Дорога домой. Ещё раз про Пятигорск.

Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие в Грузию. Грустно покидать столь полюбившуюся страну... Грустно расставаться с друзьями... Несмотря на то, что жизнь коротка, и мест, которые хочется увидеть, гораздо больше, чем тех, что уже видели, но мы твёрдо решили, что в Грузию ещё вернёмся и, надеюсь, не раз.

День 14-й. 23 июня. Пятница.

В 7.20 мы выехали из Кобулети, предстояла дальняя дорога - почти 700 км до Пятигорска - через горы, через границу, через закавказские республики.

На объездной Кутаиси ещё раз встретились и простились с Теймуром.

Военно-грузинская дорога, столь прекрасная на пути "туда", в этот раз была неприветлива - то дождь, то туман, то мокрые серые тучи...

Крест на Крестовом перевале опять проскочили, не заметив.

В 14.30 были в Степанцминде, пообедали в полюбившемся кафе "Sno".

Терек.

Церковь рядом с границей.

В 15.15 подъехали к границе. За 5 минут преодолели её грузинскую часть, за 1 час - российскую. Алкоголь никто не искал - искали оружие и запрещённую литературу. Не нашли...

После границы - снова сплошной дождь.

Во Владикавказе плавали и стояли в пробках - жуткий ливень затопил город, ураган поломал огромные ёлки.

А при въезде в Ставропольский край - в селе Малка - нас остановили, наших мужчин заставили сходить в будочку, зарегистрироваться...

На погранпосту в Малке.

Дорога была не простой, но в 19.20 приехали в Пятигорск - отличный результат. И дождь кончился.

Апарт-отель "Комплимент" превзошёл все ожидания. Идеальная чистота, красота, комфорт, всё продумано до мелочей. Мы приготовили ужин, выпили грузинского вина от Теймури и отправились гулять.

Пятигорск мне понравился ещё в первый наш приезд сюда - 2 недели назад. Сейчас симпатия укрепилась. Всё так красиво и уютно!

Настоящий курортный город, созданный для расслабленного отдыха.

В этот вечер мы только дошли до парка "Цветник". Полюбовались на красивое здание кофейни Гукасова:

... изящную Лермонтовскую галерею:

...Ермоловские ванны:

...прогулялись по парку:

...потом - по красивому бульвару под названием "проспект Кирова"

В 10 часов вечера в июне Пятигорск практически пустой, гулять - одно удовольствие!

Этот замечательный автомобиль установлен рядом с музеем пятигорской милиции:

Более тщательное изучение Пятигорска - "прогулку с путеводителем" мы оставили на завтра.

День 15-й. 24 июня. Суббота.

Встать решили рано, планы на этот день были большие - погулять по Пятигорску и доехать до Каменск-Шахтинского.

В прогулке по Пятигорску нам помог замечательный путеводитель Галины Шефер, купленный специально для этой поездки.

Линия на карте нашей сегодняшней прогулки выглядела примерно так:

От нашего отеля до парка "Цветник" мы решили дойти не коротким путём, а по бульвару (проспекту Кирова). Бульвар очень красивый.

Первое, что бросается в глаза - главный храм города Пятигорска - Спасский Собор во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели.

Собор был построен в период 2003 - 2012 гг на месте взорванного в 1936 году храма.

Рядом с Собором - памятник А. С. Пушкину, который появился в мае 1982 года. Он сооружен по проекту народного художника СССР М. К. Аникушина.

На заднем плане - церковь, построенная В 1995- 1997 годах по проекту архитектора А. С. Кихеля и освященная в честь Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость на месте разобранной в 1944 году на дрова первой церкви Пятигорска (1825-1828 гг).

Следующее интересное здание - бывшая гостиница "Ресторация", построенная в 1828 году. Здесь останавливались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, а в 1853 году Л. Н. Толстой праздновал здесь своё 25-летие.

Здание построено в стиле классицизм архитектором И. И. Шарлеманем под руководством братьев Бернардацци. Сейчас здесь институт Курортологии.

Братья Бернардацци - Иосиф Карлович и Иоганн Карлович, уроженцы итальянской части Швейцарии, - главные строители городов Пятигорск и Кисловодск. Братья прибыли в Россию в 1820 году и прожили в Пятигорске с 1822 года до конца жизни.

Одно из самых интересных зданий Пятигорска - кофейня Гукасова, расположенная в парке "Цветник".

"Этот дом в стиле модерн когда-то спроектировали по заказу пятигорского кондитера Александра Гукасова.

Старший сын и кормилец, в 37 лет он привез из Баку в Пятигорск мать, одиннадцать братьев и сестру, купил небольшой дом на Теплосерной улице и взял в аренду первую кондитерскую. А рядом управляла меблированными комнатами интересная молодая женщина, немка по национальности, Елизавета Власьевна. В 1901 году они поженились. Дела у четы Гукасовых шли хорошо. Супруги даже завели собственную гостиницу, ее и сейчас знают в городе как дачу Эльзы — по имени бывшей хозяйки. Проект нового детища Гукасова был заказан одному из самых лучших архитекторов города — Сергею Гущину. Но из-за близкого присутствия подземных вод строительство кофейни шло долго. Александр многое делал сам. Лично носил мешки с песком на верхний этаж и, боясь смещения стен, приходил сюда по ночам, чтобы послушать, не трещат ли перекрытия.

Заработавшая кофейня быстро стала считаться самым «приличным» местом в городе. А пирожные, которые здесь продавали, — самыми вкусными. Гукасов был избран гласным (депутатом) городской думы Пятигорска. Изменилась и его личная жизнь. Из-за отсутствия детей брак с Эльзой распался. Ее место заняла простая девушка Матрена, вскоре подарившая ему двух наследников. В лихое революционное время Гукасовы в своем доме прятали то красных от белых, то белых от красных. Власть в городе не раз менялась. Когда город окончательно остался за красными, Гукасова собирались расстрелять — как «неблагонадежного». Его уже практически вели «к стенке», но бежавшая за ним с ребенком на руках Матрена по счастливой случайности наткнулась на того самого красного командира, которого некогда они с Александром прятали у себя. Мужа тут же отпустили. С приходом власти Советов кофейня перешла в руки государства. В 1933 году Гукасова и всю его семью репрессировали и отправили в Сибирь. Известно, что после освобождения, где-то перед войной, уже далеко не молодой Александр Александрович заезжал в Пятигорск. Заглянул он и в свое детище у «Цветника»: к тому времени прекрасный корабль превратился в утлую посудину. В некогда аристократичном месте Пятигорска оказалась курортная столовая. А во время Великой Отечественной войны оккупировавшие город немцы открыли тут ресторан… Тогда же вдруг «воскресла» Эльза, затерявшаяся среди пятигорских подвалов. Она приходила в немецкую канцелярию, вспомнив про свое немецкое происхождение, и умоляла вернуть ей гостиницу. Даже фамильные драгоценности предлагала. Не помогли. Больше ее в городе никто не видел. А ее бывший муж, пятигорский кондитер Гукасов закончил свои дни в 1946 году в селе Ведено бывшей Чечено-Ингушской ССР, где он жил со своей дочерью. Говорят, работал на хлебопекарне.

В 90-х годах прошлого века здание кофейни отреставрировали. Ему удалось пронести до наших дней плавность линий дореволюционного модерна. Балконы, расположенные во всю длину на втором этаже, и навесы над ними укрывают посетителей от жарких лучей южного солнца. Это теперь они застеклены, изначально здесь была открытая «палуба». Две башенки восточного вида и затейливая лепнина под крышей завершают замысловатый облик кофейни". Подробно на сайте "Это Кавказ": https://etokavkaz.ru/gorod/dom-s-istoriei-kofeinya-gukasova-v-pyatigorske

Рядом с кофейней Гукасова в 2008 году был установлен "скромный" 2-х метровый памятник Кисе Воробьянинову:

Следующим интересным зданием на нашем пути оказалось здание Лермонтовской галереи, возведённой в самом начале XX века из бетона и стекла. Сейчас здание принадлежит Государственной филармонии и имеет концертный и выставочный залы. В галерее выступали многие известные люди, в том числе Шаляпин, Ермолова, Собинов, Маяковский, М. Балакирев и др. Концерты проходят и сейчас.

Здание - красивое и изящное, мы обошли его со всех сторон.

И кофейня Гукасова, и Лермонтовская галерея находятся в парке "Цветник", который был спроектирован в XIX веке братьями Бернардацци на месте болота.

Очень необычное здание находится сразу за Лермонтовской галереей - Ермоловские ванны.

"Здание построено из кирпича двух цветов - красного и жёлтого в 1880 году "по инициативе командира Кавказского корпуса генерала А. Ермолова – героя войны 1812 года. Приехав на курорт в 1819 году, генерал отдал приказ разломать убогие лачуги – купальни, стоявшие на горе Горячей, и вместо них возвести приличное здание с ваннами. Сперва была деревянная постройка с видовой площадкой перед ней и удобной дорогой для комфортного подъезда экипажей. Проектировал сооружение архитектор Вильстер, который позаботился, чтобы здание получилось красивым. Внутри помещения были шесть ванн, комнаты для отдыха и раздевалки. По тем временам это считалось неслыханной роскошью. Тогда ванны снабжал Александровский источник. Они прослужили людям больше 50 лет. Сюда на лечение приезжал сам А. Пушкин и многие другие.

Впоследствии постройка обветшала и была снесена. Новую лечебницу возводили из кирпича на средства военного ведомства, поэтому она и предназначалась для лечения военных. Ванны были названы Ермоловскими, чтобы сохранить память о военачальнике, а также большом радетеле Пятигорска. Он внес большой вклад в развитие курорта и намеревался его сделать способным конкурировать с известными местами отдыха Европы. Именно ему Пятигорск и обязан своим расцветом".(http://www.pokurortam.ru/ermolovskie-vanni-pyatigorsk/)

После "Ермоловских ванн" мы отправились смотреть "Грот Дианы".

Первоначальное название - грот Эльборус - в память первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Эмануэля в 1829 году. Грот был построен в 1830 - 1831 гг по проекту Джузеппе (Иосифа) Бернардацци. Позже его переименовали в честь Дианы, покровительницы охоты в древнеримской мифологии. Согласно древним мифам, богиня Диана предпочитала в жаркие дни отдыхать в тенистых гротах.

От грота Дианы мы по тропинке вверх отправились к Китайской беседке любоваться видами Пятигорска. И совершенно неожиданно для себя увидели Эльбрус! Говорят, он редко показывается. В первый наш приезд был скрыт облаками. А сегодня день был абсолютно ясным.

А вот и сама Китайская беседка:

Построена в 1974 году на месте утраченной "Цветной" беседки по проекту скульптора И. Ф. Шаховской.

Отсюда во все стороны открываются прекрасные виды:

Можно разглядеть институт Курортологии и Собор Христа спасителя на проспекте Кирова, Лермонтовскую галерею и кофейню Гукасова в парке "Цветник"..

Новые кварталы

Лермонтовская галерея

гора Машук

Кавказский хребет на горизонте...

Флора и фауна

Перед тем, как снова спуститься вниз в парк, мы решили немного прогуляться вдоль хребта - дошли до музея Древностей.

К сожалению, он был ещё закрыт (не было ещё 10 утра), что-то сфотографировали сквозь ворота.

Спускались вниз другим путём - посмотрели статую Орла - символ Пятигорска.

Следующим обязательным пунктом нашей программы была прогулка к озеру "Провал".

Сначала на нашем пути встретилась так называемая Академическая (Елизаветинская) галерея.

Мы поднялись туда из парка "Цветник" по широкой лестнице.

Галерея была названа "Елизаветинской" по наименованию открытого в 1811 году Елизаветинского источника. В правом крыле располагались ванны, в левом - зал отдыха. Галерея была переименована в Академическую в честь двухсотлетия Российской Академии наук в 1925 году. Сейчас там (по сведениям из Википедии) располагаются бюветы минеральных (углекислых и углекисло-сероводородных) источников.

И снова шикарные виды на Эльбрус - рядом с рестораном "Сказки Востока":

Далее мы оказались на бульваре Гагарина. Это тоже одно из красивейших и приятных для прогулок мест Пятигорска.

Любовались каждым домом!

Дошли до площади перед "Провалом".

У входа в 2008 году установлена фигура Остапа Бендера и два бронзовых льва..

Проход к озеру, к сожалению, был закрыт.

Говорят, "после майского наводнения обрушилась часть тоннеля и травертиновый лоток, выводящий излишнюю воду из пещеры. Тогда вода хлынула на площадь, да в таком количестве, что в ней с радостью купались и стар, и млад." (https://www.stav.kp.ru/daily/26701.4/3725591/).

Так что знаменитое озеро мы не увидели.

Мы много, чего не успели в Пятигорске: не искупались в "бесстыжих ваннах", только помочили ножки в каком-то горячем источнике:

...не поднимались к беседке "Эолова арфа":

... а самое главное - не посетили дом-музей М. Ю. Лермонтова (он не работает по понедельникам). Будет повод вернуться!..

Кстати, Андрей гулял по своей программе - отдельно от нас. И он поднимался к беседке и Гроту Лермонтова. Вот его фотографии:

А мы на обратном пути от "Провала" до гостиницы сделали ещё пару фото - у кофейни Гукасова и у входа в парк "Цветник".

Нам осталась только дорога домой.

В 12 часов мы выехали из гостиницы. После того, как проехали Пятигорск и Минводы, дорога стала идеальной - 4-х полосная магистраль.

Потом стала 3-х полосной, потом - 2-х. Но ехали всё равно быстро, машин было мало. Обедали в столовой на 1177 км. Осталось двойственное чувство - некоторые блюда были очень вкусными - борщ, солянка, молодой картофель, а некоторые совсем не вкусными - гороховый суп, винегрет. Советуют обедать в другом кафе здесь же - "У Ирины".

В одну пробку всё-таки попали:

В отель Каменск-Шахтинского "Благодатный" приехали в 21. 00. По пути "туда" мы ночевали здесь же. Хозяйка отеля - Лена встречала нас пельменями собственного приготовления.

День 16-й. 25 июня. Воскресенье

ничем интересным не отличился. Мы встали и позавтракали очень рано и в 6.20 уже выехали из отеля. Почти 1000 км проехали за 11 часов. В 5 часов вечера уже были дома.

Ну вот и всё... Закончилось наше путешествие в Грузию, а для меня - первое в моей жизни путешествие на Кавказ.

Впечатлений я получила не меньше, чем в поездках по Европе. А природных красот увидела даже больше. Сюда хочется возвращаться.