Майские каникулы 2019. Часть 3-я. Ярославль.

День 2-й. 3 мая. Пятница. Продолжение.

Этот день начался с подробного изучения Костромы, где мы провели полдня. Следующим по программе путешествия был Ярославль.

Это один из моих самых любимых городов России. И в Ярославле мы были 100 раз... Поэтому решили посмотреть только то, что никогда не видели, или то, что захотелось увидеть ещё раз. А никогда ещё не видели мы храмовый комплекс XVII века на берегу Волги в Коровниках, а также церковь Иоанна Предтечи, изображенную на купюре в 1000 рублей. Посетить ещё раз хотелось Толгский монастырь, расположенный в 30 км от Ярославля, на пути в Тутаев, в который лежал наш дальнейший путь-дорожка...

В первую очередь, конечно - в отель. Отель мы выбирали так, чтобы он был расположен близко к Коровникам. Выбрали гостиничный комплекс "Любим".

После "Я-отеля", мягко говоря, не очень... Может, потому, что отель в Костроме был идеальным? Слишком высоко поднята планка? С отелями в Ярославле нам не везёт категорически. 2 года назад нам не понравился отель Баккара, 10 лет назад - Турист, в этот раз - Любим... А что же именно не понравилось в этот раз? Всё познается в сравнении - дешевый ремонт при высокой (выше, чем в Я-отеле) цене, полное отсутствие заявленного Wi-fi в номерах (только на рецепшн, то есть, в другом корпусе), невкусный завтрак, ресторан с ооочень громкой музыкой... Всё не так!)))

Но отель, естественно, не смог омрачить радость встречи с любимым городом.

Не испортил настроение и навигатор, который "сделал" нас в очередной раз в этом путешествии.

Просто он решил провести нас вдоль берега Волги. Показав все задворки, о которых знал и, наверное, гордился этим!))) Но мы вовремя опомнились и развернулись.

Ну и хватит о грустном!)))

Мы снова выехали на асфальт, сделали круг и приехали в так называемые Коровники.

Я знала, что храмы на территории этого комплекса кирпичные. Но что из кирпича можно строить так красиво! Даже не догадывалась!..

Храмовый комплекс появился в середине XVII века. А когда-то в этих краях пасли скот, отсюда, видимо, и название. Но в XVII веке здесь жили уже не скотоводы, а рыбаки, мукомолы, кирпичники, гончары, кожевники. Жили здесь и купцы. Как раз на купеческие деньги в 1649-1654 годах и была построена церковь Иоанна Златоуста.​

​Богатейшая внешняя декорация очень характерна для Ярославских церквей, но нигде, кроме Ярославля, не встречается.

Через 20 лет (в 1669 году) рядом с церковью Иоанна Златоуста постоен ещё один храм - церковь Владимирской иконы Божией Матери.

А визуально связала оба храма воедино шатровая колокольня, построенная в 1680-е годы на равном расстоянии от обоих зданий. За свою высоту и стройность она прозвана "ярославской свечой".

Еще одним связующим звеном ансамбля являются Святые ворота.

Как и весь ансамбль, они развернуты в сторону Волги: зодчие рассчитывали на панорамное восприятие храмов с палубы судов, проплывающих по великой реке.

Но мы по реке не путешествовали, поэтому фото храмового комплекса в Коровниках - для полноты картины - пришлось взять из интернета. Собственно, сюда я попала, увидев однажды в интернете подобную фотографию:

В советские годы оба храма закрыли, и там долгое время располагался соляной склад со всеми вытекающими - погибли многие фрески. Одна из богатейших ярославских слобод превратилась в ... тюремный район, облик и атмосфера которого опредеделяются присутствием СИЗО "Коровники", расположенным буквально в нескольких шагах от храмов.

Однако, церкви отреставрированы. Храмовым комплексом владеет Русская Православная Старообрядческая Церковь.

Когда мы находились на территории комплекса, он выглядел совершенно безжизненным. Храмы были закрыты. Кроме нас и ещё пары туристов на территории никого не встетили... Может это можно объяснить загадочностью старообрядцев? Не знаю...

Осмотрев комплекс, мы прогулялись к берегу Волги. Полюбовались на новый Успенский кафедральный собор.

Летом здесь, наверное, хорошо купаться!

На этом культурная программа дня была выполнена. Осталась некультурная... В Ярославле живёт наш друг - однокурсник Игоря - Андрей. Встретиться решили прямо у нас.

У Андрея были сведения, что при гостиничном комплексе "Любим" - неплохой ресторан.

Встреча была тёплой!

Но ресторан нам не понравился. Огромнейший неуютный зал.

Пустой, несмотря на выходной день. Это говорит о многом. Еда была вкусной, но слишком дорогой. А самое главное - музыка - живая и оглушительная. Поговорить просто невозможно. Несколько раз мы просили "музыкантов" убавить громкость. Ведь никто их музыке не радовался, никто не танцевал. Да и некому было. Пришлось быстро поесть и уходить на улицу. Продолжили общение там.

День 3-й. 4 мая. Суббота.

Третий день был и последним днем путешествия. Но мы увидели столько интересного, что хватило бы, кажется, на несколько путешествий!

В первую очередь поехали искать церковь Иоанна Предтечи, которая изображена на купюре в 1000 рублей.

Снова проблемы с навигатором и его картами. По заданному адресу оказались какие-то задворки... Кстати, когда мы уезжали из гостиницы, спросили про эту церковь. Работники гостиницы только пожали плечами. Но люди на улице подсказали.

А уезжая из подворотни, куда нас завез навигатор, увидели ещё одну интересную церковь. Остановились. Зашли.

Оказалось, что это церковь XVII века - Фёдоровская.

Вскоре нашли и то, что искали!

Церковь Иоанна Предтечи потрясла!

Вчера мне очень понравились храмы в Коровниках. Но эта церковь!...

Какие детали украшения, сделанные из кирпича! Какие фрески! Пожалуй, даже интереснее, чем в Ипатьевском монастыре Костромы! Хотя, конечно, нельзя сравнивать такие вещи...

Ещё вчера коренной житель Ярославля, Андрей, с болью рассказал нам, что церковь находится в непростительно плачевном состоянии. Реставрация ведётся крайне медленными темпами.

Почему? Видимо, потому, что принадлежит не церкви.

И история её печальна. Попробую перессказать с самого начала...

Полное название храма - Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове.

Когда-то здесь находилась одна из самых знаменитых слобод Ярославля - Толчковская. Здесь жили кожевники. А для выделки кожи использовалась толченая кора дерева. Отсюда и название слободы.

"В древности, как гласит предание, берег Которосли служил местом языческих игрищ, приурочиваемых к самой короткой ночи в году. Постепенная христианизация сместила это празднование к кануну Рождества Иоанна Предтечи. Проверенным способом прекратить "бесование" было строительство храма на месте языческих "торжеств". И храм построили - во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна." Храм некоторое время существовал в деревянном исполнении. И однажды сгорел в день Пасхи - в 1659 году! - "то ли по воле божьей, то ли по неосторожности служителей". Новый грандиозный каменный храм строили "всем миром"! Средства на строительство храма жертвовали прихожане - жители не только Ярославля, но и других мест. Ни у казны, ни у епархии денег не просили. "Интересно и очень трогательно то, что помимо денежных вкладов на постройку храма прихожане жертвовали и торговые лавки, и отрезы дорогих тканей, и земельные участки, и даже целые дома, а жители Казани, с которыми ярославские купцы вели бойкую торговлю кожей, передали в дар храму деревянные резные Царские врата тончайшей работы и несколько старинных икон в окладах. Те прихожане, которые не смогли внести материальную лепту, трудились на самом строительстве". Специально были построены два кирпичных завода, на них изготавливался простой кирпич и лекальный (фигурный, сделанный по лекалам). Началось строительство в 1671 году, а окончилось через 16 лет. В 1694-1695 г.г. артелью мастеров под началом ярославского мастера Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фрески, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть церкви. Практически одновременно с возведением церкви вокруг была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами. Высокая, 45-метровая колокольня возведена в 1690-х годах.

После революции храмы постепенно начали закрывать. До Предтеченского храма очередь дошла не сразу - до 1933 года в нём ещё проходили службы. А в 1933 году церковь была передана на баланс Ярославского областного музея. Музей распорядился этим красивейшим памятником архитектуры странным образом - отдал лакокрасочному заводу под склад! Что губительно сказалось на состоянии фресок. А в колокольне устроили кузнечный цех. Постоянная вибрация привела к тому, что колокольня превратилась в "Пизанскую башню" и дала крен в 1.5 метра. И возможно, она так и упала бы, если бы не спохватились вовремя! В 1950 году цех убрали, укрепили фундамент и выпрямили башню.

В 1959 г. церковь Иоанна Предтечи стала филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Таковой она является и сейчас.

В теплые месяцы года в сухие дни церковь даже можно посетить! Так что, нам повезло! Но всё-таки хочется надеяться, что когда-то церковь будет полностью отреставрирована. Возможно, для этого её стоило бы отдать верующим. Ведь на средства верующих она строилась...

А теперь - фотографии:

А дальше наш путь лежал в Толгский монастырь близ Ярославля. Но об этом - в следующей серии.

Для написания этой статьи использовались материалы сайта Соборы.ру.