И снова любимая Польша! Часть 2-я. Торунь.

Город Торунь, расположенный на севере Польши на реке Висле и образованный рыцарями Тевтонского ордена, интересен по многим причинам. Во-первых, он очень древний, - первые поселения, согласно археологическим исследованиям, возникли здесь ещё в X - XI веках до н. э.

В VI - XIII веках здесь существовало небольшое поселение, охранявшее крепость, а в начале XIII века, с приходом сюда рыцарей Тевтонского ордена, поселение получило статус города и было названо Thoren. Практически, название города не менялось уже 8 веков. Город вскоре стал немецким средневековым торговым центром, а в XIV веке присоединился к Ганзейскому союзу.

В XV веке Торунь стал польским городом, потом снова прусским, и так на протяжении всей истории существования город переходил "из рук в руки" - от Польши к Германии (Пруссии) и обратно.

С момента окончания Второй мировой войны Торунь - в составе Польши, немцы с его территории выселены в Запедную Германию. Что интересно, город избежал значительных разрушений во время войны, в отличие от Варшавы, Гданьска и Кёнигсберга, и мы можем любоваться красотой его исторического центра практически в первозданном виде. Именно исторический центр остался нетронутым! Он сохранил почти в неприкосновенности свою средневековую планировку и многие готические здания, большинство из которых были построены из кирпича, в том числе монументальные церкви, ратуша и мещанские дома.

Вечером в городе - изумительная подсветка. Особенно замечательно он смотрится с другого берега Вислы.

Ещё Торунь знаменит тем, что здесь родился Николай Коперник. Здесь есть его дом-музей.

Ну а главной съедобной достопримечательностью города считаются торуньские пряники (польск. Toruńskie pierniki).

День 3-й и 4-й. 4-5 января 2020.

Предыдущие сутки были длинными... Мы весь день ехали от Москвы до польской границы, всю ночь провели на таможне. Спали всего 2 часа. Потом несколько часов гуляли по Варшаве, потом долго ехали в Торунь... Смотреть вечерний Торунь после такого насыщенного начала путешетвия не было сил, оставили на потом - ведь впереди ещё полтора дня!..

А следующее утро было добрым! Я, правда, солнечный рассвет прозевала, писала свои путевые заметки и разбирала вчерашние фотографии. Игорь в это время решил погулять один (Алёна с Андреем ещё спали). Вернулся с восхищёнными воплями - "Хватит сидеть дома, там солнце!". Это было полной неожиданностью - синоптики обещали "пасмурно и дождь". Пока позавтракали, пока вышли - солнце скрылось. Но погода всё равно радовала - по крайней мере, не было никакого дождя.

Гостиница, в которой мы поселились на двое суток, "Pod Orlem", расположена в самом центре города, на улице Mostova. С одной стороны видна башня крепостной стены...

... другая сторона упирается в пешеходную улицу Szeroka.

А вот и первый красивый дом на Широкой улице:

Но мы разглядываем дома постольку-поскольку, мы стремимся дальше...

У меня была карта достопримечательностей, распечатанная из интернета. Кроме того, карту нам выдали в отеле. Но в связи с тем, что времени у нас было много, а город (вернее, его исторический центр) - небольшой, мы решили сначала гулять не по карте, а просто так, куда глаза глядят. Ну а если пропустим что-то важное, можно будет специально это найти потом, вечером, или завтра утром. Но мы практически всё увидели в Торуне и без карты.

Я же хочу показать город не так, как мы ходили, а в форме путеводителя...

Главное в каждом европейском городе или городке - это центральная площадь и расположенная на ней Ратуша.

Ратуша Торуня (Rynek Staromiejski 1) - одна из самых больших ратуш Польши. Как и большинство зданий Торуня, выложена из красного кирпича. Постройка датируется 1274 годом. Сейчас в здании Ратуши - музей.

Осмотр музея в мои планы не входил, зато обязательным пунктом программы был подъём на башню Ратуши.

Подняться можно за 15 злотых с 10 утра. Билеты приобретаются в кассе музея во внутреннем дворике (а не как в Баварии - наверху).

С высоты башни можно оглядеться - посмотреть, где что, чтобы составить дальнейший план прогулки.

Храмы Торуня огромны!

Главный из них - собор Иоанна Крестителя (XIII) век. Адрес: Żeglarska 16. Разглядеть его целиком можно только сверху - с башни Ратуши.

А снизу смотрится как нечто грандиозное, зажатое со всех сторон маленькими (по сравнению с ним) домиками.

Внутри... Ну, по-моему, большинство католических костелов похожи друг на друга. Есть реликвии и произведения искусства. О них любители могут узнать из настоящих путеводителей и в интернете.

Ещё один грандиозный храм Торуня - Костёл Пресвятой Девы Марии.

Его тоже можно разглядеть только с высоты башни:

А вблизи он смотрится так:

И находится на пересечении улиц Pieкary и Panny Marii.

Храм построен монахами ордена Францисканцев в 1239 году. И здесь есть художественные и исторические произведения искусства. Но самое главное - орган - самый старый и самый красивый в Польше!

А рядом с костёлом Пресвятой Девы Марии находится Университет имени Коперника:

Говорят, если проникнуть внутрь, можно увидеть много интересного. Нам не удалось - был выходной день.

И ещё два интересных здания рядом - Планетарий:

... и тюрьма... Оба круглые. И кирпичные, естественно! В Торуне большинство зданий и сооружений - кирпичные.

Но а мы пока про храмы Торуня...

Ещё два храма находятся в северо-восточной части города. Это костёл Святого Якуба и костёл Святой Катерины.

Костёл Святого Якуба (Kościół pw. św. Jakuba) почему-то считается самым маленьким храмом Торуня ("наименьшая по размерам из старинных костёлов Торуня").. Построен в XIV веке.

Трудно назвать его маленьким! В кадр не помещается!

Рядом - ещё один костёл - ещё больше - костёл Святой Катерины (Kościół Rzymskokatolicki pw. św. Katarzyny). Совсем молодой, по-сравнению с вышеперечисленными. И гораздо более изящный, несмотря на размеры.

Храм построен в 1897 году как гарнизонная церковь для солдат крепости, когда город входил в состав Пруссии.

В той же части города - на Новоместской рыночной площади - обнаружили интересный вертеп - с фигурами в человеческий рост!

Памятники Торуня.

Главный памятник, конечно, - Николаю Копернику. Он находится рядом с Ратушей - на Старой Рыночной площади.

Великий польский астроном, математик, механик, экономист, положивший начало революции в науке и автор гелиоцентрической системы мира, родился в Торуне в 1473 году, за несколько лет до того, как город стал польским - тогда он ещё принадлежал Пруссии, входившей в состав Тевтонского ордена. Мать Коперника была немкой, а отец родился в Кракове, так что польский учёный Николай Коперник - немец, по крайней мере, наполовину. Но в те времена национальность считалась не столь важна, как для большинства людей сейчас...

Ещё один интересный памятник - "Скрипач и лягушки" - так его называет народ, а официальное название - "Памятник стропильному мастеру".

По легенде, "стропильных дел мастер был влюблен в дочку бургомистра, но разница социальных статусов не оставляла влюбленным надежды. И сколько бы ремесленник не ходил к бургомистру с просьбой о руке дочери, получал постоянный отказ. Главное — верить! И влюбленные верили, что когда-нибудь они будут вместе. Весной в город пришла беда — Висла вышла из берегов, а кроме наводнения не стало житья от лягушек, настоящее нашествие земноводных. Молодой ремесленник не растерялся — он вооружился скрипкой и стал играть одну мелодию за другой… Лягушки сначала собрались со всего города у того места, где он играл, а после отправились за ним по пятам, пока он медленно выходил с инструментом из города. Куда увел лягушек молодой человек — история молчит. Город встречал его как спасителя. Бургомистр раз в жизни изменил принципам и отдал дочь замуж за простолюдина."

А вот такие памятники (вернее, скульптуры) я обожаю! И меня "хлебом не корми", дай залезть!))) Но у этого ослика специально сделано этакое жёстское ребро вдоль всей спины, чтобы такие (дураки), как я, не пытались его оседлать! Это я так думала. А, оказывается наоборот - по легенде, "на его месте раньше стоял деревянный осел с жестким гребнем, на которого в наказание сажали провинившихся жителей города". Вот так-то! Сажали провинившихся! А я сама вздумала залезть - добровольно!)))

А эта собачка (не белая, а "зёльтая"), на самом деле, - памятник известному польскому художнику Збигневу Ленгрену. "Он создал юмористические образы забывчивого профессора Филютека и его пёсика по кличке Филюсь. Однажды профессор забыл свой зонтик, прислонив к фонарю. Филюсь до сих пор сидит рядом с зонтиком и ждёт своего ушедшего хозяина, держа в зубах бесполезный котелок" (цитата с сайта Краевед.ру).

А этот очаровательный "памятник" мы разыскивали специально, показав фотографию администратору нашего отеля. Он нарисовал нам его на карте. Разлёгся дракончик на улице, ведущей к замку, - Przedzamcze. По легенде, в Торуне видели настоящего летающего дракона длиной в два метра!...

Я перечислила не все бронзовые скульптуры Торуня. Есть ещё памятник торговке с гусем, памятник пряничнице и другие.

Считаю, что такие вещи очень украшают и оживляют город.

Музеи Торуня, которые мы посетили.

В Торуне больше десятка музеев. Это и Дом Коперника, и Музей истории Торуня, и музей в Ратуше, и Этнографический, и центр современного искусства, и Дом легенд, и планетарий, и другие. Мы посетили только два. "Каждый выбирает по себе"! А я решила выбрать "Музей пряника", так как именно пряник считается главным съедобным сувениром Торуня (пряники выпекаются здесь с XIV века), и музей путешественника Тони Халика. Посещение других музеев, где экскурсии и описание на польском языке, сочла нецелесообразной тратой времени.

Интерактивный музей пряника (Rabianska 9, Торунь), несмотря на то, что "экскурсия" проводилась на польском языке, доставил исключительное удовольствие. То, что это не была экскурсия как таковая, а мастер-класс, стало для нас полной неожиданностью!

Билеты (24 злотых) продаются на определённые сеансы (можно было купить и онлайн, но мы этого не знали). На ближайший сеанс купить не удалось - купили на 15 часов (пару часов пришось погулять). Куча народу с детьми, конечно, слегка насторожила! Но почему столько детей, поняли, только попав внутрь, - это мастер-класс, в основном, для детей!

Работники музея (экскурсоводы, аниматоры - не знаю, как лучше их назвать), одетые в народные костюмы, устроили целое весёлое представление! Нам рассказали и показали, как месили тесто для пряников в старину (дети участвоавли в этом процессе), а потом всех рассадили за огромные столы, раздали кусочки приготовленного теста, формы, инструменты для вырезания. А потом отправили все наши пряники в печь, запекли и раздали. Желающие (в основном, дети) их ещё и раскрасили съедобной глазурью!

Самым большим удовольствием было смотреть на счастливые одухотворенные лица детей и их родителей, слушать певучую польскую речь (и почти всё понимать)... Да и сделанный собственными руками пряник прекрасен даже для таких "видавших виды", как мы, а тем более - для детей!

Музей имени Тони Халика или "музей польских путешественников" (Muzeum Podróżników im. Tony`ego Halika, Franciszkanska 9/11)

Этот музей мы выбрали потому, что сами считаем себя путешественниками.)))

Музей небольшой, но экспонаты довольно интересные - это вещи и предметы, привезённые из экзотических стран, чемоданы путешественников, карта путешествий Тони Халика с коллекцией ключей от гостиниц, а также множество фотографий.

Я бы не сказала, что готова рекомендовать этот музей, но и не пожалела, что сходили.

Дом-музей Николая Коперника

мы посмотрели только снаружи. Во-первых, согласно отзывам, там нет никакой информации на русском языке, даже аудиогида. Во-вторых, не факт, что Николай Коперник родился именно здесь - его отец был достаточно богатым купцом, ему принадлежали еще два дома, и нет решительных аргументов в пользу какого-то одного из них. А вот сам этот дом, несомненно, красив!..

Кроме костёлов, музеев и памятников в Торуне ещё много интересного! Например, крепостная стена и башни! Вдоль стены мы гуляли вечером. А вот одна из башен стоит отдельного внимания. Это так называемая Кривая башня.

"C историей Кривой башни связано множество легенд. Наиболее известная из них повествует о тевтонском рыцаре, для которого ничто не было свято и который постоянно бесчинствовал в городе . Наконец, жителям Торуня это надоело; они схватили рыцаря, связали и бросили в подземелье. Там он непрестанно причитал, молил о пощаде и обещал исправиться. В конце концов бургомистр сжалился над рыцарем и повелел горожанам выпустить его. Но те не хотели отпускать рыцаря без всякой кары и потребовали, чтобы он выстроил башню столь же кривую, как и его грехи. Рыцарь взялся за тяжкую работу, однако за месяц ему удавалось выстроить не больше метра. Так он трудился 15 месяцев и построил 15-метровую башню, а каждый сантиметр наклона означал один из его грехов. C тех пор жители Торуня проверяют с помощью башни, насколько чиста у каждого совесть. Для этого нужно стать вплотную к стене, прижавшись к ней спиной и пятками, вытянуть руки вперёд и продержаться в этом положении, считая до 10. Из-за сильного наклона башни выполнить это крайне сложно . Успешно справившиеся с задачей могут даже получить сертификат, подтверждающий чистоту совести" .

Прогулка вдоль крепостных стен - большое удовольствие! В вечернее время город великолепно подсвечен.​

А прекраснее всего вечерний Торунь смотрится с другого берега Вислы!

Мы заранее об этом знали, поэтому такая прогулка была обязательным пунктом программы! Правда, мы до другого берега так и не дошли - Висла в Торуне очень широкая, и мы решили, что чем дальше мы уйдём, тем мельче будут фотографии... И дошли только до середины моста.

И ещё немного вечернего Торуня:

В этом городе смотреть стоит не только вперёд и вверх (на луну)). Стоит поглядывать и под ноги - можно увидеть много интересного!

Вот такие трамвайные рельсы, например:

Или гербы городов Ганзейского союза:

В Торуне интересен каждый дом! В ходе прогулок мы непрерывно разглядывали и фотографировали дома, окна, двери, балкончики...

И последнее про Торунь - его едальные заведения!

Нам повезло! Мы были в двух, и оба были прекрасны. Обедали в пирогарне "Старая мельница" (Pierogarnia Stary Młyn, rynek Staromiejski 10) на старой Рыночной площади.

Уютный интерьер в деревенском стиле, вкусно, много, не слишком дорого. Что ещё надо усталым путникам? В меню - не только пирожки с разными начинками (причем, начинки гораздо больше теста!), есть и первые, и вторые блюда. Мне очень понравились напитки, особенно дамские - что-то среднее между глинтвейном и компотом - из разных видов фруктов и ягод. Мужчины пили пиво. Я съела суп, а из пяти заказанных пирожков (ассорти) - только полтора, больше не осилила. Не потому, что не вкусно, а потому, что слишком много! Не рассчитала свои силы.

Интересны не только интерьеры залов, но и туалет! Можно и картинки посмотреть, и детскую книжку про крота почитать!)))

А второе едальное заведение, которое мы посетили в Торуне, и вовсе прекрасно! Мы узнали о нём случайно - услышали, как наши соседи по гостинице - калининградцы, попросили портье нарисовать на карте какую-то корчму. Мы попросили нарисовать и на нашей карте тоже. Это было самое вкусное польское заведение всей поездки!

Карчма называется Karczma Gęsia Szyja и находится по адресу: Podmurna 28 - в 170 метрах от нашего отеля Pod Orlem.

Всё было чрезвычайно вкусно и красиво - мой "кроль" в белом соусе, "рёбрышки вепря" у Игоря, салаты, горячее пиво, которое поднимается, если его помешать чайной ложечкой... А Игорь сказал, что никогда ему ещё не подавали водку так замечательно - в ведре со льдом! И счет оказался гораздо меньше, чем мы рассчитывали! Короче, "никогда так не отдыхали"!

Ну вот и всё про Торунь - город, который потеснил в моём сердце Гданьск... Гданьск очень красивый! Но Торунь уютнее и не такой туристичный...