Новогоднее путешествие 2019. День 6-й. Муром - Владимир.

День 6-й. 6 января.

В последний день путешествия мы решили посмотреть ещё один монастырь Мурома - Спасо-Преображенский - мой любимый, я была там уже 3 раза.

Погода была настолько пасмурной и серой, что, честно говоря, к прогулкам не располагала. Одно радовало - в монастыре практически не было людей - то ли из-за погоды, то ли из-за раннего времени суток.

Спасо-Преображенский мужской монастырь впервые упоминается в русских летописях в 1095/96 гг в связи с междоусобным столкновением между Олегом Святославичем (сын Черниговского князя) и Изяславом Владимировичем (сын Владимира Маномаха). В битве под Муромом погиб Изяслав и был погребен а Спасском монастыре (позднее его тело перенесли в Софийский собор Новгорода).

Дальнейшие сведения о монастыре отсутствуют до начала XVI века. В середине того же века после похода Ивана Грозного на Казань в городе возводятся несколько кирпичных храмов, среди них и Спасо-Преображенский собор (предположительно в 1554 г). В настоящее время он является древнейшим из сохранившихся храмов Мурома.

Спасо-Преображенский собор и Покровская церковь

В 1550-1560 гг в монастыре возвели ещё два кирпичных храма - Покровский и надвратный Кирилла Белозерского. Оба храма были полностью перестроены в XVII - XIX веках.

В декабре 1615 года на Муром напал польско-литовский отряд пана Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Разграбили церкви, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни. Монастырь был восстановлен и украшен на пожертвования русских царей и местной знати.

В конце 1680 годов на территории монастыря возводится уникальная, единственная в городе 2-х этажная церковь Покрова Пресвятой богородицы.

В то же время строятся палаты настоятеля - первая кирпичная гражданская постройка города.

Палаты настоятеля

Церковь Сергия Радонежского, построена в 2005 году

В 1918 году монастырь был закрыт по обвинению в агитации против советской власти. Все церковные ценности были изъяты. В 1925 году собор передали краеведческому музею, в 1927 - сдали в аренду 41-му стрелковому полку. Говорят, стрельбище было устроено на месте бывшего древнего некрополя...

С 1930 по 1995 гг территорию монастыря занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещались училище связи, полк связи, учебный полк связи... Воинская часть покинула территорию монастыря только в 1995 году.

С тех пор ведутся интенсивные работы по восстановлению древней обители.

На территории очень красиво!

К рождественским праздникам устроен вертеп. Даже овечки имеются...

Мы одну купили:)

Но особенно красиво здесь, конечно, летом!

После Спасо-Преображенского монастыря решили посетить ещё одну церковь, которую увидели издалека.

Это оказался ещё один монастырь, о котором мы раньше не знали - Свято-Воскресенский женский.

Начало Воскресенского монастыря местная легенда связывает с именами муромских князей Петра и Февронии, живших в XIII веке. Однако, первое описание деревянной Воскресенской церкви относится только к 1624 году. Рядом стояла другая деревянная церковь - Введенская, а также деревянная колокольня с 8-ю колоколами.. Обителью с 16-ю монахинями управляла старица Мариамна...

Во второй половине XVII века возведены кирпичные храмы на средства купца Авраама Черкасова. Имена зодчих неизвестны.

Монастырь просуществовал до 1764 года. Его упразднение было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими и оставались таковыми вплоть до закрытия в советское время. Здания сначала использовали как складские помещения, в 1970-1980 гг в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция, в 1990-е годы храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии.

Сейчас ведутся восстановительные работы. Выглядит так, как будто это начальная их стадия... Но есть надежда, что когда-то здесь будет красиво! Народ есть, главный храм - действующий.​

На этом вся запланированная нами программа была выполнена. К 12 часам погода наладилась, выглянуло долгожданное солнышко!

А нам пора в обратный путь...

Фотографируем на выезде памятник Илье Муромцу - одному из самых знаменитых уроженцев города!

Дорога радовала!

Погода наладилась...

... время ещё было не позднее, а навигатор показывает всего 317 км пути.

К тому же, завтра на работу не идти, каникулы продолжаются!

И мы решили ради такого случая заехать ещё и во Владимир! Ненадолго, только посмотреть храмы.

Успенский собор прекрасен даже издалека!

Место, где оставить машину, нашли не сразу. Но оно оказалось удачным! На улице Столетова, напротив дома-музея Столетова (навигатору можно задать адрес: ул. Столетова, 3). Здесь же оказалась столовая, в которой мы замечательно пообедали после прогулки.

По улице Большой Московской отправились в сторону главных храмов города - Дмитриевского и Успенского соборов.

Первое, что мы увидели - красивые ворота и церковь за ними. Оказалось, что это Богородице-Рождественский мужской монастырь.

Заглянули!

Это один из древнейших монастырей города, основан в 1192 году великим князем Всеволодом Юрьевичем...

Подробно монастырь не изучали, спешили посмотреть любимые храмы, особенно, Дмитриевский, пока солнце не скрылось за тучки. Владимирские храмы в представлении не нуждаются. Поэтому, здесь только фотографии.

Дмитриевский собор, 1191 год

Богородице-Рождественский монастырь

Дмитриевский собор

Успенский собор​

Памятник основателю города князю Владимиру Красное Солнышко.

Возвращаемся назад по Большой Московской улице:

Снова мимо Богородице-Рождественского монастыря:

День завершился прощальным обедом в столовой рядом с парковкой, где была оставлена машина.

Быстро, вкусно и недорого. Как мы любим! Ещё и оформление интересное!

Вот и закончилось очередное путешествие в зимние каникулы. Мы посетили 3 города - Нижний Новгород, Йошкар-Олу и Муром, на пару часов заехали во Владимир.

Какие можно сделать выводы?

Нижний Новгород в очередной раз порадовал!

Йошкар-Ола не разочаровала. Скорее, приятно удивила.

Муром... Я ожидала от зимней поездки большего. Очевидно, пасмурная погода сыграла свою роль, и я поняла, что в Муром лучше приезжать летом. Самым интересным в Муроме была встреча и общение с друзьями - Светланой и Сергеем, совместные посиделки и прогулки.

Да и всё путешествие было богатым на встречи с друзьями. Два виртуальных знакомства стали реальными - по пути "туда" мы встретились и пообщались со Светланой и Михаилом Кормишиными, В Нижнем Новгороде - с Оксаной Золотницыной.

А наши давние друзья - Алёна и Андрей, остаются родными и близкими. С ними комфортно и интересно!

Для написания статьи использовался исторический очерк-путеводитель по Мурому В. Я. Чернышева.