top of page

Про детство, деревню Истоминку и мою любовь.

Это было очень давно - в далёком 1973 году. Моя бабушка купила дом в деревне. Бабушка родилась на юге Московской области в деревне Топканово, потом вышла замуж и уехала в Москву, но на Родину её, видимо, тянуло, поэтому, по совету двоюродного брата, она купила дом в деревне, но не в Топканово, а в Истоминке, где этот брат жил. Его звали дядя Миша, он был лесником. Истоминка находится примерно в 30 км от Каширы и в 20 км от Зарайска.

Бабушка

Несмотря на то, что я родилась и живу в Москве, так уж получилось, что деревню Истоминка я считаю своей Родиной. Каждый год 15 мая мы с бабушкой уезжали туда на всё лето, возвращались только в конце августа. Можно сказать, что там прошло моё детство...

В деревне было замечательно - берёзовый лес, где весной мы собирали ландыши и незабудки, летом - землянику и грибы; озеро, где мы купались; множество друзей.

У озера - Танька Зайцева из Москвы, Серёжка Багаев из Истоминки и я

Нонка Конюшева

Самая любимая подружка - Нонка из Орехово-Зуево.

Замечательный человек. Даже если мы ссорились, как и все дети,

она всегда приходила мириться первой, то есть в свои 11 лет уже была мудрой! До сих пор с благодарностью вспоминаю 2 месяца,

проведённых с ней. К сожалению, в следующие годы она больше в Истоминку не приезжала, и больше я её не видела, и поиск в соцсетях не дал результата...

Сенька - родственник дяди Миши и Сашка Колтыгин из Истоминки ( в нашем доме, в мой день рождения)

Ленка Аглодина - из Истоминки - моя первая подружка и я (фото 1977 года)

Раньше никто никого не называл чинно - Таня, Маня, Лена и т. д. Все называли друг друга просто - Танька, Ленка, Нонка... Только одного звали Игорёк... Смешно, но оказывается, это имя по-другому не склоняется.

Генка Поробов, Самсон, Юрка Тульёв (все из Истоминки),

Игорь Филаткин (Игорёк) - из Зарайска

Деревня Истоминка во все времена делилась на 2 слободы. Раньше (до революции) там жил барин - Истомин. Как рассказывает Игорёк, угодных ему крестьян он селил поближе к себе, а неугодных - подальше.

Согласно сведениям из Википедии, 1-е упоминание о деревне Истоминка относится к 16 веку, в 1862 году в деревне числилось 11 дворов и 114 жителей, в 1926 году — 17 дворов и 122 жителя. Сейчас домов - ещё больше, а постоянных жителей - около 20.

Если посмотреть на снимок - барский дом стоял там, где сейчас видна проплешина в лесу - в правом верхнем углу. Рядом с прудом видна ровная линия домов - там барин Истомин селил "угодных" крестьян. А мы называли это "та деревня", там жили Генка Поробов, Серёжка Багаев и Игорёк. В левой части снимка - ещё несколько домов, в 1973 году их было 9. Там селили "неугодных" крестьян. Там жили мы, наш дом и дом дяди Миши были в самой середине. Нонка, Танька Зайцева, Сашка Колтыгин, Сенька, Мишка - это наша "деревня" или "слобода", как говорили раньше. Между нашими 2-я слободами была ферма. Она и сейчас видна на снимке, вернее, то, что от неё осталось. Сейчас там только стены и навоз для наших огородов...

А в нижней части снимка - речка Истоминка. И не понятно, как возникло название деревни - то ли от названия речки, то ли от фамилии барина...

Жители каждой из частей "Истоминки" говорили "пойдём на ту деревню", то есть для нас "та деревня" была у пруда, а для них - наша, за фермой. Мы сначала дружили только с ребятами "нашей деревни". Любимой игрой были прятки, но играли и в другие игры - "казаки-разбойники", "вышибалы", "штандор", "чижик", "ножички"... Однажды мой отчим научил нас играть в "12 палочек"(слегка модернизированные "прятки"), набрал каких-то дубинок... и мы в них играли. В разгар одной из таких игр пришли трое ребят с той деревни - Генка, Серёжка и Игорёк и стали играть с нами. Так мы познакомились. В конце Игорёк сказал, что у нас очень некрасивые 12 палочек, завтра он принесёт нам беленькие - из ветлы... И ведь вырезал и принёс. И стали мы дружить вшестером - Нонка, Танька Зайцева и я, Генка Поробов, Серёжка Багаев и Игорёк. Мне, Таньке и Серёжке было по 10 лет, Генке, Нонке и Игорьку - по 11.

Мы вместе играли, ходили за 3 км на озеро в деревне Хлопово, купаться. Мне очень нравился Игорь - он интересно рассказывал - про барина и барский сад, про Истоминку. Правда, эта идиллия длилась всего 2 недели...

Девочки взрослеют раньше мальчиков. И решили мы ребят поделить. Я выбрала Игоря, Нонка - Генку, а Таньке достался Серёжка. Она возмущалась, но не долго. На самом деле Серёжка Багаев был прекрасным человеком, очень добрым, безобидным и безотказным, просто в то время он был совсем ребёнок. Поделили мы их зачем-то, а они об этом откуда-то узнали, по деревне прошёл слух, что некоторые девочки влюбились в некоторых мальчиков... и вся дружба кончилась! Генка это известие перенёс нормально, а Игорёк и Серёжка ужасно испугались, начали от нас просто бегать! И так он бегал года 3... А мы за ними не бегали, конечно, просто делали всякие глупости, например, играли в "тимуровцев" - мыли полы серёжкиной маме и игорьковой бабушке, пытались понравиться - не им, так хоть их родственникам. А они продолжали бегать - в прямом смысле слова, особенно, Игорь. Если я шла на озеро через их деревню, Игорю докладывалось: "Танька идёт". Он сразу убегал - только пятки сверкали.

Однажды ему всё-таки убежать не удалось. Было это году примерно в 1976. На ферме устроили душ для доярок, но туда ходили мыться все жители деревни. В домах раньше такой роскоши не было, мылись в корытах. Мы иногда ходили туда с бабушкой, иногда - с подружками.

В этот раз пошли с Ленкой Аглодиной. Приходим, а там кто-то уже есть - занято. Ну что же, ждём своей очереди. Через некоторое время выходит чистый Генка Поробов и говорит "Там ещё Игорёк, но он не выйдет, потому что здесь Танька"! А мне что, уходить что-ли? Мне интересно, хватит ли ему мужества выйти и пройти так близко от меня. Но самой хотелось не просто уйти, убежать! Где-то через час он всё-таки вышел и прошествовал мимо меня - красный, как рак!... Сейчас говорит, что просто там было очень жарко...

Года через 3 он бегать перестал, он просто ходил мимо с гордым видом и не разговаривал. Играли в волейбол через сетку всегда в разных командах. А я все эти годы - с 4-го до 9-го класса была влюблена, тайно по нему вздыхала. Его все считали "бабником", он по очереди влюблялся во всех девчонок деревни... кроме меня!

Однажды я его сфотографировала - исподтишка. Договорились с Ленкой Аглодиной, что она его окликнет, а у меня наготове уже был фотоаппарат. Дело было на озере...

1977 год

Эти 2 фото сделаны в тот же день. На 1-м - Сашка Гаврилин и Ленка Аглодина, на 2-м - Сашка Колтыгин, Генка и Игорёк (естественно, со спины).

Так прошли годы моего детства. С 8 класса я полюбила ездить в пионерские лагеря, в деревне появлялась реже, а когда поступила в институт - и вовсе посещала Истоминку несколько раз в году.

От соседей узнавала, что Игорёк поступил в МВТУ, на 2-м курсе женился, а после 3-го у него родился ребёнок. Я тоже почти не отставала, вышла замуж на 3-м курсе института, на 4-м - в 1984 году родила Юльку.

Примерно в 1982 году родители решили взять участок земли под Загорском (Сергиевым Посадом), я ездила в деревню редко - училась в институте, у меня было много других интересных дел, бабушка осталась одна и решила продать дом в Истоминке. Сколько раз я об этом жалела! Ничто не могло заменить мне светлые берёзовые леса, наше озеро! На даче под Загорском леса были тёмные - елово-осиновые, ездить купаться приходилось далеко. Я не любила дачу и тосковала по Истоминке!

Прошло много лет. В 1990 у меня родился второй ребёнок. В 1995 я вышла замуж во второй раз - опять не совсем удачно. Я ничего не знала про Истоминку и про Игорька... Правда, пару раз приезжала в Зарайск, где он родился и, возможно, жил - поностальгировать...

Прошло ещё много лет. Появился интернет. Появились социальные сети, в том числе сайт "Одноклассники".

В 2007 году я там зарегистрировалась. Очень интересно было находить старых знакомых и друзей - одноклассников, однокурсников; Игорь Филаткин не находился... В декабре я организовала грандиозную встречу одноклассников - мы сняли под Дмитровым 20-местный коттедж - было здорово!

И вот, 15 января 2008 года я в очередной раз написала в "поиске" "Игорь Филаткин" - и он нашёлся. Правда, я его не узнала (подумаешь, прошло каких-то 30 лет...). На фотографиях он казался толстым и некрасивым. Узнала только по глазам. Я подумала: "Вот я ему отомщу за то, что от меня бегал" и написала письмо типа "Не тот ли это Игорь Филаткин из Истоминки?" И, подумать только, он откликнулся: "Истоминка стоит..." И начал описывать каждый дом и его жителей. Писал очень подробно - по несколько писем за раз (в Одноклассниках в те времена не допускались более 500 символов).

Кроме Истоминки писал про свою жизнь, свою семью, своих друзей. Я даже подумала: "Узнал ли он меня, понимает ли, что переписывается именно с тем человеком, от которого 3 года бегал, а следующие 5 лет проходил мимо или проезжал на мотороллере с каменным лицом?.." Поняла, что узнал, когда он написал мне, что воровал клубнику из нашего огорода (клубника была только у нас).

Так мы переписывались месяц - до часу ночи, по 50 писем за вечер. За этот месяц мы узнали друг о друге всё! Кстати, желание отомстить пропало примерно через неделю, я поняла, что опять влюбилась!

Через месяц мы встретились.

Ещё через месяц - 24 марта 2008 года стали жить вместе.

Я ни разу не пожалела. Я поняла, что тогда, в далёком 1973 году, сделала правильный выбор.

P.S. А Истоминка - и правда, стоит! И теперь это снова моя деревня!

bottom of page