top of page

Павловск.


Мы побывали в Павловске 26 февраля 2017 года в ходе нашей 4-х дневной поездки в Питер.

До этого я уже была здесь 2 раза - в 1982 и в 1999. Ни дворец, ни парк не произвели на меня тогда сильного впечатления, особенно, в сравнении с Петродворцом и Царским селом. В этот раз всё было по другому. Нам повезло с экскурсоводом! Татьяна Евгеньевна рассказывала так интересно, с такой любовью, что перевернула наше представление об императоре Павле I, к которому до этого дня я не испытывала никаких симпатий, а в его жену заставила просто влюбиться...

Но, раз уж я решила написать о Павловском дворце отдельную статью, придётся немного рассказать об истории его создания.

В XVIII веке земли, расположенные в нескольких километрах к югу от Царского села на берегу реки Славянки - притока Невы и когда-то входившие во владения Великого Новгорода, принадлежали Швеции. Однако, в ходе Северной войны земли были возвращены России, а в середине XVIII века стали частью царскосельских охотничьих угодий. В 1777 году государыня Екатерина II подарила эти земли своему сыну Павлу в связи с рождением у него сына Александра - первого внука Екатерины. В том же 1777 году для Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны в имении были построены 2 небольших деревянных дворца, но уже в 1779 году Екатерина II распорядилась привлечь к работам в Павловске замечательного мастера - шотландца Чарльза Камерона. В 1882 году на высоком холме над Славянкой Камерон заложил новый дворец - элегантную виллу и распланировал гигантский парк, ставший впоследствии одним из самых красивых и больших пейзажных парков в Европе.

Пока шло строительство, Павел Петрович и Мария Фёдоровна под псевдонимом графа и графини Северных отправились в путешествие по Европе. Они посетили Польшу, Австрию, Германию, Голландию, Италию и Францию. Как следует из переписки с управляющим имением К. Кюхельбекером, они тщательно контролировали строительство усадьбы и тратили огромные средства на приобретение произведений искусства для будущего дворца. В строящийся Павловск потянулись обозы с картинами, скульптурами, гобеленами, тканями, мебелью. Работы по строительству и оформлению дворца были в целом закончены в 1787 году. С 1784 года помощником Камерона стал итальянский архитектор и художник-декоратор Винченца Бренна , с которым Павел познакомился в путешествии, а в начале 1790 года Бренна возглавил архитектурные работы в Павловске. Им были созданы новые эффектные пейзажные композиции и переоформлены некоторые интерьеры дворца. В 1792 году в Павловске начал работать выдающийся итальянский декоратор Пьетро Гонзаго.

После вступления Павла I на престол в 1796 году имение Павловское получило официальное название "город Павловск" и статус императорской резиденции с почти неограниченным финансированием. После убийства Павла I в 1801 году Павловск стал личной резиденцией вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, которой её сыновья Александр и Николай сохранили колоссальное годовое содержание. Это позволило ей продолжить обустройство любимой усадьбы, где по её приглашению работали знаменитые мастера - Андрей Воронихин, Жан-Франсуа Тома де Томон, Карл Росси, Джакомо Кваренги. После смерти Марии Фёдоровны ансамбль Павловского дворца уже не претерпевал никаких значительных изменений.

В 1918 году Павловский дворец был национализирован и открыт как музей.

Во время 2-й мировой войны Дворец сильно пострадал, часть его коллекций пропала, но большинство всё же удалось спасти - эвакуировать или спрятать. Экскурсовод нам рассказывала, как работницы музея перетаскивали вручную тяжёлые античные статуи в один из дальних дворовых подвалов, закладывали вход кирпичом, тщательно маскировали, даже развешивали паутину. Дворец был захвачен немцами, но ценности так и не были найдены, хотя о том, что античные скульптуры находятся где-то во дворце, немцы знали. В день своего ухода из Павловска - 24 января 1944 года немцы подожгли дворец. От великолепного дворца остались обугленные кирпичные стены.

Парк был уничтожен полностью.

"Ленинградские власти быстро приняли решение: восстановить Павловский дворец невозможно. Да и не нужно. От этого идеологического бельма военные и партийные руководители города предлагали избавиться еще в 1941-м, когда немцы стремительно продвигались к Ленинграду: предложения сжечь дворец вместе со всем содержимым звучали громко и часто.Павловск — одно из тех мест, существование которых кажется нам привычным и естественным. «Жемчужина в ожерелье дворцово-парковых ансамблей Северной Венеции». Не было бы этой «жемчужины», не было бы и всего «ожерелья», если бы не одна женщина — молодая, невысокая, хрупкая, в смешных очках. Анна Ивановна Зеленова, назначенная директором Павловского дворца-музея в 1941 году, стала легендой еще при жизни.

В 1944-м ей удалось дойти до «самого верха» и изменить решение властей, ей удалось уже весной начать то, что позже назовут «подвигом века» — возрождение пригородных дворцов-музеев и парков Ленинграда. Именно Павловск Зеленовой стал первым дворцом, полностью восстановленным из руин.

Именно здесь родилась та школа, которую прошли все послевоенные музейщики и реставраторы.- Все-таки личность в истории многое значит. Не было человека более самоотверженного и преданного своей работе, чем Анна Ивановна. В 1944-м она ездила в Москву и добилась того, чтобы дворец в Павловске реставрировали в первую очередь. Позже, в 1950-е, она писала Молотову, Косыгину, Вышинскому, встречалась с Ворошиловым — благодаря своей ‎п‎р‎е‎д‎п‎р‎и‎и‎м‎ч‎и‎в‎о‎с‎ти‎ ‎и‎ ‎п‎р‎и‎н‎ц‎и‎п‎и‎а‎л‎ь‎н‎о‎с‎ти она всегда умудрялась добиться всего, что было нужно Павловску, — рассказывает Людмила Валентиновна Коваль, главный специалист музея-заповедника по научной работе. — Просто Анна Ивановна безмерно любила Павловск, она считала его лучшим местом на Земле"...Источник: http://www.klopp.ru/texts/238580-bitva-za-dvorec-pavlovsk.html (советую полностью прочитать эту статью).

Павловский дворец восстанавливали почти 35 лет - до 1978 года, когда Павловск стал первым дворцом, полностью воссозданным из руин, работы продолжаются и сейчас.

Личность Павла I неоднозначна.

Многие его ругают. Но из уст нашего экскурсовода я услышала столько хорошего, что невольно прониклась уважением. Во-первых, он был человеком высоко образованным. "В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время". И его бабушка - императрица Елизавета Петровна и впоследствии мать - Екатерина II заботились о том, чтобы наследник получил хорошее образование. Его учили истории, географии, арифметике, Закону Божию, астрономии, русскому и иностранным языкам (французскому, немецкому, латинскому, итальянскому), рисованию, фехтованию, танцам...

Когда Павел потерял отца, которого очень любил, это стало для него настоящей трагедией. Мать же, Екатерина II, никогда не любила сына, во-первых, потому, что он напоминал ей нелюбимого мужа - Петра III, а во-вторых, она считала его соперником в борьбе за престол. Кроме того, сразу после рождения Елизавета II отобрала у Екатерины сына, тем самым лишив её возможности и воспитать его, и полюбить... Возможно, по этим причинам, характер у Павла получился столь неуравновешенным...

В отличие от матери, да и от отца, из Павла получился прекрасный семьянин.

Его первый брак окончился трагедией - его любимая жена Наталья Алексеевна (урожденная принцесса Вильгельмина Гессен-Дармштадтская) умерла при родах в 1776 году. В том же году Павлу подобрали новую невесту - Софию-Доротею Вюртембергскую (которая после перехода в православие стала именоваться Марией Фёдоровной).

Павел сам ездил за ней в Берлин. Он писал матери: "Я нашёл свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ея, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою". Их брак был счастливым, он основывался на любви и уважении. У Павла Петровича и Марии Фёдоровны родились 10 детей - 4 сына - Александр, Константин, Николай и Михаил (двое из которых впоследствии правили Россией целых полвека) и 6 дочерей - Александра, Елена, Мария, Екатерина, Ольга и Анна. Смертность в детском возрасте была острейшей проблемой той эпохи, но из 10 детей Марии Фёдоровны до взрослого возраста дожили девять — во младенчестве умерла только дочь Ольга. В отличие от других русских императриц, жена Павла считала, что хорошая женщина должна посвятить свою жизнь рождению и воспитанию детей, заботам о муже и бережливому и мудрому ведению хозяйства...

Мария Фёдоровна принимала самое активное участие в создании как самого дворца, так и знаменитого Павловского парка. Можно сказать, что Павловский дворец во многом был её детищем. Мария Федоровна обладала художественными способностями. Рисовальщица и ваятельница, она оставила целый ряд изящных миниатюр и тонких камей. Занималась резьбой по кости, лепила из воска, писала маслом. Исполнила портреты своих детей, Павла I, Екатерины II. У неё был даже токарный станок, ножки этого столика она сделала сама:

Столик установлен в парадной библиотеке Павла I

А теперь о некоторых залах дворца.

Вход во дворец лежит через Египетский вестибюль, созданный Камероном в 1786 году и переоформленный после пожара 1803 года по проекту Воронихина.

Стены декорированы гипсовыми медальонами с изображением знаков Зодиака.

Из Египетского вестибюля по красивой лестнице поднимаемся на бель-этаж, где находятся парадные помещения.

Первый из их - Итальянский зал:

Купол Итальянского зала с отверстием для освещения

Спроектированный Чарльзом Камероном Итальянский зал, над убранством которого работали архитекторы Бренна и Воронихин, получил свое название за стилизацию интерьера под знаменитый римский Пантеон. В нишах - античные скульптуры:

Стены украшают 10 барельефов II - XVI веков, находящиеся здесь с конца 1780 гг.

Греческий зал был оформлен в 1780 годы Бренной в объеме, созданным Камероном.

По периметру установлены великолепные колонны из зеленого искусственного мрамора. После пожара 1803 года здесь были установлены привезенные из Михайловского замка камины, на каминных полках - китайские вазы, французские часы и канделябры.

Мне особенно понравились светильники, выполненные в виде подвесных мраморных чаш по проекту Варонихина.

Зал украшают копии античных скульптур и гарнитур из кресел и диванов , выполненных в стиле Ампир на знаменитой французской фабрике в Бове.

Самый красивый и необычный зал, на мой взгляд, - библиотека Росси, названный так в честь построившего его в 1820-е годы великого зодчего. Этот зал реконструирован недавно. Мебель из карельской берёзы, расписанные гризалью в античном стиле цилиндрические своды придают помещению утонченную строгость.

Здесь находилось огромное (20 тысяч томов) дворцовое собрание книг на всех европейских языках. Большая часть книг была вывезена фашистами в Германию, но сейчас частично возвращается в Павловский дворец, совсем недавно - в прошлом году была возвращена из Германии часть бесценных книг...

Такую же форму, как и Библиотека Росси имеет Картинная галерея, занимающая пространство южного полуциркуля дворца, этот зал служил парадным коридором:

Очень уютен Ковровый кабинет. Кабинет был спроектирован Бренной в 1790 году для размещения гобеленов, подаренных Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне Людовиком VI после посещения ими в 1792 году Королевской гобеленовой мануфактуры.

От экскурсовода мы узнали, откуда возникло слово "гобелен". Оказывается, в начале XVII века во Франции в Парижском предместье Сен-Марсель в поместье, принадлежащем семье Гобеленов, поселились фламандские мастера, которые изготавливали ковры. Таким образом, ковры получили название "гобеленов" по фамилии владельцев поместья. Настоящими гобеленами раньше считались ковры, произведенные именно на фабрике Гобеленов.

Подлинные гобелены из Коврового кабинета, вытканные в 1776 году мастером П. Ф. Козеттом, находятся в Музее Гетти в США (были проданы советским правительством в 20-е годы), их место занимают аналоги: брюссельские шпалеры и французский гобелен XVIII века.

В роскошную, но элегантную обстановку Кабинета входит письменный стол Павла I.

Как и Ковровый кабинет, интерьер зала Библиотека Марии Фёдоровны был оформлен В. Бренной для размещения гобеленов, подаренных Людовиком XVI.

Но меня привлекли не гобелены, а книги и скульптуры...

А особенно - прекрасные полы.

...и мебель.

Парадная спальня - дань приверженности Павла этикету французского двора Людовика XVI. В Павловске парадная спальня появилась в первой половине 1790 годов, еще до вступления Павла на престол.

В каждой комнате фотографировала прекрасные люстры.

Во дворце множество залов, у меня множество фотографий, но я решила ограничиться тем, что уже показала, чтобы не утомлять читателей. Напоследок - несколько видов из окон дворца на прекрасный парк и природу вокруг:

... и картина, которая меня поразила, при всей её кажущейся банальности...

С какой стороны ни подойдёшь к этому амурчику, его стрела всегда направлена на тебя - ты проходишь мимо, а лук со стрелой поворачиваются (как глаза Джоконды Леонардо да Винчи, которые всегда смотрят на зрителя)!

К сожалению, нам не удалось погулять по прекрасному Павловскому парку, в этот день нам ещё предстояло добраться до Москвы.

Ну да будет повод вернуться и, желательно, летом!

Для написания этой статьи использованы материалы из путеводителя "Павловск. Дворец и парк", купленного нами во дворце.

bottom of page