Новогоднее путешествие 2019. День 5-й. Муром.

Я была в Муроме уже 3 раза! В первый - в июле 2010-го, когда мы с Игорем решили пожениться в мой день рождения, а на следующий день отправиться в путешествие в Муром. При подготовке к путешествию я с удивлением узнала, что 8 июля, оказывается, праздник - "День семьи, любви и верности", и что мощи Петра и Февроньи - покровителей семьи - находятся как раз в Муроме.

Город очень понравился, поэтому были ещё вторая и третья поездки в Муром - обе летом. Но мне ещё хотелось посмотреть город зимой. Есть 2 города в России, которые мне зимой понравились больше, чем летом - это Вологда и Великий Устюг. Хотелось увидеть ещё и белый зимний Муром. И вот, в ходе нашего новогоднего путешествия на восток от Москвы, мы решили посвятить Мурому целый день, вечер и утро.

Муром по праву считается одним из древнейших русских городов. Впервые в русских летописях он упоминается в 862 году. Однако на том месте, где ныне стоит город, люди жили очень давно. Об этом свидетельствуют найденные в окрестностях города многочисленные наконечники стрел, каменные орудия труда, относящиеся к эпохе древнего каменного века. Впоследствие, в VIII-IX веках здесь обитало финно-угорское племя мурома, давшее имя городу на Оке - Муром...

День 5-й. 5 января.

Этот день был полностью посвящен прогулкам по Мурому.

В городе 4 монастыря - Спасо-Преображенский, Благовещенский, Троицкий, Воскресенский.

В первую очередь мы отправились в Троицкий.

Свято-Троицкий женский монастырь знаменит прежде всего тем, что в его Троицком соборе находятся мощи святых Петра и Февронии Муромских. Повесть о Петре и Февронии можно прочитать здесь.

Монастырь был основан в середине XVII века купцом Тарасием Цветновым. На месте деревянной церкви XII века во имя святых князей Бориса и Глеба в 1642-1643 году был выстроен Троицкий собор в стиле русское узорочье.

На территории монастыря - ещё два храма - надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с многоярусной колокольней и деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, привезённый в 1975 году из соседнего Меленковского района и являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века.

Особенно здесь красиво летом!

Рядом с Троицким женским монастырём находится Благовещенский - мужской.

Свято-Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Её сооружение церковное предание приписывает князю Константину Святославичу - сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Из жития князя Константина видно, что жители Мурома долгое время исповедовали язычество. Прослышав об этом, князь Консантин выпросил у своего отца Муром, чтобы обратить его жителей в христианскую веру. В этом деле ему помогали сыновья Михаил и Фёдор. Муромские язычники убили старшего сына князя, Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своём злодеянии и приняли крещение.

Вскоре на "Старом Вышнем городище", как называлось в те времена это место, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. В 1547 году князь Константин и его сыновья Михаил и Фёдор были причислены к лику святых.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о победе и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые поставили в новом Богоявленском соборе. Вскоре после сооружения храма, в 24 января 1554 года, учредили Благовещенский мужской монастырь.

В 1615 году монастырь сильно пострадал от нашествия польско-литовского отряда, однако в середине XVII века восстановлен, перестроен. Появились новые храмы - Иоанна Богослова в 1652 году, миниатюрный кирпичный надвратный храм во имя первомученика архидиакона Стефана (в 1655 году), в 1664 году коренной перестройке подвергся обветшалый Благовещенский собор, рядом с ним в конце XVII века построили высокую шатровую колокольню. Вероятно, все работы велись на средства купца Богдана Цветного. Позже он принял постриг в этой обители под именем старец Тихон...

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Монахи поселились в городе, но продолжали служить в соборе. В 1940 году собор был закрыт, но в 1942 году вновь открыт. До 1991 года Благовещенский собор был единственным действующим храмом города. В сентябре 1991 года в монастыре возобновилась иноческая жизнь.

Благовещенский собор и колокольня

Внутри храма очень красиво! Однако, фотографировать строго запрещено. Удалось сделать только одно фото - верхнее, другие два позаимствованы из интернета. Не понимаю, почему нельзя фотографировать в российских храмах... Слава богу, не во всех!

Церковь святого Стефания

Настоятельский и келейный корпуса

Посетив два монастыря, мы продолжили прогулку по городу. Решили посмотреть интересную церковь - Николо-Набережную. Отправились к ней по улицам Тимирязева и Плеханова...

... фотографируя по пути всё, что попадалось интересного:

Церковь Николая Чудотворца (она же Николо-Набережная) расположена на береговой террасе реки Оки. Впервые в документах 1574 года упоминается деревянная церковь, которая была разобрана за ветхостью в конце XVII века. В 1700 году начато строительство нового кирпичного храма на средства московского священника Дмитрия Христофорова, имеющего муромские корни. Строительство продолжалось долго - 17 лет. Первоначально был возведен только основной объем храма, трапезную пристроили в 1803 году, а в 1847 - расширили. В том же 1847 году построили и колокольню. Церковь закрыли в 1940 году, использовали под склад. В 1990 Николо-Набережную церковь передали Владимиро-Суздальской епархии.

Церковь мне очень нравится! Какая она нарядная! Как ей идёт жёлтый цвет!

А вот как выглядит Николо-Набережная церковь летом:

Пришло время обеда. Мы поднялись от реки обратно в центр города - к Гостиному двору. Кто-то посоветовал нам кафе "Барин" - за вкусную и недорогую еду.

Интерьер оказался очень уютным. Еда - не ресторанной, скорее, столовской. Однако, вкусной и недорогой.

Это был прощальный обед - Светлана и Сергей в этот день возвращались в Москву.

С новыми силами пошли гулять дальше. Вернее, в обратный путь - в сторону улицы Ленина к нашей гостинице..

Возникает вопрос: почему здесь так много новогодних ёлок? Оказывается, каждое предприятие подарило к Новому году своему городу ёлку. Их интересно рассматривать! Ёлка поликлиники, например, украшена клизмами, шприцами и т.п.))

Здесь мы простились с друзьями.

Было это около 4-х часов дня. А что было дальше - не помним - ни я, ни Игорь... И ни одной фотографии нет. То ли сказалась моя никак не желающая отпускать простуда, то ли грусть расставания ...

Осмотр оставшихся двух монастырей Мурома оставили на завтра.

Об этом - в следующей части.

Для написания этой статьи использовался исторический очерк-путеводитель "Муром", написанный

В. Я Чернышевым, издание 2017 года.