Короткое путешествие из зимы в весну или "для бешеной собаки 2500 километров - не крюк". Часть 1-я.

Однажды, в декабре прошлого года, Игорь сказал мне: "А ты знаешь, что в следующем году на 8 марта у нас целых 4 выходных?" Я удивилась и промолчала... но думала всю ночь и в 9 утра, когда Игорь был уже на работе, написала ему СМС: "Я всё придумала: выезжаем 7 марта после работы. Доезжаем до Смоленска, там ночуем. Утром доезжаем до Бреста, пересекаем границу и приезжаем в Казимеж Дольны. Там проводим 2 вечера, день, 2 утра и 2 ночи. 10 марта днём выезжаем в Беларусь. Ночуем в Несвижском замке. 11 марта утром смотрим замок и выезжаем в сторону дома. Здорово?" Не помню, что ответил мне Игорь. Помню, что идея ему понравилась, и он согласился. Хорошо иметь мужа-единомышленника. Он тоже готов быть "бешеной собакой" и сгонять в любимую Польшу на выходные... В тот же день в Казимеже и Несвиже были забронированы гостиницы.

Почему маршрут получился таким, казалось бы, странным, разорванным? Не хотелось из 4-х выходных дней тратить на дорогу половину - 2 дня. Ведь именно целый день занимает дорога Москва-Брест. А так получается, что 8 марта мы едем всего полдня (и полдня - 7-го), а 11-го марта тоже едем не целый день, так как утром несколько часов смотрим Несвижский замок.

Прокатиться с нами в Казимеж Дольны на выходные мы предложили всем нашим друзьям, хотя, честно говоря, именно туда хотелось съездить вдвоём. Уж очень он романтичный, можно сказать, камерный. Но не предложить было некрасиво. Алёна такую идею не поняла: "Как это можно ехать целый день ради одного маленького польского городка?" Правда, её муж, Андрей, сказал, что готов ехать целую неделю, чтобы ещё раз посетить Казимеж Дольны... Но эта семья согласия в своих рядах не достигла. Неожиданно с нами согласились поехать Лена и Юра, которые несколько раз путешествовали с нами по России (Торжок, Санкт-Петербург, Ярославль), но за границу на машине ещё не ездили. Им даже пришлось специально делать визы. Ехать решили на их машине, у них резина нешипованная, а нам пришлось бы опять с кем-нибудь меняться колесами на 5 дней.

По традиции, публикую портреты команды "Ух":

Погоду на выходные обещали мерзкую. За 2 недели до поездки, за неделю, за 3 дня и даже за день Яндекс предвещал в Казимеже пасмурную погоду и дожди все 4 дня, а в дороге - снег. Лена потом рассказывала, что за несколько дней до поездки Юра ей говорил: "Позвони Тане, что мы не поедем!" И снова: "Ты позвонила Тане?" Лена, к счастью, не позвонила, а прогноз Яндекса не оправдался. Зонтики не доставали. Солнце видели каждый день.

День 1-й. 7 марта.

"Выехать после работы" для меня означало часов в 6 вечера. У Игоря и у Юры с Леной такая работа, которая требует их постоянного присутствия. Но... О счастье! Всем удалось отпроситься. Мы выехали из дома в 13.30, ребята - чуть позже - около 15. Так как ехать решили на одной машине, вторую нужно было где-нибудь оставить, чтобы не терять время и не заезжать друг за другом. Мы живём практически на противоположных концах Москвы - мы на северо-востоке, они - на юге, а ехать предстояло на запад. По совету моей одноклассницы решили оставить машину на стоянке круглосуточного торгового центра "Город" в Лесном городке, который удобно расположен прямо на трассе М1.

Мы приехали туда в 15.15, ребята - в 16. Место на парковке нашли почти без труда. Ждали их с комфортом - в Макдоналдсе.

В 16.15 тронулись в путь. Так как сделать это удалось довольно рано, решили, что попробуем доехать сразу до границы - не ночевать под Смоленском, как собирались, если, конечно, не устанем очень сильно. А почему мы можем устать? У нас ведь в этот раз 2 водителя. И вчетвером в машине гораздо веселее, чем вдвоём. При желании можно и поспать по-очереди... Мы с Леной и поспали, и поговорили, проехав всю дорогу на заднем сидении. Ребята рулили по-очереди. Вернее, почти всю дорогу "туда" рулил Юра, только последние 200 километров Игорь. Несмотря на то, что ехали в темноте - ночью, и в Белоруссии попали в метель, дорога далась (по моим ощущениям) удивительно легко. В 4 утра подъехали к границе. И вдруг увидели очередь машин в 50, чего совершенно не ожидали! Нам тут-же предложили оплатить экспресс-очередь за 40 зайчиков, чтобы мы не потеряли лишних 2-3 часа. Мы, естественно, согласились, хоть и думали, что платить будем не официально. Ведь если платить заранее, что мы и делали, когда ехали перед Новым годом в Баварию, стоит это 23 белорусских рубля (сейчас 25), а не 40. Но мы всё равно заплатили и получили официальный кассовый чек (у Батьки всё строго!).

А дальше - выписки из моего путевого журнала:

"В 4.09 получили талон на экспресс-прохождение границы.

В 4.50 выехали от белорусов.

Сразу встали в огромную очередь.

В 6.30 пересекли Буг.

В 7.25 нам отдали паспорта из 1-го окошка. Про мясные и молочные продукты в этот раз не спрашивали.

До 7.50 стояли между двумя будками с окошками, чего-то ждали. Поляки никуда не спешат, причём, в очереди российских и белорусских машин всего 2-3, остальные польские.

Рассветало.

Рассвело.

В 7.50 у нас проверили техпаспорт на машину и отсканировали паспорта.

Постояли ещё перед одним шлагбаумом.

И ещё перед одним...

В 8 нас, наконец, выпустили!"

Итог - 4 часа! Мы этого никак не ожидали. Столько же мы проходили границу 30 декабря - перед Новым годом. Но тогда это был вечер, мы думали, что простоим больше. А сегодня - ночь, мы надеялись, что пройдём границу за час. Откуда едут столько поляков в 4 утра? Наверное, в Брест мы больше ни ногой! В следующий раз поедем в Домачево или Песчатку.

Тем не менее, наши мытарства позади. В 500 метрах от границы - новый, прекрасный, протестированный нами 2 месяца назад отель "Zajazd Jędrula".

Там нас встретили с распростёртыми объятиями. Мы задвинули жалюзи, чтобы яркий свет не мешал спать, и упали на 3 часа.

День 2-й. 8 марта.

Мы в любимой Польше! Это лучший подарок к 8 марта, который только можно придумать! У меня впереди 3 счастливых дня путешествия, рядом любимый муж и друзья-единомышленники, которых даже не пришлось будить. Они проснулись раньше нас и уже собирались погулять немножко по окрестностям, пока мы спим, но в этот момент мы им постучали... За 10 минут собрались и поехали дальше.

От отеля видна граница

В Польше у нас есть любимый ресторан - Pajero при одноимённом отеле.

В каждом путешествии мы туда заезжаем. Как правило, мы ночуем в отеле на обратном пути, иногда - по пути "туда". В этот раз выбрали Zajazd Jędrula, цены на проживание здесь значительно ниже, ресторан - тоже очень неплохой. Но не показать Pajero друзьям, которые там ещё ни разу не были, мы не могли. И мы поехали туда завтракать, от Jędrulы до Pajero всего 25 километров. Друзьям, кажется, понравилось.

Еда была очень вкусной! Завтрак, похожий на полноценный ужин, с 2-я огромными порциями блюд (картофельный блин с гуляшом и рёбрышки в кисло-сладком соусе), порцией блинчиков, 2-я чашками капучино и чашкой какао обошёлся нам в 65 злотых (примерно 1100 рублей). Объелись, как обычно в Pajero.

Картофельный блин с гуляшом (я называю его "большой драник") приготовлен идеально - из сырой картошки. Много мяса. Сверху - сыр. Необыкновенная вкуснятина!

Отдых начался! Мы и поели, и в очередной раз погуляли по территории с целью фотографирования. Не фотографировать невозможно, так там красиво!

В Pajero всё время что-то меняется.

Вот эти деревянные скульптуры раньше не видела:

А этот дяденька, похожий на хранителя Корконошского парка в Карпаче, кажется, был здесь всегда.

В руке у него, почему-то, 1 грош.

Эту прекрасную мебель сделали недавно - года 3 назад:

Фонтан перед рестораном замёрз, 30 декабря он выглядел иначе:

Рыбу периодически обновляют. Сейчас она цветная:

Так как день только начался, а до Казимежа Дольны нам ехать от Pajero всего 153 км, решили заехать в Люблин - в качестве бонуса за ночной переезд. Игорь сопротивлялся, Юра воздерживался, а мы с Леной настаивали. Ребята ещё никогда не были в Польше, поэтому, лучше увидеть 2 польских города, чем один.. Крюк получился не очень большой - всего 50 км.

Мы уже были в Люблине - когда возвращались из Румынии в январе 2016. Город тогда очень понравился и сегодня не разочаровал. Ещё и солнышко выглянуло вовремя!

Бесплатную парковку искать не стали, подъехали к самому центру города и отлично припарковались за смешные деньги (с нас взяли за 2 часа 4 злотых, т. е. около 70 рублей). Адрес и координаты парковки: Wacława Bajkowskiego 1, 20-400 Lublin, 51.248453, 22.565520.

Платная парковка. Справа на фото - Новая ратуша, слева - башня Краковских ворот, через которые мы заходили в старый город.

Кстати, в здании Новой ратуши, с её задней стороны (на фото видна дверь в правой части), т. е. со стороны парковки, имеется бесплатный туалет, про который нам сказали работники парковки. Снаружи это никак не афишируется, так как этот туалет не для всех, он находится в учреждении.

Люблин - большой город, но старая его часть - маленькая. Его можно, не спеша, обойти за час- два. А можно заходить в музеи, в маленькие ресторанчики и кофейни, в магазинчики и магазины и провести здесь целый день или 2. Нам в этот раз хватило полутора часов. В центре туристической информации, который мы обнаружили, зайдя в старый город через Краковские ворота, нам дали замечательную карту-путеводитель на русском языке с изображениями и описанием каждой достопримечательности. Мы их специально не разыскивали, но благодаря этой карте, теперь знаем, что видели (и почти всю информацию о достопримечательностях Люблина я списала оттуда).

Карта достопримечательностей Люблина. Над цифрами 11 (Новая Ратуша) и 24 зелёный прямоугольник - это парковка. Левее цифр 11 и 25 мы в этот раз не ходили. Смотрели только достопримечательности, заключенные в стенах старого города и замок (7) - издалека.

Первое красивое здание - костёл, который мы увидели с парковки, на этой карте не обозначено. Точнее, обозначено крестиком, но не подписано (видите на карте красную "лягушку" слева от парковки?). Из статьи про Люблин на сайте наших друзей Татьяны и Петра Пашковых я узнала, что это Костёл и монастырь кармелитов босых.

Люблин - город с интересной историей. Первые поселения на этой земле появились в V или VI веке. В XV веке, в период своего расцвета, город был столицей Люблинского воеводства, во время второй мировой войны - с 24 июля 1944 года и до освобождения Варшавы 17 января 1945 года в Люблине временно располагалась столица Польской республики. Подробно историю Люблина можно прочитать на сайте Татьяны и Петра Пашковых в интересной статье "Польша. Люблин".

Вернёмся к нашей прогулке. От парковки мы вошли в старый город через Краковские ворота. Справа от ворот, где стоит белая "газель" раньше был ресторанчик, в котором мы очень вкусно ужинали в свой первый приезд в Люблин. Теперь там ремонт и, похоже, будет музей. Так что, пообедать в Люблине не удалось...

Краковские ворота (цифра 25 на карте) - архитектурный символ города. Были возведены в первой половине XIV века одновременно с городскими стенами. Название происходит от направления выезда из города на Краков. Готический корпус в нижней части построен из известняка и кирпича в шахматном порядке, а верхняя часть - из тонкого кирпича с диагональным узором. Восьмиугольная башня была построена в середине XVI века. Сейчас в здании Краковских ворот - музей истории Люблина.

Пройдя через Краковские ворота, по коротенькой улице Bramova сразу попадаем на площадь Rynek. По моему, в каждом польском городе есть площадь или улица с таким названием. И, как правило, она - главная.

На этом фото справа - центр туристической информации.

Площадь Rynek, а также соседние улочки и площади застроены красивыми домами.

Справа на фото - Старая Ратуша - Трибунал (1). Каменную Старую Ратушу построили около 1408-1419 гг. В 1578 году она стала резиденцией Коронного Трибунала Малопольши. Сегодняшний внешний вид здание приобрело в 1781-1787 гг.

Дом Клоновича - поэта, советника и воеводы Люблина. Росписи на доме, выполненные в 1939 году, представляют известных писателей, которые жили в Люблине, включая и самого Клоновича.

Дом Конопниц (3) возведён в 1512 году. Во время перестройки на рубеже XVI-XVII фасад здания украсили резьбой в стиле маньеризма, с изображением владельцев дома и их родового герба.

На месте Тринитарской башни (10) когда-то была неприметная калитка в стене города. В 1819 году над Люблином начала возвышаться 60-метровая башня. Внутри неё сейчас находится музей средневекового искусства, а на последнем этаже - смотровая площадка.

Костёл Святого Станислава и Доминиканский монастырь (8) возведены в 1342 году для ордена доминиканцев. После пожара во второй половине XVI века костёл реконструировали, придав ему черты люблинского ренессанса. Был сделан новый фасад с характерным треугольным фронтоном.

Тринитарская башня и Архикафедральный собор (10).

Костёл Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова был возведён в 1586-1604 годах для прибывшего в Люблин ордена иезуитов. Авторами проекта были итальянские архитекторы - Мария Бернардони и Иосиф Брицио. Храм получил статус кафедрального в 1805 году, после создания Люблинской епархии.

Чтобы увидеть этот храм, нужно выйти их старого города через ворота Тринитарской башни. Что мы и сделали. А потом снова вошли в город через Краковские ворота, чтобы пройти (теперь уже по прямой - по улицам Бранова и Гродзка) к замку через Гродзкие ворота (6). Напротив Краковских ворот находится здание Новой Ратуши (11).

Новая Ратуша. Построена в 1827-1828 гг. Перестроена после второй мировой войны.

Улица Гродзка.

Чуть раньше - на площади "По фаре" (5) находится ещё одно достопримечательность - остатки фундамента первого построенного в городе приходского (фарного) костёла святого Михаила. В 1856 году (когда Люблин был в составе России) царские власти приказали разобрать костёл, объяснив такое решение его ветхим состоянием. Сейчас на площади можно увидеть макет костёла и остатки фундамента.

С площади открывается замечательный вид на замковый холм с замком...

...который особенно хорош в такую погоду, какая была в этот день - яркое солнце и тёмное грозовое небо, на фоне которого белый замок смотрится особенно хорошо!

По пути к Гродзким воротам сфотографировали ещё один интересный дом - "Дом с котами", как мы его назвали. Расписан дом, видимо, не так давно.

Гродзкие ворота (6) в давние времена защищали проход в оборонительных стенах города. Они также соединяли христианский город с уже несуществующим еврейским кварталом. В XVIII веке проведена реконструкция ворот: убрали помещение для стражи, внешнему виду придали элементы классицизма.

Замковый холм (7). Благодаря природным преимуществам холма, возможно, уже в VI веке здесь появилось средневековое селение оборонительного характера. На месте старого деревянного замка в XIV веке Казимиром Великим был построен каменный замок, от которого до настоящего времени сохранилась только одна башня, а также часовня Святой Троицы с прекрасными византийскими фресками, созданными русскими мастерами. Вследствие военных действий замок был разрушен во второй половине XVII века, а в XVIII веке полностью разобран. Современное неоготическое здание было построено в 1824-26 годах. "Русские и австрийские захватнические власти, немецкие оккупанты и власти ПНР до 1954 года использовали замок в качестве тюрьмы". Сейчас там Люблинский музей.

Если, выйдя из Гродзких ворот, посмотреть налево, взору предстаёт симпатичная Замковая площадь.

Замковая площадь. Когда-то здесь был еврейский квартал. Современный вид площадь получила в середине ХХ века.

Если посмотреть с моста, ведущего к замку, направо, увидим костёл святого Войцеха и больницу святого Лазаря:

В замок мы не пошли и, к сожалению, не видели фрески часовни Святой Троицы, расположенной на его территории. А их обязательно стоит увидеть! Это я поняла, прочитав статью про часовню на сайте Татьяны и Петра Пашковых. Но, надеюсь, у нас ещё всё впереди, будет, зачем приехать в Люблин ещё раз...

Мы спустились на замковую площадь, по улице Ковальской прогулялись до парковки и поехали дальше - в город, о котором я мечтала полтора года - Казимеж-Дольны.