Удивительная Грузия. Часть 6-я. Тбилиси.

Путешествуя по Грузии, как можно проехать мимо её столицы? Хотя я предпочитаю маленькие уютные городки большим шумным мегаполисам...

День 5-й. 14 июня. Среда (продолжение).

Осмотрев храмы и монастыри в Мцхете и окрестностях, мы отправились в Тбилиси. На 16 часов у нас была заказана экскурсия. Тбилиси - большой интересный город, на который у нас было заложено совсем не много времени - полдня и утро. Помню, столько же времени мы однажды провели в Будапеште и не видели практически ничего. В этот раз решили воспользоватся услугами экскурсовода и не пожалели - за относительно короткое время он постарался показать нам самое главное.

Но об этом - чуть позже. Сначала мы приехали в гостиницу и снова ощутили на себе грузинское гостеприимство!

Это фото сделано во внутреннем дворике гостиницы. Нам пришлось минут 15 подождать хозяина. В это время нас угощали фруктами, холодным белым сухим вином (было жарко, поэтому вино пришлось очень кстати), сварили кофе. Когда приехал хозяин, распили ещё один графинчик вина, было уже не до заселения...

Вот так выглядел прекрасный особнячок, в котором мы жили.

Ровно в 16 часов приехал наш экскурсовод Сандро (который почему-то представился Сашей), посадил нас в свою машину и повёз показывать всё самое интересное в Тбилиси.

Мы оставили автомобиль где-то на Metehi Rise недалеко от главного Собора Тбилиси Метехи (41.690649, 44.811388) ...

и отправились на смотровую площадку у Собора, фотографируя и фотографируясь по пути..

Со смотровой площадки как на ладони видна древняя крепость - Нарикала, в которую мы отправились позже.

Экскурсия началась у храма Метехи, основанного в XII веке.

Храм расположен на берегу реки Куры на небольшой возвышенности. У Храма нелёгкая судьба. Его много раз буквально стирали с лица земли, но каждый раз вновь восстанавливали. Когда-то рядом с храмом стоял большой царский дворец, а все постройки были окружены мощными крепостными укреплениями. Во времена монголов дворец был разрушен, а храм поврежден. После того, как их изгнали с грузинской земли, храм был возведён вновь. В XV веке храм был снова разрушен, в этот раз персидскими захватчиками. В XVI-XVII веках восстановлен. Именно в таком виде он сохранился до наших дней. В XIX веке здесь была царская тюрьма, а во времена Берии его снова чуть не разрушили...

Перед храмом стоит бронзовая конная статуя основателя города Тбилиси Вахтанга Горгасали, установленная здесь в 1970 году.

Осмотрев церковь снаружи и внутри, мы отправились на другую сторону Куры через мост Метехи. Линия нашей прогулки на карте выглядела примерно так:

С моста очень красиво смотрится Метехи, памятник Горгасали является неотъемлемой частью картинки...

Перейдя Куру, мы отправились в археологическо-этнографический музей под открытым небом. Если бы не Сандро, нам бы ни за что не пришло в голову туда зайти - в списке музеев Тбилиси мы его не нашли. Однако, получили огромное удовольствие. Молодой археолог увлечённо рассказывал про свою работу и музей. Он показал нам множество экспонатов и раскопки. И всё это за 1 лари с человека! Возможно, туда и пускают не всех... Спасибо Сандро!

В этом месте при раскопках сначала нашли винные погреба, а глубже - бани.

После музея мы отправились смотреть знаменитые серные бани.

Кстати, слово Тбилиси произошло от "тбили" (тпили, тфили), переводится с грузинского как "тёплый" (источник).

Согласно легенде, Вахтанг Горгосали однажды охотился в эти краях. Его сокол, поймавший фазана, упал в горячий источник. Обе птицы сварились (по второй версии легенды, сварился только фазан). На этом месте было решено основать город.

Памятник соколу и фазану установлен рядом с тифлисскими банями. Очень колоритное место. Как и весь район Абанотубани. Попариться нам, к сожалению, не удалось - не было времени. Как-нибудь в следующий раз.

Бани построены в персидском стиле и представляют собой очень низкие приземистые сооружения, туристы ходят прямо по крышам бань.

Через башенки поступает солнечный свет:

С давних пор бани служили не только местом, где моются, но были своеобразными клубами по-интересам. По-моему, эта традиция сохранилась и сейчас:

Особняком от остальных бань стоит так называемая "пёстрая баня" (она же - голубая):

Тифлисские бани посещал когда-то А. С. Пушкин, о чём писал своём "Путешествии в Арзрум":

А Александр Дюма-отец, побывавший здесь в 1858 году писал так: "Два истязателя начали ломать мне суставы. Эта операция началась с последнего сустава пальца... Эти упражнения, которые, по–видимому, должны были вывихнуть мне члены, совершались удивительно естественно, не только без боли, но с чувством удовольствия...

Мешочек надулся и испустил мыльную пену, которой я покрылся с головы до пят. За исключением глаз, которые мне немного жгло, я никогда не испытывал более приятного чувства, как то, которое было произведено этой пеной, текущей по всему телу..."

Район Абанотубани очень живописен!

Над обрывом расположены красивые дома с характерными грузинскими балкончиками:

Фотографировать их хочется бесконечно!

Дорога превратилась в ущелье:

... которое привело к водопаду. Настоящий водопад в центре города!

Не здесь ли, случайно, был прикован Прометей?

Перейдя речку по деревянному мостику, мы сначала по винтовой лестнице, а потом по крутым улочкам поднялись к крепости Нарикала.

Там тоже есть церковь - Храм Святого Николая, построенный в 2004 году на старом фундаменте XII века.

... и даже небольшая пасека:

Цветок граната.

Время постройки крепости точно не известно. Возможно, она возникла здесь одновременно с основанием города, т. е. в V веке.

То, что мы можем видеть сейчас - остатки сооружений, построенных в XVI веке в период персидско-турецкой оккупации.

Главное достоинство крепости - виды на город с её смотровых площадок. Туда стоит подниматься только ради них. Подъём - совершенно не тяжёлый, по силам каждому относительно здоровому. Для ленивых имеется канатная дорога, её нижняя станция - рядом с площадью Европы.

Вид назад - на серные бани

Прямо над обрывам - храм Метехи, на заднем плане - новый храм Цминда Самеба.

Живописный обрывистый берег Куры.

Дома и домики

Храмы, храмы, храмы... самые разные! И новый мост (в народе называемый "памперс")

Пока мы любовались видами Тбилиси, на небе сгущались чёрные тучи. Мы поняли, что сейчас начнётся ливень! Пришлось спасаться с помощью канатной дороги.

Вот такое замечательное фото получилось у Андрея в вагончике канатки. Девочка совершенно очаровательна! Не хватает только вуали.. По произведённому на меня впечатлению эта картина напомнила "Танец в Буживале" Огюста Ренуара (если кто-нибудь понимает о чём это я)...

Через 5 минут мы были уже почти у машины. Осталось только добежать до неё и спрятаться. Дождь испортил все наши планы, вернее, планы Сандро. Он собирался показывать нам старый город. Из этого мало, что получилось...

Вот так мы и гуляли... Даже зонты были не у всех.

Сандро показывал нам интересные подъезды домов. "Парадные", как говорила моя бабушка.

Дождь не прекращался, поэтому мы решили поужинать, попросили Сандро отвести нас в какое-нибудь нетуристическое кафе, где ужинают грузины. Адрес, к сожалению, не записала, но всё было прекрасно - еда, обслуживание, интерьер.

После ужина мы зашли в винный магазинчик, рекомендованный Сандро. И прикупили n-ое количество бутылочек фирменного вина, чачи, коньяка - для подарков...

Тем временем дождь кончился! Мы снова гуляем по Тбилиси.

Решили отправиться на проспект Руставели. Сандро - очень интересный и увлеченный человек. Он нам готов был долго рассказывать про каждый дом. Вместо запланированной 3-4-х часовой экскурсии мы гуляли 8 - с 4-х часов дня до 12 ночи! Мне кажется, что он гулял бы ещё, если бы снова не пошёл дождь...

Я про каждый дом рассказывать не буду, вам расскажет Сандро (+555-95-33-40). У меня же - только несколько фотографий:

А эти фигурки - работы студентов института искусств. Их очень много, они расставлены по всему проспекту. Некоторые из них - очень интересны!

Все очень устали... Начавшийся дождь оказался кстати. Сандро отвёз нас домой, наказав обращаться к нему с любыми вопросами и проблемами, которые вдруг могут возникнуть в путешествии, а потом, когда мы уже уехали из Тбилиси, несколько раз звонил, узнавал, как у нас дела. Прекрасный человек, впрочем, иные нам в этом путешествии не попадались ни разу!

День 6-й. 15 июня. Четверг.

Всю первую половину дня решили посвятить Тбилиси.

В 10 минутах ходьбы от нашей гостиницы "B&B Old Tbilisi" находится самый большой храм Тбилиси и всей Грузии Цминда Самеба или Храм Святой Троицы. Его высота составляет 101 метр (такая же высота у Исаакиевского собора, Храм Христа Спасителя чуть выше - 103 метра). Храм построен в 1995-2004 гг, Об истории места, на котором построен храм, интересно почитать вот здесь. Если коротко, он построен на месте уничтоженного по инициативе Берии армянского кладбища, по слухам, на средства одного единственного человека - олигарха Бориса Иванишвили.

Мне очень понравилось это место. Причём, не столько храм, сколько весь Храмовый комплекс с прекрасным парком. Погода способствовала получению красивых фотографий.

Зелёный динозаврик

Кстати, ни одной фотографии самого Троицкого Собора нет ни у меня , ни у Андрея. Почему?

Видимо, против солнца не фотографировали, или более интересные объекты лезли в кадр... Пришлось украсть фото из интернета:

В этом храме мы впервые услышали грузинское многоголосье...

В дальнейшие наши планы входило ещё немножко погулять по городу. Нам рекомендовали посетить блошиный рынок на Сухом мосту. Туда мы и отправились. Линия нашей сегодняшней прогулки на карте выглядела примерно так:

Честно говоря, блошиный рынок меня не впечатлил, быстро его проскочили.

На овощном рынке задержались дольше, собираясь устроить пикник в горах.

На мосту Nikoloz Baratashvili

Дом юстиции (в народе называемый "грибы").

Памятник грузинскому поэту Николозу Бараташвили, современнику Пушкина. О том, что это вовсе не Александр Сергеевич, я узнала случайно только вчера. Там же мы были уверены, что это Пушкин, так похож... (-:

Последний кадр, сделанный в Тбилиси - у нашей гостиницы. Называется "итальянец".

Понравился ли мне Тбилиси (этот вопрос я задаю себе с сомнением)? Понравился... но без восторга. Я, действительно, предпочитаю маленькие городки. В Грузии моими любимыми стали Мцхета и Сигнахи. Хочу ли я посетить Тбилиси ещё раз? Безусловно, хочу. Я ещё здесь многого не видела.

А наш дальнейший путь лежит в Алазанскую долину. Сегодня мы должны приехать в Сигнахи, посмотрев по пути Давидо-Гареджийский монастырь. Об этом - в следующей части.