История с географией (все мои путешествия). Часть 1-я.

"Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать…"

Иван Бунин

Со всех сторон получается, что я человек счастливый!

Самое интересное в жизни - это путешествия.

У меня их в жизни было вроде бы много, на самом деле - мало. На 10 лет вперёд маршруты уже составлены, хочется успеть очень много!

А где я уже была? На фэйсбуке предложили составить карту своих путешествий. Я и составила, получилось 26 стран, 256 городов, из них 145 - в России. Красивая карта получилась! Только на ней есть несколько ошибок, не понимаю, как так получилось, что отмечены точки в Казахстане и Армении (я там ещё не была)...

1970 - Одесса, Евпатория. В Одессу ехали на поезде с бабушкой, из Одессы в Евпаторию добирались на ракете. Обратно в Москву ехали на машине, мне было так плохо (укачало), что больше меня родители с собой в путешествия не брали!..

1976 - снова Одесса - с папой и сестрёнкой Наташкой были в пансионате "Золотые пески" под Одессой. Было классно! Воспоминания о самОй Одессе - Потёмкинская лестница, катакомбы и бар "Гамбринус". Ну а фотки, к сожалению - только пляжные:

1979 (училась в 10 классе) - первая поездка с мамой в Ленинград.

Летом ездила в Молдавию (Приднестровье) - мама пристроила меня с подружкой - Ленкой Утешевой - в "стойотряд". Сначала мы работали на Григориопольском консервном заводе, потом собирали яблоки и груши под Тирасполем.

1980 (весенние каникулы в 10 классе) - поездка во Львов с одноклассниками и классной руководительницей.

1981 (на 1-м курсе института). Январь - поездка с подругой Ольгой Логиновой в Ленинград - Ригу на туристическом поезде, ночевали прямо в вагонах.

В июне - поездка с однокурсниками на Иваньковское водохранилище.

В августе - 1-я поездка на озеро Селигер, на турбазу "Хатинь-бор".

1982. 2 короткие поездки с подругой в Ленинград. На новогодние каникулы - в Таллин. Жили в общежитии от завода "Эстикабель" - от папиной работы.

Летом - снова в Ленинград. Уже на 2 недели - (1-я половина августа).

С 15 по 29 августа - снова Селигер (Хатинь бор).

Селигер.

Я - в лодке. Машка - на крыше ещё не восстановленной Ниловой пустыни.

1983. Январь. Поездка в Киев на неделю, на зимние каникулы - с другом - медбратом Пашкой Будыкиным, с которым я познакомилась в Хатинь Боре и была влюблена 1.5 года. После совместной поездки любовь прошла! И теперь, спустя почти 40 лет, я точно знаю - ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В ПУТЕШЕСТВИЯХ!

Далее - поездка с Лёней Гуриновым (будущим мужем) и Машкой на 1 день в Ленинград. В сентябре было свадебное путешествие на 2 недели в Ленинград, а пока Лёня был в Магаданской области на практике, я одна ездила на Селигер. Чуть не забыла, в июне у меня тоже была практика - в Сумах. Оттуда мы с 2-я подругами съездили в Киев, Летом он прекрасен! Вот какой насыщенный путешествиями был 1983 год.

В 1984 году никуда не ездила - рожала и выращивала Юльку.. Изучала только ближайшие к даче окрестности, Сергиев Посад, например, тогда он ещё был Загорском.

Кажется, в 1985 или в 1986 Лёня отпустил меня одну - отдохнуть в любимый Ленинград - дня на 3, не помню...

1987. Юлька подросла, её уже можно было брать в путешествия. По совету дяди Вовы, с которым мы вместе работали в ЦНИИ "Комета", мы поехали в Севастополь - на 1.5 месяца. Сначала жили у его друзей Станичных в квартире, пока они были в России в байдарочном походе. Чтобы попасть в закрытый тогда город Севастополь, мне пришлось оформлять командировку.

Потом была целая история с Евпаторией! Мама купила нам с Юлькой путёвку в район Саки, пансионат "Приморский". Окна нашего номера выходили на юг, никаких кондиционеров в те времена ещё не было. Было страшно жарко, но окно открыть было нельзя - даже днём в комнату сразу врывался рой комаров! За сутки ребенка искусали так, что живого места не было! Море было грязным, что там только не плавало... После чистого Севастополя мы там выдержали 2 дня, продали за копейки "питание", позвонили дяде Вове, и он нам нашёл другую квартиру своих друзей, где мы жили ещё 2 недели. А потом уехали в пригород Севастополя - Качу - там наши сотрудники были в командировке, нашли жильё и нам. Было здОрово! Несмотря на то, что Юлька была совсем маленькая, в Севастополе у нас была большая культурная программа: мы ездили на Сапун-гору, смотрели панораму Севастополя, побывали на мысе Фиолент, в Балаклаве, в заказнике "Мыс Айя", в Бахчисарае и пещерном городе Чуфут-Кале. Т. е, отдыхать было некогда...

1988. Главным путешествием года был опять Крым. Я взяла отпуск - 28 дней и 2 недели за свой счёт. Дядя Вова подарил мне путеводитель "Геологические экскурсии по Крыму", и мы с Лёней и Юлькой пошли в настоящий поход - с рюкзаками и палатками. На поезде доехали до Феодосии, оттуда на кораблике до Крымского Приморья. А дальше мы собирались дойти пешком до Алушты. Сейчас, изучив карту, понимаю, что мы были очень самонадеянны и наивны!

Однако, до Рыбачьего мы всё-таки добрались (где-то шли вдоль берега, где-то ехали на автобусе). Больше всего нам понравился Новый свет, и, встретившись в Рыбачьем с друзьями - Ольгой Логиновой и Юрой Комосовым, мы вернулись в Новый свет и пожили там в палатках неделю или 2, не помню. Потом, когда у Лёни кончился отпуск, мы вдвоём с Юлькой снова поехали в Качу.

1989. Самым интересным событием этого года было путешествие в Чехословакию - по комсомольской путёвке, Лёня в то время был секретарём комсомольской организации, Это была моя 1-я поездка за границу.

В 1990 году родился Тёмка, и мы никуда дальше дачи и Калуги не выезжали. Потом в 1993 был переезд, развод, опять переезд, ремонт.

Новые путешествия начались в 1995, когда малыш достаточно подрос.

Или по-другому, в 1995 году началось ВСЁ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЖИЗНИ и продолжается до сих пор!

В июле 1995 мы всемером - я, Юлька, Тёмка, Юра, Оля, Лёшка и Димка Комосовы - снова ездили в Крым. На этот раз жили в Кацивели. Через день ездили на экскурсии - Ялта, Форос, Симеиз, Алупка...

Вид на Кацивели с красивейшей нижней дороги в Симеиз.

Вид на Симеиз

В сентябре и октябре с дядей Вовой снова едем в Севастополь - вдвоём. Севастополь тогда ещё был закрытый город, границу приходилось обходить горами и морем.

Затерянный мир

Выбираться из затерянного мира пришлось с помощью попутной яхты!..

В мае 1996 - снова вдвоём - Севастополь, Черная речка, Большой каньон Крыма, Ай-Петри, Чёртова лестница

Севастополь, Херсонес

Пещерный город "Эски Кермен"

Ай-Петри

Над обрывом идти не страшно, когда внизу - облака

Маникюр по-крымски

В июле - уже вчетвером, вместе с детьми - Севастополь, Большой каньон Крыма, Кастрополь.

Севастополь. Южная бухта.

Большой каньон Крыма. Ванна молодости.

Ай-Петри

Скала Ифигения

Наша команда на пляже Кастрополя

Осенью было несколько экскурсионных автобусных поездок по Золотому кольцу - от работы (Госторгинспекции).

Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Нерехта. А зимой - в Ленинград.

Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.

В Ярославле очень понравился частный музей Джона Мостославского - тогда он назывался "Музей часов и музыкальных инструментов", сейчас называется "Музыка и время". На фото - хозяин музея Джон Мостославский. Он же проводил нам экскурсию.

В Угличе понравился музей восковых фигур, сейчас он называется "Мифы и суеверия русского народа", позже была в этом музее ещё дважды...

Женский монастырь в Нерехте

Ленинград. Пушкин. Екатерининский дворец.

В 1997 - в мае - Новый свет, Карадаг, Коктебель, Севастополь.

Сначала мы жили в Коктебеле. Классно было то, что в мае отдыхающих ещё не было, все пансионаты были пустые. Мы выбрали самый лучший - за копейки.

На Карадаг ходили гулять. Там заповедник, но мы выпросили разрешение на его посещение на Биостанции, нам выписали пропуск.

Карадаг. Золотые ворота..

В заповеднике познакомились с лесником Андреем и его женой Лилей. Парень закончил Симферопольский ВУЗ, но решил стать лесником и поселился на Карадаге. Потом женился. Домик у них очень маленький, кровать уместилась только двухярусная, электричества не было... Очень хорошие люди! Как они сейчас? Где?...

Андрей и его любимый Карадаг

На биостанции

После Коктебеля поехали в Новый Свет. Жили в башне "Замка", снимали комнату у тётеньки, которая работала на заводе шампанских вин. Такого вкусного шампанского, который она нам приносила с завода, я, казалось, не пробовала никогда в жизни!

На 1-м этаже башни замка - комната, в которой мы жили. Вид сказочный, а на самом деле было всё прозаично - комната в коммуналке, в туалет приходилось ходить, почему-то, на улицу... Не просто на улицу... на травку соседнего парка!

Красоты Нового света:

Здесь снимался фильм "Остров сокровищ"

Мыс Капчик и Голубой залив. Когда мы были здесь в 1988 году, здесь нельзя было не только купаться, даже подходить близко. Лесник очень строго охранял свои владения! В 1997 лесников уже не было, да и туристов в мае - почти никого!

В Новом свете сказочно красиво! Обычно туристы ходят только до "Грота Шаляпина"(там раньше выдерживали шампанское), в крайнем случае - до "сквозного грота" с летучими мышами в мысе Капчик. Мало кто доходит до вершины Караул Обы. Мы дошли.

Обнаружили там ещё одного туриста, дальше гуляли втроём.

Костя - наш неожиданный попутчик - на самой вершине Караул-Обы.

А ещё там есть "Рай" и "Ад". Я об этом прочитала когда-то в книжке "Геологические экскурсии по Крыму". Рай - это долина (правильнее - седловина), Ад - это ущелье (другое название "Адамово ложе"). Я здесь не в первый раз, но нашла не без труда...

Голубая бухта близ Севастополя

В июле с детьми отдыхали на базе отдыха Батилиман, потом снова ездили на Карадаг - показать его детям, познакомить с лесниками...

на базе отдыха "Батилиман"

Июль. Температура воздуха 25, воды 10! И так - 10 дней. Только в 1-й и последний день отдыха вода была тёплой!

В заказнике "Мыс Айя"

Вторая половина поездки - Карадаг: встреча с лесником Андреем...

Друганы

Юлька и добрейшие животные Андрея и Лили

Карадаг

В Лисьей бухте

В "абсолютно заповедной зоне". Яшма.

В октябре - снова Крым!

1998..

В этом году я во второй раз в своей жизни побывала за границей! В апреле с Ольгой Комосовой и Леной Слоновой ездили в Италию - с автобусным туром от фирмы "Нева". Были в Риме, Венеции, Флоренции, Сиене, Пизе, Неаполе и Помпеях. Больше всего понравилась Флоренция.

Рим. Колизей. Площадь Испании. Лестница на Капитолийский холм.

Ночной Рим

В Неаполе

Неаполитанский залив

Помпеи

Наша компания - Лена, Оля, Таня и 2 Олега

Венеция

В июле ввосьмером (я, д. Вова, дети, Машка, Серёжка, их дети) целый месяц провели в Крыму - Севастополь, Инжир (заказник Мыс Айя), Кастрополь.

В районе мыса Фиолент

Херсонес

На Инжире решили сначала поселиться на пляже. Я сразу была против этой затеи, но коренной крымчанин дядя Вова уверял, что в Крыму в июле штормов не бывает. В итоге на 2-й день пребывания нас смыло! Пришлось перебираться наверх.

Утро следующего дня. Собираем остатки вещей.

Шторм прекратился, но море стало очень холодным - на сутки.

Мыс Айя. Пещера в скале.

После 2-х недельного палаточного отдыха в заказнике, мы перебрались в Кастрополь (снимали домик) . Там множество великолепных пляжей на любой вкус. Главным развлечением здесь было купание..

... иногда - экскурсии:

Алупка. Воронцовский дворец.

Зубцы Ай - Петри.

А в сентябре была в командировке от Госторгинспекции в Израиль -Тель-авив, Иерусалим, Вифлеем, Мёртвое и Красное моря. Сказка!

Мёртвое море.

Эйлат. Красное море.

1999 год. Весной снова съездили в Крым - уже на машине, типа "в свадебное путешествие", втроём - с нами была сестрёнка, Наташка. Был поход в горы - на Узунджи; Кацивели, Севастополь.

В начале июня съездили в гости к Вове с Леной Рыбалка в Ленинград (уже Санкт-Петербург), на поезде. Это было просто замечательно! Белые ночи! Фестиваль пива! Купание в фонтанах (на улице было около 30 градусов!)! Петродворец! Ораниенбаум! Ладожское озеро, Карельский перешеек!

В Ораниенбаум попали во время съёмок Александром Абдуловым фильма "Бременские музыканты"!

Рядом с дворцом в Ораниенбауме - прекрасное озеро, мы устроили там пикник и искупались.

Ладожское озеро. Белая ночь. Пиво со свежекопченой свежекупленной рыбкой!

Поездка на Карельский перешеек. Река Вуокса.

Белой ночью на озере Мелководном.

Тоже ночью!

На острове.

Красоты озера Мелководного. Сплошные острова и островки! И все разные!..

А в июле была наша 1-я длительная поездка (на целый месяц) на машине по озёрам России - Селигер, Волго, Вельё. Ездили впятером - я, д. Вова, Юлька, Тёмка и Фаня. После этой поездки мы поняли, что летом путешествовать можно не только на юг! На севере - не хуже, а иногда и лучше!

1-я ночевка - на реке Тверца

Замечательный мыс - на озере Волго Тверской области - был весь наш!

На мысу

На Селигере. В поисках внутреннего озера острова Хачин - Белого озера.

На турбазе Хатинь Бор. Ностальгия. Когда-то - в 1981, 1982 и 1983 я здесь отдыхала.

Озеро Велье Новгородской области - одно из самых прекрасных озёр в России. Там 1000 островов! И очень мало народа...

Там мы познакомились с замечательной севастопольской компанией дяди Вовы - Станичными Риммой и Серёжей, Славой Суслиным и другими... Слава до сих пор - один из лучших наших с Игорем друзей.

Я сначала никак не могла понять, как можно уехать в отпуск из Севастополя на север?! Теперь, при всей моей любви к Севастополю, понимаю!

Вова Рыбалка (Рыба) с рыбой.