Долгая дорога на Соловки и обратно.

Это было давно - летом 2005 года, ещё в моей второй жизни.... Мы были уже опытными автопутешественниками - начали ездить по России на машине в 1999 году. До этого - всё время в Крым. И ещё удивлялись - как это наши друзья - севастопольцы каждый год из Крыма уезжают на север - как можно уехать от моря!? Но когда попробовали сами, на море уже не ездили. Предпочли ему озёра севера и запада России - чистые и почти без людей.

В 1999 году были озёра Тверской и Новгородской областей - Волго, Вельё и Селигер;

в 2000 - озёро Верято Псковской области;

в 2001-м - снова озёра Псковской области - Езерище, Белое, река Великая, в том числе - сплав на надувных лодках по реке;

в 2002-м - Карелия - озеро Пюхяярви, поездка на Валаам, возвращение - по северным и западным дорогам Ладожского озера - через Сартавалу, Приозерск и Выборг;

в 2003 - снова Верято;

в 2004 - озёра Охват и Бросно (где по преданию водится чудовище)...

В 2005 решили замахнуться на дальнее и сложное путешествие - доехать до Соловецких островов. Были куплены 3 путеводителя - "Карелия", "Русский север" и "Архангельская область" и нужные карты. Навигаторов тогда ещё не было. Интернетом я ещё не пользовалась, никаких отчётов туристов не читала, поэтому не знала, что некоторых дорог, которые нарисованы на карте жирной оранжевой линией, на самом деле нет... Но, обо всём по-порядку.

Обязательными точками маршрута были выбраны: Ростов Великий, Ярославль, Вологда, Кириллов (Кириллово-Белозёрский монастырь), Ферапонтов монастырь, Каргополь, Медвежьегорск, Беломорск, Соловецкие острова.

Карта кликабельна

В эту поездку с нами никто не собирался, думали, что поедем вдвоём. Дети уже выросли, путешествовали самостоятельно.

Но в последний момент – примерно за неделю до поездки собралась довольно большая компания – 8 человек и собака.

А именно: мы с дядей Вовой и Фаней, моя сестра Наташка с дочкой Ксюхой, мой однокурсник Тимур с сыном Никитой. 7- м был ещё один мой однокурсник - Серёга Семчик , и в самый последний момент – буквально накануне - он уговорил третью нашу однокурсницу, Ольгу Лутц. Таким образом, основу компании составили в этот раз выпускники МИИГАиК и члены их семей. Никто особо (кроме нас) не готовился - на компанию из 8-и человек был всего один столик и 4 стула... И маршрут никто не знал, обсуждали уже в дороге. У Семчика не было даже карты...

Наташка с Ксюхой, по договорённости, должны были ехать а машине Семчика, но вечером, собравшись у нас на даче, мы узнали, что Семчик будет ждать в Москве Ольгу Лутц, которая не может выехать в тот же день, что и мы… С этого и начались наши приключения!

Собрались на даче примерно в час ночи, Тимур долго плутал по окрестностям…, а ему же ещё пришлось заезжать за Наташкой и Ксюхой- вместо Семчика - и как-то запихивать их в маленькую, и без того полную, девятку! С утра долго собирались. Пытались уложить все общественные вещи в 2 машины вместо 3-х… К тому же, шёл дождь, поэтому выехали поздно – примерно в час дня. Кстати, во все последующие дни мы раньше часу дня не выезжали – команда была совершенно не подготовлена к каждодневным ночёвкам – к раскладыванию и складыванию палаток, вещей и т. п. Эта поездка была самой тяжёлой из всех наших поездок во всех отношениях… Но и чрезвычайно интересной! Ольга сказала, что это было лучшее путешествие в её жизни.

День 1-й, в который мы проехали всего 250 км, посмотрели одним глазком Переславль-Залесский, Ростов Великий и Ярославль, а заночевали на 333 км на территории какой-то заброшенной усадьбы.

Мы всё-таки тронулись с дачи! Пообедали в блинной в Переславле Залесском. Далее по курсу был Ростов Великий. Хотелось хоть мельком посмотреть все интересные города на своём пути - Ростов, Ярославль, Вологду..

Ярослвль

В Ярославле начали барахлить 2 машины из 3-х и мучили нас всю дорогу! Ещё в Москве начал греться мой Вася (99-ка). Я даже накануне поездки заезжала в автосервис с этой проблемой (в своей второй жизни я сама покупала машины, сама водила, сама чинила). Причину не нашли, поменяли реле вентилятора, сказали, что если не поможет, придётся менять вентилятор. Не помогло… Зато Тимур сразу догадался, в чём дело - он подсказал, что, скорее всего, не работает термостат. В Ярославле купили термостат, поменяли, помогло…

Забегая вперёд, скажу, что машины в этой поездке ломались тысячу раз. Особенно наша. Кроме термостата, была проблема с тормозами, потом перестала включаться вторая передача, а уже на обратном пути накрылся стартёр... У Серёги тоже были какие-то проблемы - 2 раза; а в новой машине Тимура мы вообще запороли двигатель, преодолевая огромную лужу... Но опять же, обо всём по-порядку.

Так сумбурно прошёл первый день – даже до Вологды не доехали. Стали искать ночёвку. На 333 км нашли какой-то съезд налево, а дальше – какая-то заброшенная усадьба с водяной колонкой в центре. И никого народу! Повезло! Поставили палатки, приготовили еду и уснули до утра....

А той же ночью Серёга Семчик в Москве, около моего дома, вместе с моим зятем ремонтировали машину. Ольга Лутц ждала их тут же, на улице, стесняясь зайти к нам в квартиру, погреться... В ночь же и выехали - догонять нас.

Какие прелестные маленькие детки. Сейчас они оба - выше нас!

День 2-й, в который мы полдня собирались и ремонтировали машины, коротко смотрели Вологду и искали потерявшуюся машину Серёги Семчика, а потом - место для ночевки..

Позавтракали и поехали в сторону Вологды. Вскоре нас догнали Семчик с Лутц. Наташка с Ксюхой пересели к Серёге, а Ольга - к Тимуру.

До Вологды опять доехали не сразу - у меня плохо стали работать тормоза. Пришлось заезжать в Данилов в автосервис. У Семчика тоже барахлила его четвёрка, так что Тимур, Лутц и дети поехали в Вологду, а мы с дядей Вовой, Наташкой и Семчиком – в автосервис… Отремонтировались, поехали в Вологду догонять народ, с которым договорились встретиться на центральной площади – напротив памятника Батюшкову.

С Семчиком опять произошёл инцидент: мы ехали за ним - во второй машине; слева от дороги, напротив памятника, увидели машину Тимура. Прямо – кирпич, т. е., через сквер к памятнику проезд запрещён. А Семчик прямой наводкой поехал к памятнику. Мы не поехали, припарковались напротив Тимура и начали наблюдать за Семчиком, а он сделал круг почёта вокруг сквера и уехал!.. Мы вылезли из машины, поприветствовали Тимура и остальных и начали звонить Семчику. А он заявил, что это мы уехали, а он поехал нас догонять! Наташка его поправила, что уехала машина, похожая на нашу, а Семчик настаивал, что нет, это мы уехали и его кинули! «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно» - сказал бы на это классик. Но потеряшки в Вологде были ещё цветочками, дальше было хуже, но об этом – позже…

А пока посмотрели быстренько и совсем коротко центр Вологды.

И поехали дальше – искать место для второй ночевки. На пути в Кириллов было озеро Кубенское – огромное, судя по карте. Мы думали, что там с ночёвкой проблем не будет. Но, ошиблись… Заезжали во все отворотки направо, к озеру, но все они приводили в деревни, без пляжей и возможности стоянок. Но в самом конце нам повезло. Проехали всё озеро, свернули на последнюю правую отворотку и увидели прекрасный пустой пляж на реке Кой, которая впадает в Кубенское озеро. Кстати, на Google–карте я это место не опознала, реки попросту нет. Но точно помню, что была табличка – река Кой, у нас были ассоциации с «Покой». И деревня "Пески", которую мы называли "Пёски". Отдохнули там классно, искупались.

День 3-й, в который мы посмотрели 3 монастыря - Кириллово-Белозёрский, Горицкий и Ферапонтов, заехали в национальный парк "Русский Север", а заночевали у какого-то крошечного озерца с комарами.

Утром опять собирались в дорогу до часу дня…

Мы с Фаней собрались раньше всех, поэтому, пока ждали, читали путеводитель.

Первым по курсу был Кириллово-Белозёрский монастырь.

Кириллово-Белозерский монастырь произвёл очень сильное впечатление! У него огромная территория, но, вместе с тем, он показался мне очень уютным. С его неотреставрированными храмами, кельями, крепостной стеной... Здесь время как будто замерло. Народу очень мало. По крайней мере, так было 14 лет назад, в 2005-м...

А возник монастырь в конце XIV века. Его история началась с того, что в 1397 году, когда монах московского Симонова монастыря, Кирилл, ученик и последователь Сергия Радонежского, ушел на север, на Белое озеро, а потом вырыл на берегу Сиверского озера пещеру... История монастыря длинная и интересная, её можно почитать где-то в другом месте. Здесь же - только короткие путевые заметки.

Этот монастырь - один из самых больших, а некогда - самых богатых в России и самый большой из тех, что я видела в своей жизни.

Дальше мы поехали в Воскресенский Горицкий (женский) монастырь, до которого всего 8 км.

В то время он представлял собой довольно жалкое зрелище. Приехали, надели платки, юбки и пошли, дядьки остались в машинах, в женский монастырь не захотели.. Подошли мы к монастырю, зашли в калитку, а за калиткой оказалась деревня… какой-то мужик шёл по тропинке… Короче, вместо монастыря – одни остатки стены и церковь недействующая…

Расположен он в очень красивом месте - на реке Шексне... И тоже имеет очень интересную историю.

Надеюсь, сейчас что-то там изменилось к лучшему.

В поисках информации о Горицком монастыре наткнулась на вот такое проникновенное стихотворение Николая Рубцова:

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра, И лодка моя на речной догнивает мели́. И храм старины, удивительный, белоколонный, Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, — Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей! О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес! Боюсь, что над нами не будет таинственной силы, Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом, Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы… Отчизна и воля — останься, моё божество!..

После Горицкого монастыря мы забрались на гору Маура. Из путеводителя я узнала, что по преданию, именно отсюда преподобный Кирилл Белозёрский увидел место для будущего монастыря. Здесь есть камень, где, якобы, отпечатан его след, и деревянная часовня. Сейсас гора заросла высоким лесом, и с неё ничего не увидишь. Но место приятное!

По пути из Горицкого монастыря открываются самые красивые виды на Кириллово-Белозёрский моначтырь:

И последним в этот день был Ферапонтов монастырь, который находится примерно в 20-и км от Кириллово-Белозёрского на берегу озера Бородаевское.

Датой основания монастыря считается всё тот же 1397 год. Святой Ферапот пришёл на север вместе с Кириллом, но не остался с ним, а основал монастырь неподалёку. Монастырь - маленький и уютный. Мне здесь очень нравится! Каждый раз, попадая в эти края, я заезжаю в Ферапонтов монастырь.

После завершения культурной программы пора было подумать о ночлеге. Мы пытались найти место на берегу Бородаевского озера, но не нашли. Объездили все близлежащие озёра, мест у воды не было. В итоге, к вечеру встали у какого-то маленького озера в густой траве с комарами, наскоро что-то сварили, съели и разбежались по палаткам!.

День 4-й, самый тяжёлый, самый напряженный, в который мы с утра до вечера ехали в Каргополь, потеряли одну из машин, запороли двигатель у другой, но к вечеру всё-таки собрались все в Каргополе, вынужденно поселившись в гостинице, а не в палатках.

Этот день был самым трудным и нервным в этом путешествии. За день не было сделано ни одного фото - не до того!

С утра обсуждали с Тимуром дальнейший путь. Следующим пунктом осмотра достопримечательностей был Каргополь. Тимур к походу не готовился, поехал спонтанно, о том, что будем заезжать в Кириллов и Ферапонтово не знал, поэтому он думал, что мы поедем в Каргополь из Вологды через Няндому. А теперь мы от Вологды уехали далеко на запад, в сторону Няндомы возвращаться не хотелось, поэтому, раскинули несколько карт и сидим, обсуждаем наши последующие действия. Вроде, оставалось 2 пути – через Вытегру и через Солзу, т. е. напрямую. На карте Тимура дорога через Солзу обозначена не была, а на нашей – была – хорошая дорога оранжевого цвета.

Тимур удивился, но решил рискнуть, мы его не уговаривали, но сказали, что мы попробуем напрямую, предварительно спросив у местных, есть ли там дорога. А он - как решит сам. Семчик в разговоре не участвовал, у него вообще не было карты, он, как всегда, просто «сел на хвост». Ну и поехали мы… А через некоторое время потеряли Семчика с Наташкой… Ситуация, вроде, банальная. Мы ехали в первой машине, нам надо было заправиться, и мы свернули на заправку прямо перед поворотом на Липин бор. Убедились, что Тимур, который ехал во второй машине, свернул за нами. А когда остановились, обнаружили, что третьей машины – с Семчиком и Наташкой - нет! Мы сразу начали звонить, но услышали, что «абонент не доступен». Ну ладно, думаем, позвоним позже… Заехали в Липин Бор, посмотрели набережную. Опять начали звонить – никаких результатов. Поехали дальше, пытались заезжать в населённые пункты на дороге – никакой связи. Связь пропала на весь день. А дальше был поворот на Солзу–Каргополь. На повороте стояла фура – ремонтировалась. Мы спросили у водителей – проедем ли мы здесь в Каргополь. Нам ответили – проедете. «Осенью не проехали бы, а сейчас проедете». Ну мы и поехали… Сейчас у нас и навигаторы и карты «Яндекс» и «Google». «Google» и сейчас ведёт напрямик, пишет – 131 км, 2 часа 47 минут. Дорогу, видимо, построили! А тогда... 40 км мы ехали по плохой грунтовке. На этом участке встретили местного товарища, который попросил его подвезти, а заодно обещал показать правильную дорогу, которая «нормальная, если нам удастся преодолеть последнюю лужу перед хорошей дорогой».Упихали кое-как «проводника» в нашу и без того перегруженную машину – «в тесноте, да не в обиде»! Итак, после 40 км плохой грунтовки была очень плохая – километров 10. Мы толкали, все выходили из машин, кроме водителей. Перед каждым следующим препятствием думали, что это – конец. Но вот мы подъехали к последней «луже» и поняли, что всё это были цветочки!.. Лужа была длиной метров 7-8. А глубиной – где-то чуть выше колен. Дно – песчаное. Ну не ехать же обратно! Дядя Вова поехал первый – потихоньку. Пассажиры толкали рядом. Проехал!... А Тимур, видимо, испугался и поехал быстрее, чем нужно… ну и хлебнул водички воздухозаборником. Короче, двигатель "стуканул". Ужасно обидно! Вытолкали машину, через 10 метров пошла отличная дорога! Лучше бы мы его перекатили через лужу с выключенным двигателем! Но! «Знали бы где упасть, соломки подстелили бы»!. Следующие 80 км –до Каргополя - тащили Тимура на буксире. А тут и Семчик проявился, т. е. попал «в зону обслуживания». Оказывается, он нас всю дорогу пытался «догонять», о дороге напрямик не догадывался, т. к. карты у него не было, слава богу, запомнил, что ему в Каргополь. Проехал на 200 км больше, чем мы – через Вытегру, зато приехал в Каргополь одновременно с нами! А в гостинице устроил разборки, сказал, что если дядя Вова ещё раз так сделает, то он ему набьёт морду... Если бы в его машине не ехала моя сестра, то мы бы прямо в Каргополе с Семчиком расстались навсегда… Но некуда было деваться с «подводной лодки»! Забыли на время про все обиды и невзгоды, попели песни под гитару в гостинице «Каргополочка», поужинали и легли спать – «утро вечера мудреннее»!

День 4-й, в который мы за "копейки" отремонтировали двигатель машины Тимура и посмотрели древний Каргополь.

День был пасмурный, даже дождливый, и мы радовались, что ночуем в гостинице, а не в палатках. Не помню точно, но по-моему, мы разместились в 2-х номерах - одном одноместном (где спали Тимур с Никитой) и одном четырёхместном - для всех остальных. Больше свободных номеров в единственной гостинице города не было. Но у нас с собой были коврики и спальники, разместились кое-как.. Помню, что Ольга спала на одной кровати с Фаней! Она так полюбила собаку, что не расставалась с ней ни на минуту...

С утра поехали в единственный в городе автосервис. Нам сказали, что мастер у них есть, но он в отпуске до понедельника. А сегодня - воскресенье. "Но понедельник у него весь расписан!".. Нам подсказали, где живёт мастер, и мы пошли к нему домой. Он сказал, что в отпуске, что сегодня воскресенье и т. п., но видя наши грустные морды, сжалился, сказал: «Ну ладно, сейчас только бельё прополощу и помогу вам. После той лужи много машин чинить приходится». Мы прикидывали, сколько мы заплатим за переборку двигателя, думали, что после ремонта придётся ехать обратно в Москву, а не на Соловки. Готовились к объявлению стоимости ремонта тыщ в 15, считали, у кого сколько есть денег... И каково же было наше удивление и облегчение, когда нам объявили стоимость – 5000 рублей вместе с запчастями! Да, это вам не Москва! Люди в провинции проще и добрее! Мы купили запчасти, отбуксировали Тимура в автосервис и пошли гулять по городу, сплошь обвешенному чёрными тучами.

Онега

Каргополь очень понравился! У меня даже зародилась мечта - когда-нибудь посетить его вновь. И она сбылась через 11 лет - летом 2016 года мы вновь посетили этот город - в хорошую погоду, жили в отличной гостинице, не отягощенные печальными обстоятельствами...

Ну а в тот раз мы ещё одну ночь провели в гостинице "Каргополочка", ожидая, пока нам отремонтируют машину...

День 5-й, в который мы посмотрели ансамбль из 3-х деревянных церквей "Лядины" и обосновались на 2 ночи в Кенозёрском национальном парке.

С утра забрали отремонтированную машину Тимура и двинулись дальше - на запад.

По дороге нам встретилась совершенно не запланированная достопримечательность – ансамбль из 3-х деревянных построек – Лядины. Кстати, Семчик с Наташкой обнаружили их ещё позавчера, когда подъезжали к Каргополю со стороны Вытегры.

Это – их вечерние фотографии:

А это – наши:

Как нам понравилось!...

А недавно (в 2014 году) я хотела сделать на даче из остатков нагелей уменьшенную копию какого-нибудь деревянного храма. Стала думать, где мне взять образец, вспомнила про Лядины и полезла в интернет. И с ужасом наткнулась на информацию, что в Лядинах сгорели 2 из 3-х деревянных построек уникального ансамбля! 5 мая 2013 года в день Пасхи молния попала в шатёр церкви. Громоотвод не помог. Пожарные прибыли через 15 минут, но ничего сделать не могли – высота церкви была с 12-этажный дом. На такую высоту насос пожарной машины не добивал. От церкви загорелась колокольня. Спасти удалось только 9-главую Богоявленскую церковь!... Это ужасно! В России было всего 4 таких уникальных ансамбля из 3-х деревянных церквей. Осталось 3...

Мы видели Богоявленскую церковь в 2016. Одинокая, зачем-то покрашенная... Совершенно потеряла свой облик... Слёзы...

…. Погуляв в Лядинах, поехали дальше. На сей раз решили заночевать в Кенозёрском национальном парке.

Въезд на территорию парка – платный – за машины, людей и установку палаток с нас брали какие-то небольшие деньги. Штаб парка расположен в посёлке Морщихинская. Нам предложили несколько оборудованных мест для установки палаток. Ни одно из них нам не понравилось - леса нет, уклон 45 градусов и т. п. - мы очень привередливы в плане стоянок. Там ещё есть гостиница – на берегу огромного Лекшмозера, но хотелось всё-таки в палатках - молодые ещё были и небогатые.... Выбрали одно место из необорудованных – у большого частного дома рядом с маленьким озером, хозяева которого приезжают редко, нам разрешили на 1 -2 дня устроить там лагерь. Мы решили побыть там 2 дня.

Чистая, неогороженная территория, берег озера, всё прекрасно! Только комаров очень много! Вечером Наташка, Тимур и дети наловили рыбы, мы посидели у костра, попели песни.

Чтобы сделать такие фото понадобился бы дрон, но Тимур справился и без него:))

День 7-й. Кенозёрский национальный парк.

"Среди дремучих лесов и болот северо-западной России чудесным образом сохранилась частичка легендарной, давно ушедшей в сказки и былины, древней Руси. Это Кенозерский национальный парк – особо охраняемая природная территория, один из последних островков исконного русского жизненного уклада, культуры, традиций, выдающийся образец североевропейского культурного ландшафта.

Уникальное расположение Парка на границе Русской платформы и Балтийского кристаллического щита, водораздел между бассейнами Белого и Балтийского морей, природные характеристики обусловили разнообразие видового состава растений и животных. На его территории зарегистрировано 50 видов млекопитающих, 263 вида птиц, 4 вида рептилий, 5 видов земноводных; обнаружено 715 видов высших сосудистых растений, многие из которых занесены в Красную книгу России и Международного Союза охраны природы. В почти в 300-х озёрах и реках, что само по себе нетипично для территорий водоразделов, обитают 28 видов рыб и 2 вида миног.

Историко-культурные элементы культурных ландшафтов Парка («святые» рощи, часовни, поклонные кресты, жилые и хозяйственные постройки и т.д.) являются объектами высокой ценности, своеобразной визитной карточкой Парка, важнейшими составляющими образа территории" - читаем мы в интернет-источниках.

Соглашусь с автором ! Это уникальное место! И ещё здесь работают люди, которые любят свой край и делают всё, чтобы сохранить природу, деревянные церкви и часовни, дома, расположенные на огромной территории парка. Мы уже побывали здесь 2 раза. Во второй раз - в 2016 - в северной части парка (в так называемом Плесецком секторе) - на самОм Кенозере. Я бы с удовольствием приехала и в третий раз. Хватило бы жизни!

А сейчас - о Каргопольской части парка, где мы поселились в этот раз.

Мы провели целый день в этом прекрасном месте - гуляли, купались в Лекшмозере, собирали ягоды, некоторые катались на лошади; кто-то парился в бане, кто-то ловил рыбу...

На территории парка – несколько деревянных церквей, часовен. Мы осмотрели одну - церковь преподобного Александра Свирского на Хижгоре.

"…Эта церковь построена в третьей четверти XIX века. Название Хижгоры восходит к очень древним, дославянским временам. Наверное, когда-то на ней было языческое святилище, ибо "хиж" в финно-угорских языках означает злого духа, лешего, языческое жертвенное место. Пришедшие славяне водрузили на горе Крест, освятив место старого мольбища. Их святым покровителем стал преподобный АЛЕКСАНДР Свирский, в день памяти которого (30 августа по старому стилю) у Креста совершались молебны еще и в XIX веке. А на службы и требы крестьяне ходили за 9 верст, в Лекшмозеро, в приходскую церковь апостолов ПЕТРА и ПАВЛА. Но жила в них мечта о своем храме, чтоб был неподалеку, поблизости…

Интересная статья о церквях Кенозёрья - http://www.liveinternet.ru/community/2336672/post72821909/.

Мы забрались на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на окрестности.

Вечером попарились в бане, которая находится на берегу Лекшмозера, рядом с гостиницей.

Баня хорошая, но, к сожалению, душа внутри не было, а окатиться холодной водой можно только на улице - из ведра. Мы по-очереди выбегали на улицу. Через некоторое время обнаружили, что в кустах сидят местные мальчишки и подглядывают!..

После посещения парка сформировалась мечта – "поехать туда на 2 недели, с велосипедами, поселиться в гостинице – на берегу Лекшмозера с огромным пляжем, пособирать грибы-ягоды, подовить рыбу"… Прошло более 10 лет с тех пор. В 2016 году мечта осуществилась - но без велосипедов, и съездили мы не на 2 недели, а на одну. И жили на берегу других озёр - Кенозера и Почозера... И в другом составе... Но та поездка была не менее интересной, а Плесецкий сектор Кенозёрского национального парка, пожалуй, гораздо интереснее Каргопольского.

Почозерский погост в Плесецкой части Кенозерского Национального парка.

День 8-й, в который мы, после долгих скитаний, нашли самое прекрасное место в Карелии - Чёлмужскую косу...

Простившись с Кенозёрским национальным парком, поехали дальше - в Карелию… Ехали довольно долго. Дорога чередовалась – то грунтовка (правда, хорошая, укатанная), то – асфальт. Обедали в Пудоже – в столовке советского типа. В 3 часа дня там уже совсем не было выбора блюд, ели – что кому досталось, кому - куриная ножка, кому - сосиска.. Подъехав к Онежскому озеру, стали искать место для следующей ночёвки, но нам долго не везло – все съезды вели к населённым пунктам. И вдруг нам повезло просто несказанно – очередной съезд привёл нас на огромный песчаный мыс – Чёлмужскую косу. Там было множество пустых полян для стоянок, народу – никого, купание – отличное – длинный песчаный пляж. Всё это воспринималось как награда за наши долгие скитания.

Мы решили остаться там на 2 ночи. Весь следующий, 9-й день, радостно отдыхали, купались, расслаблялись по полной программе.

Летающие острова

"Тимур, вот ты мне всё это рассказываешь, а я даже не настоящий сварщик"...)))

Появилась ещё одна мечта - отдохнуть здесь пару недель в следующем году! И мечта сбылась, и не раз! Мы отдыхали здесь 2 недели в 2006 году и неделю в 2016-м. И приехали бы ещё не раз - это самое лучшее место для палаточного отдыха в моей жизни!

Понравилось всем! БОльшая часть нашей команды даже решила остаться здесь до конца отпуска... "Зачем, говорят, нам ваши Соловки? Давайте останемся здесь!" Продолжать путь захотели только трое...

Но погода всё поставила на свои места. Во вторую ночь поднялся такой ветер!

Мы, правда, с дядей Вовой спали спокойно – у нас палатка хорошая! Наташка, как выяснилось утром, всю ночь держала стойки палатки, чтобы она не улетела, Тимур вообще ночью палатку сложил и ушёл спать в машину...

9-й день, в который мы проехали почти 400 км, посетили ужасный Беломорск, не найдя там плавсредств на Соловки, приехали в Кемь, а потом всю ночь плыли на монастырском катере к главной цели нашего путешествия...

Итак, "а поутру они проснулись...". Кто-то проснулся, а кто-то и не спал...

Все вещи, которые остались до утра неубранными на поляне были забросаны песком. Теперь уже никто не хотел здесь остаться – быстро собрались, позавтракали в 100 метрах от берега – там ветра почти не было, и поехали дальше… (Море) Онежское озеро штормило!..

...Проехали Медвежьегорск, ничего интересного в нём не заметив. Где-то, не помню, где, в дождь и ветер искали петроглифы. Не нашли...

Далее по курсу был Беломорск, где путеводителем нам была обещана ракета на Соловецкие острова. Приехали в порт. Ракеты ходят там 1 раз в день – утром. (по состоянию на лето 2005 года). Билеты надо покупать заранее. То есть на утро следующего дня билетов в кассе не было! Нам посоветовали ехать дальше – в Кемь. Оттуда на Соловки ходит много катеров, в том числе, монастырские, правда, без расписания. Город Беломорск мне очень сильно не понравился. Всё такое некрасивое, обшарпанные дома, промзоны – ужас, одним словом! А ещё серая дождливая погода! Уехали оттуда без сожаления! Кемь – совсем другой город. Напоминает курорт. Чисто, зелено. И погода наладилась... Приехали в порт, а там... белая ночь...

.... толпа народу, все хотят на Соловки. Расписания нет как такового. Периодически приезжают катера, увозят народ. Когда проходит слух о времени отправления катера, народ бежит на причал. Мы уж было хотели ночевать в гостинице, но узнали, что в час ночи будет монастырский катер. Машины поставили на платную стоянку, взяли необходимые на 3 дня вещи – палатки, спальники, котелки, продукты, загрузились в катер. Кому-то досталось место в тёплом трюме, кому-то на холодной верхней палубе… Плыли мы часа 4-5. Немножко поспали в трюме, рассвет вышли встречать на палубу.

День 11-й, в который мы прибыли на Большой Соловецкий остров, разместились в палаточном лагере рядом с монастырём, посмотрели Соловецкий монастырь, присоединились к экскурсии на Заяцкий остров с обществом "Мемориал", искупались в Святом озере, так как в Белом море не удалось (вода 8 градусов) и понаблюдали лиловый закат белой северной ночью...

"Соловецкий архипелаг, Северная Фиваида, или Северный Афон, как еще принято называть эти заповедные места – группа островов у входа в Онежский залив, в юго-западной части Белого моря, единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Белое море, которое в старину называли еще морем Студеным, Гандвиком, пучиной Соловецкой, – одно из самых интересных по своему происхождению, фауне и флоре. Почти полгода его покрывают дрейфующие льды, зато, когда оно освобождается от них, здесь можно ежедневно любоваться приливами и отливами, наблюдать тюленей и белух, а порой и подивиться миражам, превращающим реальность в таинственную сказочную страну.

Самым крупным из островов архипелага - Большой Соловецкий остров, площадь которого составляет 225 кв. км. К востоку от него расположены Анзер (48,5 кв. км), Большая и Малая Муксалма (19,9 и 0,6 кв. км соответственно), к западу – Большой и Малый Заяцкие острова, площадью чуть больше 1 кв. км каждый.

Кроме них в архипелаг входит около сотни небольших островков. Между островами и побережьем Карелии примерно 60 км. Расстояние до Архангельска около 300 км. До полярного круга - около 100 км.

Среднегодовая температура на Соловках + 1,1 °С, средняя температура самого холодного месяца, февраля, - 11 °С, самого теплого, июля, + 12,9 °С. Пасмурных дней здесь значительно больше, чем солнечных. Однако, несмотря на такие довольно суровые характеристики и сюрпризы соловецкой погоды, острова архипелага прекрасны в любое время года.

Недолгое северное лето очаровывает белыми ночами и прекрасными закатами, гладью многочисленных озер и зеленью лесов, которые осень расцвечивает пестрыми красками; зима покрывает острова белоснежным ковром, а деревья – пушистым искрящимся инеем, ясными морозными ночами расцвечивая небо всполохами северного сияния"...

Нашим взорам во всей красе предстал Соловецкий монастырь! Он особенно прекрасен с воды, белой ночью...

Высадились, пошли искать место для 3-х дневной стоянки. Оказалось, что на Большом Соловецком острове есть специальное место для тех, кто приезжает с палатками. Там оборудованы туалеты и краны с водой. Там мы и расположились – недалеко от монастыря.

В первую очередь пошли смотреть сам монастырь.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Имеет длинную и интересную историю, описанную во множестве интернет-источников.

Меня поразил материал, из которого сложены стены, - огромные валуны...

Толщина крепостных стен у основания до 7 метров, их высота - от 6 до 11 метров.

Ещё в этот день мы посетили Большой Заяцкий остров - случайно попали на экскурсию с обществом "Мемориал".

Самое трудное в таких водных экскурсиях - заставить пройти большую собаку по (маленькому) узкому, неогороженному трапу! Фаня никак не соглашалась туда ступать... Тащить за поводок - бесполезно. Приходилось эту 40-килограмовую тушу брать на руки!

Церковь Андрея Первозванного была возведена на Большом Заяцком острове в конце XVII века, по указанию Петра-I.

В советское время история острова - ужасна!

С 1920 по 1929 гг в помещении церкви находился женский штрафной изолятор. Вот что я прочитала в интернете и услышала на экскурсии:

«В женский штрафной изолятор на Большом Заяцком острове попадали женщины, уличенные в связях с мужчинами и по беременности на ранних сроках. Общение с представителями мужского пола являлось грубым нарушением лагерного режима и причиной для сурового наказания. Но всегда необходимо учитывать, что именно девушки и женщины, осужденные по ст. 58, были объектом насилия ещё во время следствия и этапирования, именно эту категорию заключённых женщин требовали себе для увеселения администрация, начальство, охрана и надзор лагеря». Церковь зимой не отапливалась, выживали не многие (об этом нам рассказывали на экскурсии…)

«На больших сроках женщин отправляли на Анзер, на Голгофскую командировку, где они и рожали. Еще год-полтора так называемые «мамки» находились там вместе с детьми, а затем детей отправляли в Дома малютки НКВД. Женщин переводили на легкие, а затем и на тяжелые работы. Дальнейшая судьба детей после Домов малютки НКВД чаще всего была связана с этой же системой ОГПУ и НКВД.».

А ещё на Заяцком острове есть каменный лабиринт, который датируется I-м тысячилетием до н.э. Вон он, почти в центре кадра:

Растительность на Заяцком острове - тундра! По-сравнению с густыми хвойными лесами Большого Соловецкого острова...

Нас поразила погода! В этот день было достаточно тепло – градусов 20-22. Поехали на Заяцкий остров на катере, одеты было довольно легко. Светило яркое солнышко. Вдруг на небе возникла маленькая тучка, солнце спряталось, и эта тучка полила нас таким ледяным дождём! Мы промокли до нитки, ужасно замёрзли, грелись – в церкви. Потом тучка улетела, опять стало жарко, и на обратном пути вся наша одежда высохла!

После экскурсии на Большой Заяцкий осров искупались - в Святом озере. Скажем, искупались только некоторые из нас - те, которые без этого не могут...

А вечером, после ужина, любовались закатом!

На Соловках это - целое представление! В определённое место на берегу Белого моря устанавливают стульчики и привозят автобус с "наблюдающими". В те времена я ещё "блогером" не была, поэтому фотографировала только сам закат... Краски - необыкновенные!

День 12-й, в который мы поплавали на лодках по внутренним озёрам Большого Соловецкого озера и посетили Ботанический сад.

Погода на соловецких островах очень изменчива! Вчера было тепло, солнечно, не холодно и не жарко - примерно плюс 20.

Сегодня - холодно (не больше 15) и сыро. Весь день накрапывал дождик. Но "куда нам деваться с подводной лодки"? Надели куртки и вперёд - выполнять программу!

На этот день у нас была запланирована поездка на лодках по каналам Большого Соловецкого острова.

Все каналы создали монахи своими руками – из огромных валунов. Каналы сооружались для того, чтобы соединить между собой многочисленные озёра острова, говорят, их здесь более 500.

«Еще в середине XVI века здесь начала складываться система каналов, которая сегодня насчитывает 242 межозерных соединения, в том числе здесь есть и система судоходных каналов, протяженностью около 12 км, построенная в начале ХХ века под руководством монаха Иринарха, очень талантливого инженера-самоучки».

После прогулки по каналам мы ходили в Ботанический сад. Но, честно говоря, он нас не впечатлил. Даже не сделали ни одного фото, только по дороге. Дороги тоже сооружали из валунов монахи Соловецкого монастыря.

Фото Ботанического сада - из интернета.

Вечером, во время ужина и посиделок у костра, к нам подошёл дядечка и стал приглашать на завтрашнюю экскурсию. Мы сначала возмутились (в душе): ну нигде нет покоя, даже тут пытаются развести…, но когда прислушались, о чём идёт речь, заинтересовались. Дяденька сам из Белоруссии, но на лето он приезжает специально на Соловки – работать, т. е проводить лодочные экскурсии на острова, по Белому морю. На Большом Соловецком острове у него собственный дом. В этот день у него случайно отменилась запланированная экскурсия, поэтому он пришёл в палаточный лагерь искать желающих. У него 15-местная лодка, он предлагал поездку на остров Большая Муксалма, осмотр дамбы, которая соединяет этот остров с Большим Соловецким, а напоследок – купание в Белом море в тёплом мелком заливе и ловлю мидий. Мы не устояли! Ребята с соседней стоянки – 3 человека – тоже. Итак, нас собралось 11 человек.

День 13-й, в который мы купались в Белом море, наслаждались солнышком, теплом и экскурсией, ловили, жарили и ели мидий, мазались голубой глиной, видели тюленя...

С утра «экскурсовод» за нами зашёл, привёл нас на берег моря, «погрузил» в лодку, и мы поплыли…

Погода опять изменилась, в этот день она была просто прекрасной – градусов 25 тепла, солнышко!

Экскурсия началась с дамбы между островами Большим Соловецким и Большая Муксалма, её тоже соорудили монахи.

Фото из интернета

На дамбе.

Мидии на Белом море - не белые, они - оранжевые!

День 14-й, который был очень длинным-дорожным - мы сначала плыли, потом ехали, потом спали, потом снова ехали, потом снова спали...

Монастырский катер (опять ночью, переходящей в утро) за 5 часов доставил нас на материк. Поспать не удалось - катер отходил в час ночи... На борту только слегка покемарили... Но в 6 утра солнце вовсю светило и мы решили ехать - покуда не захотим спать.

Часов в 9 я поняла, что засыпаю, отдала руль Дяде Вове. Он продержался не долго, не более получаса. Серёга тоже сказал, что засыпает. Мы решили больше не рисковать своими жизнями и остановились на обочине в месте «оборудованном для отдыха» рядом с маленьким красивым озером.

Но стоянка была такая грязная, как, впрочем, и вся Карелия! Такое впечатление, что именно в Карелии мусор никогда и никто не вывозит. Например, в 2002 и 2009 гг мы, найдя красивейшие стоянки на озёрах, весь первый день нашего пребывания собирали и закапывали мусор за нашими предшественниками горе-туристами…

Мы всё-таки поставили палатки и часов 5 поспали, а потом поехали дальше – в сторону Москвы.

Немного не доехав до Медвежьегорска, наш Вася (автомобиль) опять выкинул фортель – накрылся стартёр. Не помню - то ли завелись с толкача, то ли Тимур вёз нас на буксире в Медвежьегорск... Очень порадовал автосервис. По его территории протекает речка с пляжем. Мы купили стартёр, отдали его мастеру – и на пляж – купаться. Починили машину и поехали дальше. Следующую ночевку нашли быстро - где-то в районе Пальозера.

День 15-й, в который мы с утра посмотрели водопад Кивач, пообедали в Кондопоге, дальше была крепость Старая Ладога, долгая дорога в пробках, в результате которой мы, не доехав всего 222 км до Москвы, ночевали на берегу Тверцы у деревни Спас.

Водопад Кивач

Успенская церковь в Кондопоге, которой больше нет...

Старая Ладога.

Из путевых заметок: "А дальше была сплошная долгая дорога. Ленинградка, как всегда, убивала своими пробками! На объездной вокруг Великого Новгорода потеряли часа 2 времени и опять растеряли всех своих попутчиков. Созвонились и решили ночевать в одном из самых моих любимых мест – на Тверце, на 222 км от Москвы, у деревни Спас. Спас в очередной раз нас спас…"

Последняя ночевка - на берегу Тверцы.

День 16-й, последний, был лёгким - мы просто доехали до дачи, а это - не далеко, всего 200 км...