Удивительная Грузия. Часть 5-я. Мцхета.

Древняя столица Грузии - маленький, красивый и уютный городок Мцхета - находится в 20 километрах от Тбилиси в месте слияния рек Арагви и Куры.

Мцхета - древнейший город Грузии. Он был основан приблизительно в V веке до н. э. и являлся столицей на протяжении 1000 лет, пока в V веке уже нашей эры не был построен Тбилиси. При этом Мцхета осталась религиозной столицей страны.

Именно в Мцхете в 334 году Грузия приняла Христианство.

В Мцхете несколько древних интересных и очень значимых монастырей и церквей : Джвари, Светицховели, Самтавро, Шао Мгвине.

В Мцхете очень уютный центр города, где приятно просто не спеша погулять.

Думаю, Мцхета стоит того, чтобы остановиться здесь на несколько дней. У нас, к сожалению, был только один вечер и одно утро для первого знакомства. Но так как Мцхета находится на перекрёстке всех дорог, мы (надеюсь) изучим этот город подробнее в своих следующих путешествиях.

А теперь по-порядку...

День 4-й. 13 июня. Вторник (продолжение).

В этот день мы уже успели подняться к церкви Святой Троицы в Гергети и полюбоваться Военно-грузинской дорогой. Ближе к вечеру мы приехали в Мцхету, поселились в замечательном гостевом доме Mtskheta-Kapanadze и отправились гулять.

Всего в каких-нибудь 100 метрах от нашего гостевого дома находится знаменитый Светицховели - главный Храм Грузии.

Храм окружён крепостной стеной XVIII века, поэтому всё сооружение выглядит как крепость.

А это, похожее на древнеримское, сооружение - всего лишь центр туристической информации. Построен он совсем недавно, но выглядит внушительно:

А вот и ворота крепостной стены, окружающей храм, построенные в XI веке.:

Ворота украшают головы быков - как символ силы и могущества (об этом нам поведал монах у входа в крепость).

Светицховели переводится с грузинского как "Животворящий Столп".

Согласно красивой легенде, начиналось все еще со времен распятия Иисуса. Житель города Мцхета Элиоз (по одной версии он был раввином мцхетской общины евреев, по другой служил солдатом в Иерусалиме) присутствовал при распятии Иисуса. Об этом написано в священном писании : «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс.21:19). Выкупил раввин Элиоз эти одежды или они ему достались по жребию, наверное, уже не важно. Когда Элиоз вернулся домой, он отдал Хитон своей сестре Сидонии. Как только Сидония взяла в руки Хитон Господень и прижала его к груди, сразу испустила дух. Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним. На месте могилы Сидонии вырос роскошный ливанский кедр. Сюда приходили страждущие, и с ними происходили чудеса, больные исцелялись. Первый христианский государь Грузии Мириан решил воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили и вырезали из него семь колонн. Шесть колонн установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Как ни пытались ее опустить, ничего не получалось. Тогда Святая Нино, просветительница Грузии, молилась всю ночь, и Столп без прикосновения руки людской встал на место. Этот столп мироточил, а миро излечивало больных. Так храм получил свое название Свети-Цховели - Животворящий Столп. Первая деревянная церковь не сохранилась. На ее месте благочестивый царь Вахтанг 1 Горгасали выстроил базилику. Но и эта базилика не сохранилась до наших дней.

В 11 веке по велению Каталикоса Грузии Мелкиседека на ее месте был построен великолепный храм под руководством зодчего Арсукидзе, которым мы можем любоваться сейчас.(http://www.liveinternet.ru/users/3085185/post307838521/)

Внутри храма можно заказать экскурсию, но для нас в этот день впечатлений было более, чем достаточно, поэтому мы просто сами осмотрели храм внутри.

Тем временем на улице стемнело...

Улочка, на которой мы жили. Вдалеке виден подсвеченный монастырь Джвари.

День 5-й. 14 июня. Среда.

У нас не было никакой программы осмотра Мцхеты, обязательным было только посещение монастыря Джвари. Но Кэти, хозяйка гостевого дома, посоветовала нам обязательно посетить монастыри Самтавро и Шио-Мгвиме. Причём, про Самтавро мы ещё что-то знали, а про Шио-Мгвиме - совсем ничего (так плохо я подготовилась к поездке). Хорошо, что есть Кэти! Позавтракав, упаковав машину и попрощавшись с нашей новой знакомой, мы отправились осматривать монастыри. В ближайший Самтавро все поехали на машине, а я - пешком, хотелось прогуляться по Мцхете. Пасмурная погода не портила её красоты....

...а отсутствие туристов радовало...

Самтавро - ещё один очень значимый для Грузии монастырь. Его история началась ещё в IV веке, когда в Мцхету прибыла святая Нина с благой вестью. Она поселилась за пределами крепостной стены города у царского садовника, соорудив себе шалаш под кустом ежевики. Таким образом "ежевичник" (Маквловани) стал святыней. Царь Мириан после того, как принял Христианство и построил храм Светицховели, решил, что в силу своей греховности заходить в этот Храм ему неприлично, и решил построить новый храм - на месте ежевичного куста, вероятно ещё при земной жизни Нины. Таким образом, церковь святой Нины - самый древний храм Мцхеты, он был построен в первые годы после Крещения Грузии, т. е в IV веке.

Позже, сразу после смерти Нины, царь Мириам построил для себя и народа грузинского верхний Храм (нижний - Светицховели). Строительство длилось 4 года. Храм был освящён во имя Преображения Господня.

После смерти святой царь Мириан и его жена - святая царица Нана (первые христианские правители Грузии) были похоронены в Самтавро. Вероятно, с этим связано происхождение названия монастыря. Слово "самтавро" происходит от мтавари (по-грузински "главный," "старший") и в переводе на русский означает "царская территория".

Саркофаги святых равноапостольных царя Мириама и царицы Наны в Преображенском соборе.(фото с сайта http://pro-travel.net/monastyr-samtavro-v-mcxete/)

Храм Преображения Господня много раз достраивался, восстанавливался и реставрировался. Как выглядел Храм с IV по XI века неизвестно, в XI веке он был значительно перестроен. В 1283 году сильное землетрясение разрушило в Грузии много храмов. У Самтавро рухнул купол. Через сто лет храм предположительно пострадал от Тамерлана. Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. В это же время построена оригинальная колокольня.

Купол Преображенского собора

Около церкви святой Нины мы познакомились ещё с одной Ниной - из Челябинска. Она прилетела на самолёте в Тбилиси, а в Мцхету добралась на маршрутке. Она спросила, куда мы собираемся ехать дальше, и попросила взять её с собой в поездку по монастырям. Естественно, мы согласились, дальше поехали впятером.

Нина из Челябинска.

Шио-Мгвине нашли не сразу, координат и карты не было, Кэти примерно объяснила, куда нужно ехать.

Сначала мы ехали правильно, но по пути увидели какой-то указатель на какую-то "достопримечательность". Мы его благополучно проехали, но когда подумали, что едем до монастыря как-то слишком долго, никаких ни встречных, ни попутных машин не попадается, решили развернуться и посмотреть, что же там был за указатель - не на нужный ли нам, случайно, Шио-Мгвинский монастырь?

Нашему взору предстала большая поляна, пасека и крошечная церковь, здесь живёт монах-отшельник со своей собакой.

Он с удовольствием с нами сфотографировался.

Мы посетили церквушку.

... и накормили собаку сосисками.

Все остались довольными друг другом.

Монах рассказал нам, как доехать до Шио-Мгвиме. Оказывается, сначала мы ехали правильно, разворачивались зря. Но, я думаю, совсем не зря - пообщались с хорошим человеком...

Ещё через 10 минут мы были в Шио-Мгвимском монастыре.

Потрясающее место! Умели же грузины находить места для возведения своих церквей и монастырей! Мы в этом убедились ещё много раз.

Дорога привела нас к монастырю и на этом закончилась. Помните фильм "Покаяние"? "Зачем нужна дорога, если она не ведёт к Храму?"..

Монастырь находится в горах на высоте примерно 750 метров в окружении отвесных скал. Издалека он не виден, постройки сливаются с ландшафтом. Раньше в скалах были кельи монахов.

История монастыря связана с именем одного из ассирийских отцов (ассирийские отцы - группа монахов-проповедников, которые пришли в Грузию в средине VI века), известным как Шио Мгвимский. Святой Шио пришёл в ущелье за Мцхетой и поселился в пещере на склоне горы. Вскоре у Шио появились последователи. Первым из них был Еваргий, владелец крепости неподалёку. Однажды он пошёл на охоту и увидел Шио. Он решил остаться вместе с ним, продал всё своё имущество, деньги раздал нищим и стал монахом.

Первое сооружение монастыря - Храм Иоанна Крестителя - было построено между 560 и 580 годами, ещё при жизни Святого Шио.

Про перестройки ничего не известно, возможно, храм дошёл до наших дней в первозданном виде.

Рядом с Храмом Шио вырыл колодец и стал жить там, питаясь водой и просфорами. В колодце Шио прожил 15 лет, там и умер и был похоронен. Его мощи хранились в монастыре до недавнего времени, а в советский период их сожгли. Часть мощей уцелела и хранится в Самтавро.

С архитектурной точки зрения, Храм Иоанна Крестителя - очень странное сооружение: входить в него нужно через колокольню, внутри несколько небольших тёмных залов.

Однако, сохранились фрески:

Ещё один храм - Богоматери - был построен в 1100 году по инициативе Давида Строителя.

Первоначально храм был купольный , но во время нашествия шаха Аббаса в 1614 году был разрушен и восстановлен только в 1678 году уже в упрощенном виде. Внутри красиво, но фотографировать запрещено. Поэтому снова любуюсь и фотографирую снаружи...

Какая прекрасная природа вокруг!

Собираясь в Шио-Мгвимский монастырь, лучше всё-таки задать навигатору его координаты: 41.861822, 44.640042.

...А мы возвращаемся в Мцхету, чтобы увидеть самую известную достопримечательность этих мест - монастырь Джвари. Лично я про него знала только потому, что именно туда "поселил" М. Ю. Лермонтов героя своей поэмы - Мцыри.

Кто не учил в школе отрывок из поэмы? И сколько раз я уже прочитала эти слова в публикациях туристов... Но попадая сюда, сразу, невольно, в голову приходят именно эти слова:

"Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь..."

Из монастыря открывается потрясающий вид на Мцхету.

Кстати, отсюда можно увидеть не только храм Светицховели, но и домик Кэти! Вот он, в левом углу фото - единственный с большим красивым балкончиком, на котором мы ужинали и завтракали. Кэти, я правильно угадала?

Но о чём это я?...

Джвари или монастырь Креста (Джвари в переводе с грузинского означает "крест") считается одним из самых древних в Грузии. По преданию, в IV веке святая Нина остановилась на вершине горы и долго молилась, а потом воткнула в землю крест. Через 200 лет на этом месте построили церковь, которая, к сожалению, не сохранилась. Нынешняя церковь была построена в конце VI - начале VII вв и в таком виде сохранилась до наших дней. Это первая из церквей Мцхеты (и всей Грузии), которая вошла в список Мирового наследия Юнеско. Сейчас в этом списке город Мцхета целиком...

Церковь органично вписывается в ландшафт, являясь завершением высокой горы. Из Мцхеты она видна отовсюду.

Форма храма - результат длительных поисков грузинских зодчих. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает (1 к 7), складывается впечатление их неразрывного единства.

Фото Андрея, сделанное накануне.

Снаружи церковь украшена резьбой.

Интерьер - прост и аскетичен. Фресками в те времена ещё не украшали.

На сайте Тамар-тур я прочитала легенду:

StartFragment"Когда-то между Джвари и Светицховели находилась натянутая на крепкой цепи навесная лестница. И по ней над пропастью, как по мостику, люди, которые хотели помолиться, и служители храма переходили из Мцхеты в Джвари и спускались обратно. Но только чистый помыслами и покаявшийся в грехах мог идти по ней, и только творя молитву. Остальные падали в бездну. И с каждым годом все меньше людей проходило по этому воздушному пути, пока однажды под тяжестью грехов человеческих мостик вовсе не обрушился, погубив сразу многих…."http://www.tamartour.ru/georgian-interesting-places/types-of-georgian-interesting-places/unesco/dzvariEndFragment

Это всё о высоком. А теперь ещё немножко о людях. В Мцхете, когда шли в монастырь Самтавро, мы познакомились с мужчиной. Вернее, не познакомились, просто он предлагал нам услуги такси в монастырь Джвари. Мы сказали ему, что у нас своя машина, и на этом знакомство, вроде как, закончилось. Когда мы возвращались из Самтавро к машине вместе с Ниной из Челябинска, он посмотрел на нас совсем недобро... Приехав в Джвари, мы снова встретились. Нина и наши мужчины ушли вперёд, а мы с Алёной остановились пообщаться с ним, как со старым знакомым. Мы узнали, что увезли у него клиентку. Оказывается, он уже договорился с Ниной о том, что повезёт её на экскурсию в Джвари, а тут мы подвернулись! Естественно, она предпочла поехать с нами бесплатно. Он очень обиделся! И на неё и на нас. Но мы-то не знали, что она с ним договорилась. Но в конце концов, он сказал, что на нас уже не обижается, пригласил к себе (к багажнику своей машины), угостил сначала вином, потом чачей. Вино он наливал в замечательные глиняные пиалы (я себе потом такие купила), а чачу - в маленький рожок, который невозможно поставить, нужно пить до дна. Расстались друзьями!

На этом закончилось наше знакомство с Мцхетой, её прекрасными церквями и монастырями, а с нашими новыми знакомыми - в первую очередь, с Кэти, мы, надеюсь, ещё увидимся!

Из Мцхеты мы едем в Тбилиси. Но об этом - в следующей части.