Удивительная Грузия. Часть 13-я. Сванетия.

Сванетия, вернее, Верхняя Сванетия (которую мы посетили в этом путешествии) - одно из самых красивых мест в Грузии. Эта горная "страна" расположена на северо-западе Грузии. Со всех сторон Верхняя Сванетия окружена горами - с севера и востока её окаймляет Главный Кавказский хребет, по которому проходит граница с Россией, с юга - примыкающий к Главному Кавказскому хребту Сванетский хребет, который замыкает Верхнюю Сванетию с востока. С запада район отделен хребтом Хурум от Кодорского ущелья. Сванетия - самый высокогорный заселённый район Кавказа, а село Ушгули, расположенное на её территории, - самое высокогорное поселение Европы. В Сванетии находится самая высокая гора Грузии - Шхара, её высота - 5201 м.

Основное население - сваны. У них суровый нрав и свой специфический диалект, который сильно отличается от грузинского языка. Религия сванов - смесь христианства и язычества.

Самое интересное в Сванетии - прекрасная природа и знаменитые сванские башни, которые строились в VIII - XIII веках, скорее всего, в оборонительных целях. Сваны никогда сами не начинали ни одной войны, хотя постоять за себя могли. Этот край никогда не подвергался полному разрушению - его не покорили монголы, сюда не добрались персы, даже советская власть не оказала особого влияния на быт и культуру этого края. Многое здесь сохранилось в первозданном виде.

Столица Верхней Сванетии - посёлок городского типа Местия находится на высоте около 1500 м над уровнем моря. Добраться туда можно на автомобиле или самолёте (в 2010 году здесь открыли аэропорт имени царицы Тамары). Местия - центр высокогорного туризма и альпинизма, а также горнолыжный курорт.

День 9-й. 18 июня. Воскресенье (продолжение).

Дорога длиной в 167 км заняла у нас насколько часов. Во-первых, она очень красивая, мы часто останавливались фотографировать. Во-вторых - очень страшная - для меня, человека, который боится высоты. Последние 100 км мы ехали со скоростью 40-50 км в час, я служила постоянным тормозом, нервируя водителя своим "тихо-тихо-тихо...". Было несколько участков без асфальтового покрытия, к тому же, мокрых... Однако, боялась только я одна. В целом, дорога всё-таки хорошая, проходима для любого автомобиля. На обратном пути даже мне страшно не было.

Долго ехали вдоль водохранилища, которое образовалось в результате строительства ГЭС на реке Ингури.

Вдоль дороги часто попадались вот такие пасеки:

Главная река Верхней Сванетии - Ингури:

Везде коровы!

Теперь я знаю, где находится "край непуганых коров", о котором поёт Тимур Шаов в своей песне "Мы поедем на природу" - в Грузии!

Коровы - хозяева дорог. Они ходят, стоят, лежат, не обращая никакого внимания на машины, их приходится всё время объезжать, и понятия "сплошная линия" в Грузии, кажется, не существует - по той простой причине, что её приходится всё время пересекать.

В Местию мы приехали уже к вечеру. Городок очень интересный. Первое (моё) впечатление - попали в XIX век на съёмки какого-нибудь американского вестерна.

Много туристов, в том числе, иностранных. Например, в нашем гостевом доме жили альпинисты из Канады.

Немного про гостевой дом. Guest House Kaldani я выбрала из-за того, что он расположен практически в центре города, цена номера была приемлемой, а отзывы туристов - очень хорошие (оценка на букинге - 9.1).

Вид из окна номера Алёны и Андрея:

Самым большим минусом для меня являлось отсутствие удобств в номере. Номер с удобствами по приемлемой цене в Местии я не нашла, несмотря на то, что бронировала почти за год. Алёне с Андреем повезло больше. Они бронировали за месяц до поездки. Видимо за те 10 месяцев, которые прошли с момента моего бронирования, в гостевом доме сделали единственный номер с удобствами, который им и достался.

Хозяева - приятные люди. Они, правда, не сваны, а беженцы из Абхазии. Особенно мне понравилась хозяйка.

Наш номер (согласно брони букинга) стоил всего 50 лари, что очень удивило хозяина (получается, что цену назначил букинг, а не он сам).

Номер был крошечным - поместилась только кровать. Не было ни шкафа, ни даже вешалки. Впрочем, отсутствие шкафов в гостиницах Грузии удивило меня не в первый раз в этом путешествии. Это можно пережить, но только один день. Все вещи в чемодане, который находится прямо под ногами - лично мне это не удобно.

Зато завтрак здесь был самым обильным и самым вкусным за всё путешествие. Но это было завтра...

А сегодня уже наступил вечер, и нам где-то нужно было поужинать, тем более, что пообедать в дороге не удалось. Нам посоветовали кафе "Малат" - за приемлемые цены, но главное - за живую музыку - грузинское многоголосье! Я очень хотела попасть на подобный концерт, и вот мечта сбылась!

Кафе находится в красивом месте - над рекой Местиачала - примерно в 300-х метрах от центральной площади и 650 от нашего гостевого дома.

Река Местиачала

Вид на сванские башни с моста над рекой Местиачала

Кухня была довольно вкусной, но не восхитительной (как мы уже привыкли в Грузии). И порции не большие.

Но ради прекрасной музыки я бы всем посоветовала посетить в Местии именно это кафе! Мы получили огромное удовольствие!

После окончания концерта мы отправились гулять по ночной Местии, пытаясь фотографировать красиво подсвеченные сванские башни.

Вот эта находится прямо напротив кафе - за мостом через Местиачалу:

В поисках красивых видов мы лазали по каким-то заброшенным дворам, в результате чего я провалилась в яму метровой глубины вместе с фотоаппаратом и штативом (-: Нога после этого болела ещё 3 недели...

Но никаких особенно красивых фотографий так и не получилось, в объектив всё время лезли то заборы, то провода...

Фото Алёны. Корова спит прямо на улице!

Фото Андрея. Центр города.

День 10-й. 19 июня. Понедельник.

Завтрак в гостевом доме был выше всяких похвал! Там было несколько видов салатов, омлет с разными овощами, творог, хачапури и даже оладушки, и ещё много всего - не упомнить. Меня восхитил горный мёд! Я совершенно равнодушна к мёду, видимо, меня им в детстве перекормили. Но здесь он был особенный, поэтому на обратном пути мы остановились возле одной из многочисленных пасек и купили энное количество бутылочек домой. Самый вкусный и необычный - каштановый.

В планах сегодняшнего дня была поездка в Ушгули, мы даже вчера договорились с хозяином о том, что нас туда отвезут на внедорожнике. Но когда мы узнали, что длительность поездки - 6 часов (дорога длиной 47 километров занимает 2.5 часа в одну сторону) - расстроились. Ведь сегодня нам ещё предстояло доехать до Кобулети, а это 235 км, из которых 100 - "страшные" серпантины. К тому же утро было пасмурное, а днём обещали сильный дождь. От поездки в Ушгули пришлось отказаться. Мы решили полдня погулять по Местии и выехать в сторону Кобулети не позднее часа дня.

Как я уже писала, главная достопримечательность Местии - это башни. Фотографировать их сложно - почти всегда в объектив попадают провода, столбы и заборы...

В Местии 3 музея - этнографический, дом-музей альпиниста Михаила Хергиани и "Сванский дом" или музей семьи Маргиани. Мы решили посетить один из них - последний. Нашли не сразу, указателей нет. По пути Андрей сделал несколько прекрасных фото:

К сожалению, в понедельник музей был закрыт. Нам посоветовали найти хозяйку - Ларису и попросить всё-таки показать нам музей. Но Лариса сказала, что ей некогда - у неё уборка... Зато можно было подняться на башню, что мы и сделали. Виды на Местию с башни - прекрасные, даже во время дождя:

А потом пришла итальянская группа туристов, и их гид попросил у Ларисы ключи от дома - так мы попали на экскурсию в дом семьи Маргиани на итальянском языке (Алёна переводила (-: ).

Через верхнюю дверь мы заходили в дом, нижняя вела в подвал.

Главная комната сванского дома.

В комнате располагался очаг, а вокруг него - трон для хозяина и резные диваны для мужчин. Для женщин и детей предназначались обычные скамейки.

По периметру комнаты располагались животные (коровы и лошади), помещения для которых были отгорожены невысокой деревянной стеной с отверстиями. Через отверстия им подавали пищу. Животные служили людям для обогрева. Говорят, запаха не было, так как животных загоняли в помещение только на ночь и в сильные холода. Кроме того, дома отапливались и освещались хвойными дровами и лучинами, которые служили антисептиком. Люди спали на верхнем ярусе - на полятях, расположенных прямо над животными.

На 2-м этаже дома зимой хранилось сено, а летом это помещение использовалось для жилья. В подвале располагались запасы провизии и алкоголя.

Дом соединялся с башнями подземными ходами. При нападении врагов или во время схода лавин семья через подземный ход перемещалась в башню. Кстати, и сейчас входа на 1-й этаж башни нет, он абсолютно глухой, туристы по деревянной лестнице поднимаются сразу на 2-й этаж. Раньше в башню попадали либо через подземный ход, любо по лестнице, которая спускалась со 2-го этажа.

Башни обычно строились в 4 -6 этажей. На 2-м этаже хранились запасы продовольствия на случай осады. 3-й этаж был жилым. 4-й - оборонительным, там находились камни, которые, в случае чего, сбрасывались на головы нападавших. 5-й - наблюдательным.

У богатой и известной в Местии семьи Маргиани было 8 башен, построенных в XII - XIII веках. Сейчас сохранилось только 4.

И дом, и башни сейчас принадлежат государству, хотя находятся на земле Маргиани. Исторически их возводили члены семьи Маргиани, они ими и управляют.

Осмотрев сванский дом, мы отправились в центр города на новую площадь - Пьяцца. Там расположен центр туристической информации и очень необычный памятник - Царице Тамаре, установленный в 2011 году. "Реакция на этот памятник была неоднозначной. Сообщалось, что по мнению местийцев, этот памятник - не что иное как оскорбление святой царицы и всей Сванетии, и он должен быть вывезен с территории городских врат"(https://lookmytrips.com/57e4f2aaff93676cf20ecceb/pamiatnik-tsaritse-tamare-ff9367-81892). А по-моему, очень мило, особенно лошадь:

Мы бы гуляли ещё, но дождь и страх перед обратной дорогой нас подгоняли, пришлось уезжать. Я поняла, что допустила ошибку, забронировав в Местии всего одну ночь. Из-за этого мы не попали в Ушгули. Хочется приехать сюда ещё раз, как минимум на 2 ночи, лучше - на 3. Здесь много интересного!

Обратная дорога начиналась вот так:

Нас ждали 100 км серпантинов. Но я уже не боялась, ехали со скоростью около 60 км в час. Как только закончились самые опасные участки, погода наладилась.

Мы снова останавливались фотографировать:

К краю обрыва я подползала на карачках...

А на равнине снова наступило лето!

Мы приехали к морю! Но об этом - в следующей части...