Майские каникулы 2019. Часть 2-я. Кострома.

Кострома... Среди больших и малых русских городов, окружающих столицу, она заметно выделяется собственным неброским, неповторимым обликом. Величавая Волга, чудом сохранившиеся старинные храмы и монастыри, деревянные терема, знание о том, что имеено отсюда начиналась царская династия Романовых...

Версий происхождения названия города существует несколько. По одной из них оно происходит от финно-угорского слова "кострум", что означает "крепость", "укрепленное место". Согласно вторй версии, "кострома" означает "сделанная из соломы кукла", символ весны. Обряд "похорон Костромы", сопровождавшийся песнями и хороводами, заканчивался тем, что куклу топили в реке или сжигали на костре. Традиция сохранилась и до наших дней - во время масленичных гуляний костромичи жгут соломенных кукол.

День 1-й. 2 мая. Четверг. Продолжение.

Накатавшись по полям, лесам и болотам Ярославской и Костромской областей, мы приехали в отель Костромы, который оказался идеальным (Я-отель), пошли гулять по городу и поняли, что завтра ни в какую Чухлому не поедем... хватило нам уже "полной чухломы" сегодня!

Но в первую очередь - ужинать! Рекомендованное работниками гостиницы кафе "Избушка" на территории торговых рядов (пл. Советская, 4) оказалось уютным и демократичным, еда - вкусной и красиво оформленной. На счет цен? Сказала бы, что дороговато - 2100 на двоих, правда, с алкоголем. Всё понравилось, но не до такой степени, чтобы захотелось туда ещё раз. Какое-то оно... обыкновенное, без изюминки.

А вот вечерняя Кострома... Тихая, уютная, провинциальнная. Трудно назвать её столицей.

Особенно прекрасны деревянные терема, искать которые мы собирались ехать специально на север Костромской области. Но решили, что на этот раз нам хватит теремов и просто деревянных домов самой Костромы!

Отдельная тема - торговые ряды! Сколько их здесь!

Интересно пишет про торговые ряды Костромы Эмиль Сокольский:

"Торговые ряды в Костроме – это целый городок! Я знал, что здесь сохранился один из самых крупных торговых центров России конца XVIII – начала XIX века, но его грандиозность меня поразила. Один необъятный корпус с неисчислимыми арками открытой галереи сменяется вторым, другие – уже поменьше – стоят сбоку, сзади, на террасах, которые, словно ступеньки, спускаются к Волге… ". И ведь правда, ансамбль Торговых рядов Костромы - самая большая и наиболее хорошо сохранившаяся торговая застройка XIX века в России. Это и собственно Гостиный двор, и Мучные ряды, и Пряничные ряды, и Табачные ряды. И, кажется, им нет конца...

Но, всему на свете бывает конец. Закончилась и наша вечерняя погулка - загадочным видом на Богоявленский собор Анастасьина монастыря, который находится в двух минутах ходьбы от Я-отеля...

День 2-й. 3 мая. Пятница.

Завтрак в Я-отеле был замечательным. И главное, начинается он в 8, а заканчивается в 11. Мы позавтракали 2 раза...

После первого завтрака в первую очередь поехали в Ипатьевский монастырь.

Я в Костроме уже в третий раз. Но в первые 2 город совершенно не впечатлил. Показался серым и не интересным (за исключением Ипатьевского манастыря). В этот раз наоборот - город очаровал. А монастырь показался слишком пафосным. Толпы туристов, запрет на фотографирование. И вчерашний расписной храм Нерехты с тремя деревянными иконостасами и фресками показался не менее интересным (в сравнении). Но вид на Ипатьевский монастырь с другого берега реки Костромы прекрасен!

Деревянный медведь стоит как ориентир, чтобы не пропустить место, куда надо съехать с дороги, чтобы запечатлеть лучший вид.

У монастыря имеется довольно большая парковка.

Но если в 10 часов машину можно было поставить довольно близко ко входу, то в 10.40 мест уже не было. Я бы посоветовала приезжать в монастырь как можно раньше. В 10 уже толпы туристов, в том числе китайских, несколько экскурсионных групп. Ощущения, что попала в святое место, - никакого. И запрет на фотографирование не только в храмах, но и на территории... Такого я ещё не видела нигде. Причем, в 2011 году, когда мы были здесь в последний раз, фотографировать можно было и в храме. Что изменилось в этой жизни? Почему?

Но на территории запрет не соблюдал никто.

А я сделала несколько фото и в храме.

Но здесь лучше размещу фото, сделанные в 2011 году. Тогда я разглядывала и фотографировала здесь всё с удовольствием, "с чувством, с толком..."

Пятиярусный иконостас XVIII века

Фрески - XVII-го...

Но пора сказать несколько слов о соборе и самом монастыре. Хотя понимаю, что на эту тему сказано многое. А я - кратко.

По преданию, монастырь возник на этом месте в XIV веке, когда татарский мурза Чет в 1330 году направлялся на службу к князю Московскому Ивану Калите. По дороге он заболел. На месте будущего монастыря ему явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. После этого события мурза принял христианство и основал на этом месте обитель, которая была освящена в честь священномученика Ипатия Гангрского.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении нескольких веков - с XVI по XIX. Со времени своего основания он имел стратегическое значение - как укрепленный пункт на подступах к городу. А расположен на стрелке - между реками Волгой и Костромой.

Главными монастырскими постройками и самыми древними являются Троицкий собор и звонница. Собор стал свидетелем самого известного исторического события в Костроме - воцарения динасии Романовых. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся чин наречения Михаила Романова на царство. Так с 14 марта 1613 года началось правление первого царя из дома Романовых.

Троицкий собор, который мы видим сейчас, был возведен в 1652 гоу на месте более древнего храма XVI века, сгоревшего от взрыва пороха... Звонница Ипатьевского монастыря также является памятником архитектуры XVII века.

На территории монастыря создан историко-археологический музей. Часть музейных предметов экспонируется на выставках: "Вклады царского и боярского рода Годуновых", "Ипатьевский монастырь колыбель дома Романовых", "Сокровища русского прикладного искусства XVII - XIX веков". Выставки мы посетили раньше, в 2011. Тогда же и сделаны фото:

А так выглядит монастырь зимой:

После посещения Ипатьевского монастыря решили посмотреть церковь Иоанна Богослова и музей деревянного зодчества, которые расположены рядом с монастырём - в Ипатьевской слободе. Последний оказался закрыт по непонятной причине. Только сфотографировали из-за забора церковь Собора Богородицы, датируемой 1552 г:

Очень необычная по архитектуре - с широкой нижней частью и малюсенькими главками...

А это - церковь Иоанна Богослова (ул. Осетрова, 4):

Построена она в XVII веке. Об этом можно догадаться по форме оконных наличников:

Расписана в XVIII веке.

В этой церкви уютно! Из-за отсутствия толп туристов, которые сейчас не здесь, а напротив - в Ипатьевском монастыре. И росписи стен мне здесь понравились не меньше...

Если пройти от церкви Иоанна Богослова к реке (Ремесленный пер., 9), можно увидеть интересную часовню - "Царская голгофа". Построена совсем недавно - в память о мученической кончине Николая-II.

Продолжим изучать храмы и монастыри Костромы. Самый, на мой взгляд, интересный находится в центре города, куда мы и возвращаемся после осмотра Ипатьевской слободы.

Это Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. В первые две поездки в Кострому мы в него не попали. Ну а в этот раз.... Я тоже не совсем поняла, что это было. Храм частично можно увидеть из-за ограды. Войдя в монастырь, сразу попадаешь в Богоявленский собор - не по территории монастыря, а по галерее.

Внутри фотографировать строго запрещено. Нельзя выходить и на территорию! Увидеть можно только собор изнутри... Но я, правда, вышла на минутку - с группой экскурсантов и сделала пару кадров. Для меня, как человека, для которого не сфотографировать - всё равно, что не посетить, запрет на фотографирование - строгий запрет - означает многое! У меня сразу портится настроение, и уже ничего не хочется...

Ну а замечательный рассказ об этом монастыре от человека, который смог проникнутся святостью этого места, - здесь. (небезызвестный vladimirdar). И история этого монастыря, и его ощущения от посещения! Очень рекомендую прочитать!

Ещё один храм монастыря - церковь Смоленской иконы Божией Матери. Перестроен из надвратной башни Богоявленского монастыря в XIX веке.

Если прогуляться от Анастасьина монастыря в сторону Сусанинской площади по улице Симановского (революционера-большевика), можно увидеть несколько замечательных деревянных домов. Мы видели их вчера вечером, сегодня разглядели внимательнее:

Замечательный образец деревянного зодчества - Симановского, 14, оказался почти новым жилым домом - построен в 1989 году. Но... всё когда-то было новоделом... Уважаю людей, которые сроят такие вещи!

Центр Костромы продолжили изучать на главной площади - Сусанинской. В отеле нам дали удобную карту с описанием достопримечательностей. Примерно такую:

По карте видно, что Кострома имеет интересную застройку - от главной площади лучами расходятся улицы. Кострома застраивалась в конце XVIII века по генеральному плану. Город возводили, по существу, заново, так как большинство старых деревянных домов уничтожил жестокий пожар1773 года.

На Сусанинской площади находится пожарная каланча - визитная карточка города.

Возведена в 1824 - 27 гг архитектором П. И. Фурсовым.

От Сусанинской площади (бывшей Екатеринославской, названной так в честь Екатерины-II) веером расходятся улицы, которые раньше назывались Павловская (в честь сына Екатерины), Александровская, Константинвская, Мариинская и Елинская (в честь внуков). По одной из этих улиц - ныне проспекту Мира (бывшей Павловской) я решила пройтись.

Она представляет собой бульвар. В покрытие пешеходной дорожки вмонтированы вот такие таблички - с именами почетных посетителей Костромы.

Романовский музей. 1913 год. Здесь расположен Костромской историко-архитектурный музей-заповедник.

Драматический театр А. Н. Островского

Я посетила экспозицию Романовского музея "Костромское боярство: кадры для трона". Интересно.

На остальное времени не хватило. Осмотр музеев Костромы в наши сегодняшние планы не входил.

А вообще в Костроме более 30-и музеев. Многие, на мой взгляд, очень интересны! Почитав про некоторые из них, захотелось посетить. Про все музеи Костромы можно почитать здесь.

А мы случайно посетили только маленький частный музей - "Русские сласти", который находится рядом с одной из достопримечательностей Костромы - Беседкой Островского по адресу: ул. Чайковского, 19А.

Посетить музей можно бесплатно по той простой причине, что там же находится и магазин сладостей. Ну и мы там много вкусного прикупили!

Рядом с музеем "Русские сласти" находится Музей сыра - ул. Чайковского, 19. Но в сам музей мы не заходили, посетить его можно только с экскурсией, у нас просто не было на это времени. Но в магазинчик зашли, местного вкусного сыра купили.

У музея сыра

Беседка Островского присутствует на многих старых фотографиях, рисунках и гравюрах с видами Костромы.

Такие беседки строили в эпоху классицизма во многих городах России. Я такие видела в Ярославле и Кинешме. Описание этой беседки можно встретить в дневниках А. Н. Островского: "После собора - общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар, далеко протянутый к Волге по нарочно устроенной для этого насыпи. На конце бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы не видели до сих пор...".

По этому "узенькому бульвару" (так называемому Малому бульвару) мы дошли до лестницы. А вот спуститья по лестнице, да и подойти к самой беседке не удалось - лестница находятся в аварийном состоянии, и прогулка по бульвару закончилась вот таким неприглядным щитом и спуском - бегом вниз по травке...)))

В конце узенького бульвара находится ещё вот такая интересная "Скамья примирения":

Мы с Игорем пока ещё ни разу не ссорились (тьфу-тьфу), поэтому садиться на скамью не пришлось...

Теперь немного о памятниках Костромы.

Главный - памятник Ивану Сусанину . Расположен он на Сусанинской площади.

Этот единственный в России памятник народному герою был возведён в 1967 году. А раньше в Костроме был другой памятник, демонтированный в 1917 году. Первый памятник назывался "Жизнь за царя" и представлял собой гранитную колонну с бюстом юного Михаила Романова на вершине. У подножия колонны размещалась коленнопреклоненная фигура Ивана Сусанина.

Гранитная колонна чудом сохранилась, и, говорят, памятник собираются восстановить в прежнем виде.

На проспекте Мира напротив театра А. Н. Островского установлен памятник (вернее, бюст) драматургу. В 1967 году перевезён из усадьбы Щелыково. Автор памятника Н. Т. Саркисов.

Есть в Костроме и памятник Ленину.

И ещё несколько других, которые мы не видели, - Юрию Долгорукому, например, Снегурочке...

А вот такой трогательный памятник установлен на Сусанинской площади:

Есть ещё "Памятник голубю". Я-то (со слепу) думала, что это - орёл!

А практически на набережной Волги находится "Обелиск Московской заставы" - речные ворота в Кострому:

Здесь закончилось наше знакомство с Костромой.

Осталось только пообедать. А обед был запланирован в плавучем ресторане "Старая пристань".

Очень нравятся нам такие места! Вспомнили замечательную гостиницу и ресторан в Кинешме, называлась она не "Старая пристань", а "Мирная пристань". Мы там останавливались летом 2018. Прекрасное место!

В "Старой пристани" тоже было хорошо! Настоящий ресторан! Мы даже чувствовали себя слегка неудобно... что не в вечерних нарядах!

А ожидая заказа, можно было изучать достропримечательности Костромы - с помощью меню!

Но главное, еда была очень вкусной! Вот это место я бы рекомендовала!

Ну вот и всё! Ещё один интересный город России с удовольствием исследован. Мы едем дальше - в Ярославль - один из моих самых любимых русских городов! Но об этом - в следующей части...

Для написания этой статьи использовались материалы путеводителя "Кострома" , автор А. С. Гончарова