top of page

Марфо-Мариинская обитель сестёр милосердия. Москва. Большая Ордынка.


Марфо-Мариинская обитель... Любимое место многих москвичей! С некоторых пор - и моё тоже! С тех пор, как для меня "открыл" его Денис Дроздов!

"На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители... Только я вошёл во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними - вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вериница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь и сестёр, - уж не знаю, кто были они и куда шли. .." (читаем у Ивана Бунина в "Чистом понедельнике")

Обитель сестер милосердия создала великая княгиня Елизавета Фёдоровна, жена великого князя Сергея Александровича Романова, московского генера-губернатора, и сестра императрицы Александры Фёдоровны. Урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, Елизавета Фёдоровна сразу после переезда в Россию приняла православие и вела самый благочестивый образ жизни, всегда помогая людям.

Родители привили ей любовь к ближнему. Вместе с матерью она часто посещала госпитали и приюты.

4 февраля 1905 года её муж был убит бомбой эсера Ивана Каляева. Елизавета Фёдоровна посетила убийцу в тюрьме, принесла ему Евангелие и призывала к раскаянию. Она просила императора помиловать убийцу...

Вскоре после смерти мужа Елизавета Фёдоровна раздала большую часть своего имущества и драгоценностей на благотворительные нужды. А оставшиеся деньги решила использовать для покупки на Большой Ордынке усадьбы с садом для создания обители сестёр милосердия.

Главной целью сестер была помощь нуждающимся, которым оказывалась поддержка - материальная, медицинская, духовная. Елизавета Фёдоровна пыталась воспитать особых сестёр, которые бы помогали и утешали самых безнадёжно больных людей.

На территории обители находилась больница, в которой безвозмездно лечили тех, кому это было необходимо.. Лучшие врачи работали в обители бесплатно и обучали медицине сестер. Часто сестры помогали нуждающимся и вне стен обители. Например, Елизавета Фёдоровна и сёстры приезжали в "мрачные бездны Хитровки", чтобы помочь сиротам, больным и нищим облегчить их духовные и физические страдания.

Ещё при обители действовали воскресная школа, бесплатная столовая, библиотека, курсы сестер милосердия и лекторий, в котором читались духовно-нравственные лекции.

Правила обители были не так строги, как в монастыре. Многие сёстры являлись урожденными дворянками. На период служения они приносили обеты целомудрия и послушания, но потом каждая могла покинуть обитель и выйти замуж.

Во время Первой мировой войны больница обители превратилась в лазарет для раненых. А сама Елизавета Фёдоровна несколько раз ездила на фронт...

На Пасху 1918 года великая княгиня была арестована и выслана в Екатеринбург. Ранее, в 1917-м в Москву приезжал шведский министр и предлагал Елизавете Фёдоровне уехать на родину в Дармштадт. Она отказалась покинуть свою обитель, Москву и Россию в столь тяжелое для неё время...​​

В ночь на 18 июля 1918 года в 12-и верстах от Алапаевска был убит великий князь Сергей Михайлович, а Елизавета Фёдоровна, сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева, а также князья Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович, Владимир Павлович Палей, Фёдор Семёнович Ремез были были сброшены в шахту, глубиной почти шестьдесят метров. Затем в шахту кинули гранату, которая не взорвалась, а после забросали камнями и мусором.. В сентябре 1918 года, когда Алапаевск заняла армия Колчака, тела убитых извлекли из шахты. В 1920 году останки алапаевских жертв были перевезены сначала в Читу, а затем в Пекин. Останки Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары перевезли в Иерусалим и погребли под церковью Марии Магдалины русского женского Гефсиманского скита....

Вот такая судьба!

В 1990 году во дворе обители был установлен памятник основательнице с надписью: "Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием". Скульптор В. М. Клыков.

Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители первое, что привлекает, сразу приковывает взгляд - массивная, с огромным шлемовидным куполом, выполненная в традициях новгородско-псковского церковного зодчества XII-XIV веков церковь Покрова Пересвятой Богороицы.

Церковь построена по проекту архитектора А. В. Щусева в период 1908 - 1912 годы.

Главные ворота, ведущие к церкви, построены также по проекту Щусева.

Западную часть храма украшают две симметричные звонницы, каждая из которых увенчана вытянутой главой, а над порталом - мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа, выполненная по эскизу Нестерова.

Стены храма снаружи оформлены каменной резьбой, выполненной скульптором Н. Т. Коненковым

Интересно оформлена ниша с кружками для пожертвований. ЗамОк - в виде двуглавого орла.

Красивы оконные решетки, кованные засовы:

Кажущаяся небольшой снаружи, внутри церковь просторна и может вместить одновременно тысячу человек!

Украшена фресками, выполненными художником Михаилом Васильевичем Нестеровым.

Главная работа - "Путь ко Христу", изображающая русский народ, идущий к Спасителю.

"Затея была такова, – вспоминал Нестеров, – среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами так, к вечеру после дождя, движется толпа навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее, – детям, раненому воину и другим, – приблизиться ко Христу".

Нестеров выполнил также иконостас и частично Царские врата. Ему принадлежат подкупольное изображение, фрески «Христос у Марфы и Марии», «Покров Богородицы», «Христос и литургия ангелов», «Благовещение» и триптих «Утро Воскресения».

Есть ещё небольшой храм-усыпальница в честь Бесплотных сил и всех святых, расположенный внизу церкви Покрова. Лестничный спуск, ведущий в усыпальницу расписывал ученик Нестерова Павел Корин, который был женат на одной из воспитанниц обители.

Другие постройки обители.

К одному из домов по красной линии Большой Ордынки была пристроена церковь Марии и Марфы (архитектор Л. В. Стеженский, помогал ему личный секретарь княгини - В. В. фон Мекк).

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужения.

Вдоль северной границы обители стоит трёхэтажное здание общежития сестёр, соединённое с аптекой и амбулаторной.

Часовня у входа в Марфо-Мариинскую обитель:

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского. В главном храме бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские И.Э. Грабаря. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г...

Сейчас Марфо-Мариинская обитель - прекрасный, тихий и уютный уголок. Попадая сюда, забываешь, что ты находишься на территории шумного города.

Действуют и храмы, и воскресаная школа, и поликлиника. Организован музей.

Необыкновенное место!

Для написания этой статьи использовались (в том числе) материалы книги Дениса Дроздова "Большая Ордынка".

bottom of page