3 дня в Баку. Часть 1-я.

Это путешествие нам почти подарили... случайно. Представляете, ещё существуют профсоюзы! Так вот, профсоюз медицинских работников подарил Игорю эту поездку. Ну и я не смогла (отпустить его одного) пропустить такое, хоть и за полную стоимость! 8 мая мы улетели из Москвы, чтобы 3 праздничных дня провести в Баку.

Перед самым отъездом никакого настроения не было... Мы привыкли путешествовать на машине. Я не то, чтобы волновалась, просто было лень - нужно ехать с вещами в аэропорт, а не так, как обычно, покидав все нужные и не очень вещи в машину, сесть и расслабиться. Нужно найти аэроэкспресс, успеть на регистрацию. Нужно делать такие вещи, от которых отвыкли в последние несколько лет. Но, забегая вперёд, скажу, что всё получилось просто отлично. Путешествие было интересным и запоминающимся. Мы посетили ещё одну страну, в которой никогда не были. Баку оказался одним из красивейших городов мира, пополнилась наша копилка посещённых столиц. Мы пробовали вкусную национальную еду, общались с прекрасными людьми, даже открыли сезон - искупались в море! Не вполне понравилась организация тура. Ну так, когда едешь в составе группы, никогда нельзя ожидать, что тебя всё устроит - люди разные, интересы у всех разные, всем не угодишь. Поеду ли я ещё в подобное, организованное не мной, путешествие? Несомненно! Если позовут! Во всём нужно разнообразие!

День 1-й. 8 мая.

На аэроэкспресс в 17.00 успели. В 18.00 уже не просто были в Домодедово, а и прошли все процедуры - регистрацию, паспортный контроль, таможню и сдачу богажа. До вылета оставалось целых 1.40, час - до начала посадки. Зря боялись, что опоздаем...

​Лишних 15 минут простояли на взлётной полосе, ожидая, когда закончится ливень. При взлёте я не испытывала страха (хотя не летала очень давно), только приятное возбуждение.

И вот мы уже выше облаков!

На борту самолета азербайджанских аэролиний не только кормили, но и поили вином! Местным, азербайджанским, вкусным.

И взлёт, и посадка были очень мягкими. В 22.45 приземлились. Но по местному времени было уже 23.45. В отель прибыли очень поздно. В первый день - только спать!

Четырёхзвёздочный отель Эмиральд рекламировать не буду. В принципе, он нормальный. Но мы всего несколько дней назад были в идеальном отеле Костромы, у которого не было недостатков. У этого были. Один существенный - очень далеко от центра - и несколько мелких (всего 2 вешалки и всего одна полка в шкафу, мало розеток, нет шапочки для душа, хотя есть халаты, тапочки, зубные щетки и паста и т. п.). Но и достоинства есть - большая светлая комната, удобная кровать, отличный wi-fi. Всё остальное - на среднем уровне, в том числе завтрак (шведский стол).

День 2-й. 9 мая.

Баку оказался городом очень зелёным и очень красивым! Несмотря на то, что вокруг сплошная пустыня, или степи, не знаю, город Баку - настоящий оазис! Там множество парков. В первый день мы посетили несколько из них. Даже старый город - не сплошные каменные джунгли.

А теперь по порядку.

В первую очередь нас повезли на мемориальное кладбище, которое называется "Аллея почетного захоронения". Туда редко пускают. Так что, по словам нешего гида, нам повезло. Кладбище представляет собой аллеи, где похоронены видные азербайджанские деятели культуры, науки, литературы, искусства, Герои Советского Союза, политики, революционеры, а также отличившиеся в различных областях экономики и селького хозяйства и заслужившие почётные звания.

Из известных мне фамилий здесь похоронены бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев, "бакинский соловей" Муртуза Мамедов, выступавший под псевдонимом Бюль-Бюль (кстати, его сын, Палад Бюльбюль-оглы летел с нами в одном самолёте); любимый многими из нас Муслим Магомаев.

Далее нас повезли в так называемый Нагорный парк. Здесь очень красиво! И есть смотровая площадка, с которой открывается вид на город и море.

По длинной красивой лестнице спустились вниз.

Пока ждали автобус, исследовали не виданные ранее красивые машинки, которых здесь множество. Это авто неизвестной мне марки, которое мы назвали "баклажан", используются здесь в качестве такси.

Мне разрешили "порулить"!)))

А потом нас повезли менять деньги... Зачем я это пишу? Хочу предстеречь от ошибок тех, кто поедет после нас. Рубли, по-моему, хороши только в России. А большинство членов нашей группы поехали в Азербайджан с рублями! Поэтому экскурсоводу пришлось долго искать банк, в котором меняют рубли. Задача оказалась не из лёгких! А мы в первом же банке спокойно поменяли 100 долларов по хорошему курсу и сняли в банкомате того же банка с карты Тинькофф 100 манат (3908 рублей). Этих денег нам хватило на все 3 дня. Банк находится где-то здесь:

А напротив - фуникулёр в Нагорный парк, откуда мы спустились (частично - по лестнице, частично - на автобусе).

Следующим интересным местом на нашем маршруте был очередной парк - сегодня 3-й по счету (если кладбище считать парком) - "Малая Венеция". Он находится через дорогу от фуникулера.

Этот парк появился на Приморском бульваре Баку в 1960 году. Его создание связано с тем, что в 50-х годах прошлого века председатель горисполкома Баку побывал в Итальянской Венеции. Товарищ был так восхищён увиденным, что решил создать нечто подобное в своём городе. Получилось очень симпатичное место отдыха. Правда, мне показалось, что выглядит парк как (новодел))) построенный совсем недавно. Оказывается, в 2012 году проведена реконструкция - расширены каналы, построены 2 новых кафе, несколько новых мостов, завезены "настоящие" гондолы.

Здесь можно было бы покататься на гондоле...

... или посидеть за столиком кафе...

Но у нас на это программа расчитана не была. Нужно было спешить - дальше по маршруту.

Нас повезли к причалу, чтобы узнать по поводу морской прогулки, которая у нас была запланирована "при благоприятной погоде". Погода была благоприятной, но пароходики в этот день туристов не катали. Может быть, в связи с праздничным днём?

В качестве лирического отступления скажу, что 9 мая в Баку почему-то не празднуют, хотя в Великой Отечественной войне участвовали и погибли тысячи азербайджанцев. Но на улице нас поздравляли множество раз люди нашего возраста и старше.

Пока ждали гида, который ходил узнавать по поводу морской прогулки, фотографировали цветы. Сколько же прекрасных цветов мы видели за эти 3 дня в Баку! Весна в самом разгаре!

После неудачной попытки покататься на катере по Каспийскому морю и очередной неудачной попытки обменять рубли в торговом центре нас повезли обедать в ресторан "Баку".

Это ещё один парк! С соснами, множеством цветов и столиками прямо на улице и в павильонах.

Еда была нормальной. Я бы сказала столовской, а не ресторанной. Возможно, на заказ, а не для больших групп туристов, здесь готовят интереснее. Некоторые члены группы на второй и третий день еду на обед заказывали. Если кто-то из них читает этот рассказ - пусть поделится в комментариях. Очень вкусно приготовлен был рис. И отдельная песня - нежнейшие кутабы с зеленью, приготовленные для нас дополнительно - как подарок.

Следующие два дня мы обедали здесь же. Но специально - ужинать - я бы туда не пошла...

После обеда нас повезли в Старый город.

Старый город, конечно, как и почти везде - это самое интересное! Баку не похож ни на один из городов, виденных мной ранее (разве что на Иерусалим, но я была там 20 лет назад, мало, что помню). Баку монохромен! Он бежево-коричнего-желтого цвета. Большинство домов облицовано песчаником. Круглая крепостная стена, вдоль которой можно обойти весь город, лабиринты узких улочек, которые интересно распутывать, балкончики, двери, окна... Все здесь интересно!

Обижало только то, что мы неслись по старому городу галопом. Нам совсем не давали времени фотографировать - приходилось выбирать, что делать - слушать экскурсию или фотографировать... Догадываетесь, что я выбирала? То есть, я не слышала почти ничего, что пытался донести гид группе из 31 человека. И вели нас не от дома к дому, а от памятника к памятнику - показывали великих людей Азербайджана. Почти никто из нас не знал никого... Старым городом насладиться не успели, слишком быстро бежали.

А теперь немного подробнее. Старый город, в принципе, небольшой. Да и в переулки мы в первый день не углублялись, ходили почти всё время вдоль крепостной стены (внутри), иногда выходя за её пределы - посмотреть очередной памятник или парк.

Карта активна!

Началась экскурсия от Девичьей башни.

Это главный ориентир Старого города, часть феодального города — Крепости, или Ичери-шехер. Долгое время считалось, что она была построена в XII веке, но исследования показали, что башня гораздо старше. При одной из множества реставраций на башне исчезли зубцы, ранее служившие для обороны. В XVIII - XIX веках башня использовалась как маяк, с 1964 года это музей со смотровой площадкой, в 2000 году включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

"О возникновении Девичьей башни ходит много легенд. Большинство из них связано со значением слова «Дева». Одна из легенд гласит, что шах решил выдать свою дочь за нелюбимого ею человека. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства шах не изменил своего решения и тогда девушка взошла на башню и оттуда бросилась в море. После этого камень, о который царевна разбилась, назвали «Камнем девственницы», и девушки, будучи невестами, приносили к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море, её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Легенда свидетельствует также и о том, что Каспийское море находилось у самого подножия Девичьей башни."

Как рассказывал нам гид, раньше башня служила пристанищем для сотен стрижей. Но стрижи разрушали башню, при последней реставрации для них сделали специальные домики - напротив башни, а на самой башне сделали специальные отпугивающие устройства.

Страж башни

Рядом с башней находится Базарная площадь, представляющая собой колоннаду со стрельчатыми арками. Площадь была обнаружена во время археологических раскопок 1964 года. Со всех сторон памятник окружен балкончиками и арками с колоннами, напоминая Мекку. В результате археологических исследований здесь были найдены 52 могилы. Надгробья выставлены в музее под открытым небом.

От Девичьей башни мы отправились обходить Старый город с внутренней части крепостной стены против часовой стрелки - по кольцевой улице Кичик кала. Останавливаясь иногда у очередного памятника. Я в это время фотографировала интересные сувениры, интересные дома, балкончики, окна и двери, растения, персонажей...

За пределы крепостной стены вышли через так называемые Парные ворота. Шемахинские ворота, известные также, как «Парные крепостные ворота» являются одним из основных входов в Ичери-шехер. До конца XIX века Шемахинские ворота являлись единственными воротами крепости.

Ещё одни ворота крепостной стены, через которые мы возвращались в старый город, осмотрев памятник Сабиру:

Честно говоря, меня больше заинтересовала цветущая пальма, чем памятник..

Мы снова вошли в старый город и пошли дальше вдоль крепостной стены - по Кичик кала (малая крепостная улица)...

... разглядывая интересные двери, окна, балкончики, растения...

Очень интересное место - мастерская художника Али Шамси.

"Мастерская художника - кладезь всякой всячины, куда он складывает привезенные из далеких стран диковинки (черепа, чучела, камни, сувениры и т.д.), сушеные гранаты, инсталляции из металла и подручных средств и огромное количество картин разной тематики и размеров."

К сожалению, времени, чтобы зайти внутрь, нам не дали.

На той же улице Кичик Кала находится интересный памятник - азербайджанскому поэту Алиаге Вахиду, автором которого является скульптор Гасанов Рагиб.

Очень интересное решение придумал скульптор - изобразить на голове героев произведений поэта (или не так... изобразить на голове поэта героев его произведений!)))

После головы Вахида нам показали ещё один очень симпатичный парк (5-й по счету в этот день) - сад Филармонии! Представляете, там вольно живут и летают настоящие зелёные попугаи! Не волнистые, нет. Эти покрупнее будут. Летают, кричат. Мы видели и слышали нескольких. Правда, издалека. "Предполагается, что этих птиц в Баку выпустили на волю импортеры, которые завезли партию попугаев для продажи в зоомагазинах, но столкнувшись с запретом таможенников, выпустили птиц на волю. Сначала попугаи заселили бакинский бульвар, дальше перелетели в парк Филармонии и там прижились. Остается загадкой, как они переживают снежные зимы, где кормятся. В остальное время попугаи питаются плодами пальм, декоративных растений, шишками". (https://www.tury.ru/sight/id/21493

Парк Филармонии является самым старым садом Баку. Земля здесь привозная. Кстати, в этой местности растут только хвойные растения. Чтобы вырастить лиственные, землю приходится привозить!

В середине XIX века "комендант обязал купцов, приезжающих морем из Ирана, в качестве особой пошлины доставлять несколько кубометров плодородной земли . Этот "каприз" начальства пошел на пользу городу: население получило сад, развивающийся в благоприятных условиях. На его территории росли шелковица, маслины, тополь, смоковница, акация, ракита, а также виноградные лозы. Наряду с ними культивировались клещевина, кунжут, цветы и овощи. Бакинский комендант Ховен использовал все возможности для озеленения, насаждая деревья не только местных пород, но и привозные. В 1853 году уездный начальник возбудил вопрос об устройстве городского сада, который преимущественно состоял из фруктовых деревьев и различных кустарниковых пород, придававших ему вид, не отвечающий прямому назначению - месту отдыха для широкой публики. После 1859 года, когда удалили внешнюю крепостную стену, территория этого сада была расширена. К 1865 году он получил новые черты за счет посадок декоративных растений, устройства площадки для танцев и прочих парковых сооружений, придавших ему общественный характер. В первую очередь сажали шелковицу, карагач, сосну, акацию. Разбили цветники. Кроме местных видов деревьев, привозили деревья из других краев. В то время в саду было около 12 тысяч деревьев и они прижились, как в самом благоприятном климате". (https://www.tury.ru/sight/id/21493).

Жёлтое здание за белыми арками - здание филармонии имени Муслима Магомаева:

После прогулки по парку мы снова вошли в старый город через очередные ворота крепостной стены...

Бани Баку. Похожи на тбилисские! Их в старом городе несколько. Говорят, тоже были обнаружены при раскопках!

А здесь продают разливное вино. О том, что оно вкусное узнали... но не сегодня, послезавтра!)))

Теперь нас вели показать место, где снимали сцену из фильма "Бриллиантовая рука".

Это где-то здесь. Снова улица Килик...

Люди и машины совершенно не давали проникнуться духом этого места.

Здесь и кафе имеется "Чёрт Побери". Говорят, очень дорогое. Не знаем, не заходили.

Зато зашли в магазин, где продают гранатовое вино, расположенный неподалёку.

Дают и дегустировать. Попробовали. Понравилось. Особенно запах. Купили пару бутылок гранатового, пару виноградного.

В результате (уже в Москве) поняли, что виноградное понравилось больше.

Потом снова гуляли - замыкали круг. Я фотографировала балкончики, интересные двери и окна, водопроводные люки, растения, интересные дома и мечети, персонажей.

После того, как круг нашей прогулки замкнулся у Девичьей башни, группу повезли в гостиницу, а мы решили искупаться. Как это, быть на море и не искупаться? Правда, гид нас разочаровал, сказав, что в черте городе купаться запрещено. Давно, ещё с советских времён. Но рассказал, где находится ближайший пляж - на юг от города примерно 15 км - пляж Шихова. Мы взяли такси и поехали, договорившись с таксистом, что он нас подождёт - за 25 манат в обе стороны (1000 рублей).

Примерно на полпути находится мечеть. Если пойти от неё налево, на мыс, можно спуститься к известным рыбным ресторанчикам. К сожалению, узнали мы об этом только на следующий день. Рыбки так и не попробовали. А было бы здорово...

Так выглядел пляж Шихова...

А так - место нашего купания.

И вечер уже был, и ветерок поднялся... Но! "Назвался груздем...". Пришлось купаться! Тем более, и перед таксистом, который нас ждал, было неудобно)))

Водичка не слишком холодной была - градусов 18. Галочку поставили, сезон открыли. Искупались в море, в котором не купались ещё никогда, даже ни разу не видели это большое озеро-море!

Потом таксист вернул нас назад, в город. Мы решили прогуляться по набережной, длиной около 3-х км. Правда, собирались мы дойти от парка "Маленькая Венеция" только до Девичьей башни, а потом идти в Старый город ужинать. Но как-то так получилось, что башню мы не заметили, проскочили, нагуляв (как видно из карты, которая, кстати, активна) лишние 2 км туда и 2 обратно.

Сколько там интересных растений! Есть даже кактусы и баобабы!

Но первое, что мы увидели - это вот такой странный памятник у музея ковров.

Цветы (или плоды) баобаба.

Устал...

Возвращались уже в полной темноте...

Прекрасный вечер завершили вкусным ужином в кафе.

Кафе нам подсказали - в Старом городе встретили семейную пару, которая летела вместе с нами в самолёте. Их гид посоветовал нам кафе Хайнана (Kichik Qala, 126)- за вкусную еду, относительно недорогие цены и популярность у местных. Зал был полон, мест не было. Прежде чем усесться за столик, нам пришлось подождать минут 15, пока найдётся свободный. Еда, действительно, была очень вкусной. Такой долмы я ещё никогда не пробовала.

А дальше нам оставалось одно - добраться до гостиницы...

Наш гид говорил, что гостиница находится в районе станции метро "Курагу", и мы решили поехать на метро. Нам подсказали направление - есть станция метро недалеко от ресторана, её мы нашли без труда, ещё раз прогулявшись по ночному старому городу:

Метро в Баку очень красивое!

Но тут начались трудности! Транспорт Баку заслуживает отдельного рассказа.

Дело в том, что ни в метро, ни в автобус не зайдёшь без специальной карточки (об этом нам сказал гид). При этом он нам не сказал, как её купить (мы поняли, что для туристов - никак). Главный транспорт для туристов - это такси. Цены на такси разнятся в несколько раз. Сначала мы довольно дорого доехали до места, где можно искупаться, договариваясь с водилой прямо на улице....

Но сейчас про метро. Войдя в вестибюль, мы спросили охранника, как нам оплатить проезд (других работников не наблюдалось, стояли два автомата без какой-либо понятной информации). Мы показали ему 5 манат, потом 1 манат (1 манат по-нашему 40 рублей). Он продолжал пожимать плечами. Потом вошёл какой-то парень, и охранник попросил его нам помочь. Парень приложил свою карточку к автомату, предложил автомату наш манат, тем самым пополнив счет своей карты, потом пропустил нас по-очереди через турникет. Мы поблагодарили, вздохнули с облегчением и спустились в метро, которое оказалось очень похожим на наше, московское.

Мы доехали до нужной станции и вышли из вагона. Дальше встал вопрос, в какую сторону выходить. Мы начали спрашивать, никто отеля "Эмеральд" не знал. К нам подошёл молодой человек лет 20-и, очень скромный и интеллигентный, и спросил, чем нам помочь. Мы ему сказали. Тогда он достал свой телефон, нашел на карте наш отель и сказал, что идти очень долго, примерно час, что нужно ехать на такси. Видя наше недоумение, он сказал: "Не беспокойтесь, я вам помогу, у меня есть программа вызова такси. На улице ловить нельзя, это будет очень дорого. Идите за мной". Пока мы выходили, он писал, потом звонил, договаривался. Когда мы вышли на улицу, увидели тысячи машин такси, таксисты нападали на нас, предлагая свои услуги.

Парень отвечал, что нам не надо. Потом он сказал нам ждать 2 минуты и ушёл. Вернулся за нами и отвёл к подошедшей машине. Вся процедура заняла минут 5, не больше. Он усадил нас в машину и сказал: "Ничего платить не надо, я обо всём договорился". Мы не успели открыть рот, чтобы возразить, едва успели сказать спасибо нашему спасителю и мгновенно улетели... Ещё через 10 минут уже были в отеле, так и не поняв, что это было!?

Вот на такой счастливой ноте закончился этот интересный, очень насыщенный день. Мы в который раз убедились, что хорошие люди есть везде, и нам с ними всегда везёт!