в которой когда-то сидел Казанова. Большая честь , как я понимаю. Алена съездила в Римини, забрала вещи и пачечку денег из сейфа отеля, вернулась к любимому, заплатив за его пребывание в кутузке, лечение изувеченных карабиньеров, за судебные издержки процесса, который состоялся через день и на основании которого Леху депортировали в Москву.

После этого случая в Венеции больше не предлагают выпить игристого вина при катании на гондолах. Наивные венецианцы решили, что нашего Леху так развезло с одной бутылочки просекко. Патриция больше никогда не ездила с русскими туристами по городам Италии...

Москва, 3 апреля 2020.

Оксана Яковенко.

В публикации использованы фотографии:

Светланы Денисовой

Нины Астрединовой

Ядвиги Лисевич

Оксаны Яковенко,

а также 2 фотографии из интернета

Первое фото - картина, нарисованная Оксаной!

bottom of page