Жемчужины Тверской области или Новогодние каникулы 2016-2017. Часть 2-я. Торжок.

Торжок - один из старейших городов России, расположенный на реке Тверце, был основан на рубеже X—XI веков. Первое письменное упоминание о нём относится к 1139 году. Название города происходит от слова "торг", раньше он был крупным торговым пунктом на пути в Новгород и Петербург. Начиная с XII века в летописях встречаются названия «Новый Торг» и «Торжок», жителей города называли "новоторы".

До ХV Торжок входил в состав Новгородских владений и лишь в 1478 году, как и вся Новгородская земля, был присоединён к Московскому княжеству.

Торжок, из-за своего географического положения, принимал участие во многих сражениях и был многократно разорён, в том числе во время частых распрей удельных князей и столкновений с соседями (в 1139 году Торжок был взят войском суздальского князя Юрия Долгорукого, в 1333 и 1334 годах был дважды разорен великим князем московским Иваном Калитою при нашествии на Новгород, чрезвычайно сильно город пострадал и в 1372 году от набега под предводительством тверского князя Михаила Александровича). В 1238 году, во времена похода Батыя на Русь, Торжок в течение двух недель — с 21 февраля по 5 марта — сдерживал осаду монголо-татарских войск и своим сопротивлением помешал походу монголов на Новгород. В 1609 году город был сильно разорен польско-литовскими войсками, церкви и монастыри ограблены, а многие жители убиты...

В XVIII - XIX веках Торжок был крупным торговым городом и важным пунктом на пути из Петербурга в Москву. Кроме этого, были хорошо развиты различные производства, в том числе - кожевенное, кружево-плетение, золотое шитьё.

Сейчас в Торжке проживает более 46000 жителей, и он считается промышленным городом, здесь 25 крупных и средних предприятий.

День 2-й. 1 января 2017 года. Воскресенье.

В 9.30 утра мы явились в ресторан отеля "Reef" на завтрак и, похоже, разбудили повара... Мы были первыми желающими позавтракать после Новогодней ночи в столь раннее время, пришлось подождать минут 15.

После завтрака собрали вещи, сдали ключи, загрузились в машины и отправились знакомиться с Торжком. Правда, погода не радовала, было пасмурно и +3 градуса.

В первую очередь осмотрели главную площадь Торжка - "9 января" - пустынную и унылую.

Её оживляет Воздвиженская ротонда-часовня, построенная в 1812 году архитектором Н.А. Львовым

и памятник самому архитектору:

Николай Александрович Львов - уроженец села Никольское-Черенчицы Новоторжского уезда Тверской провинции Новгородской губернии - один из ярких представителей интеллигенции 18-19 вв. В круг его общения входили поэт Г.Р. Державин, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, сатирик В. В. Капнист.

Н. А. Львов был очень одарённым человеком, он занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, был талантливым гравёром и рисовальщиком, с 1783 году был избран в Российскую Академию, с 1785 года - почётный член Академии художеств. Как архитектор Н.А. Львов известен своими работами в Санкт-Петербурге и его окрестностях, Москве и Московской области, Могилёве, Валдае. Самое большое количество его работ находится в Торжке и его окрестностях. Наиболее значимые из них - усадьба Знаменское Раёк, о которой я упоминала в 1-й части данного повествования и храм Борисоглебского монастыря города Торжка.

Знакомиться с ротондой и памятником привезли автобус с большой группой туристов, а мы переместились на набережную реки Тверцы, нас привлекло огромное количество уток, голубей и собака, которая очень интересовалась утками, видимо, хотела поймать... У меня получилась целая серия фотографий.

Игорь пытался сосчитать уток, у него получилась 141...

На противоположной стороне Тверцы меня привлекли купола церквей:

... и я решила сходить туда одна. Синицыны остались на пешеходном мосту,

продолжая фотографировать уточек...

...и голубей

Кстати, на гербе города Торжка изображены 6 голубей - 3 золотых и 3 серебряных.

...Одна я ушла не далеко - сначала меня догнала Лена, а потом Татьяна, Тимур и Юра. И пошли мы гулять впятером...

Дома, расположенные на набережной слева от пешеходного моста

Дорога к Храму...

А по дороге к Храму мы увидели настоящие задворки...

Обычно я не фотографирую неприглядные вещи, но увиденное меня настолько возмутило, что всё-таки помещаю сюда эту ужасную фотогалерею в добавление к словам о том, что Тверская область - из виденных мной, очевидно, самая бедная область России. Не знаю, зависит ли это от губернатора или от самих жителей.

На протяжении всей сегодняшней прогулки меня не отпускало чувство боли и "обиды за державу"!

Представшие нашим глазам Храмы оказались остатками Воскресенского женского монастыря.

Собор Воскресения Христова 1796 года постройки.

Как и почти всё в Торжке - Храмы находятся в плачевном состоянии.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Построена между 1833 и 1840 архитектором Львовым И. Ф. - однофамильцем Н. А. Львова.

Рядом с Воскресенским монастырем находится храм в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Возведён в 1750 году, перестроен в 1842 году, с 1929 года не действует.

Осмотрев Храмы, мы снова спустились к набережной Тверцы и вышли на автомобильный мост, от которого мы когда-то любовались Торжком по пути в Осташков.

Любовались и в этот раз.

Вид на Тверцу и Борисоглебский монастырь.

Отреставрированные дома на набережной и Тимур...

Ансамбль собора Спаса Преображения и церкви Входа Господня в Иерусалим.

Спасо-Преображенский собор был возведён на берегу Тверцы в 1815-22 годах.

Местные краеведы не исключают, что проект был разработан архитектором Карлом Росси. Рядом с собором в 1841-42 гг. по проекту

И. Ф. Львова была построена одноглавая тёплая церковь Входа Господня в Иерусалим. Богослужения в храмах прекращены в 1930 году, вслед за тем была снесена соборная колокольня.

Мы решили прогуляться по набережной до Борисоглебского монастыря. По пути фотографировали домики на противоположном берегу, отдельные красивые дома - на нашем и друг друга.

Дорога кончилась и перешла в тропинку.

Постепенно мы подошли к Борисоглебскому монастырю - со стороны реки и решили обойти его вокруг.

Очень хороша Свечная башня! Кажется, её даже пытались реставрировать - купол - как новенький.

Очень красива и Церковь Спаса Нерукотворного Образа,

построенная, предположительно, по проекту Н.А. Львова в 1804-1811 гг.

Церковь представляет собой соединение принципов классицизма

и многоярусности, свойственной русскому деревянному зодчеству.

"Свечная башня, построенная в 1809 году, согласно первоначальному замыслу архитекторов, является всего лишь одной из башен ограды, однако и по своим размерам, и по выразительности исполнения она представляется "чужеродным" элементом в довольно скромной ограде. Существует версия, согласно которой башня изначально строилась исключительно в декоративных целях для того, чтобы сделать обращенный к дороге Москва-Петербург фасад более эффектным и привлекательным с эстетической точки зрения". (http://www.rutraveller.ru/place/122620)

Главный Храм монастыря - в лесах

Обойдя монастырь вокруг, мы подошли к главному входу.

Монастырь очень древний, он был основан около 1038 года Ефремом Новоторжским, бывшим конюшим киевского князя Владимира. Трагическая гибель Бориса и Глеба, убитых их названым братом князем Святополком, настолько потрясла Ефрема, что он удалился от светской жизни, воздвигнув каменный храм на берегу Тверцы и основав здесь монастырь. Первый каменный собор простоял около 700 лет. Собор сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками. Возрождение монастыря началось только во второй половине XVIIIв. Действующий Собор Бориса и Глеба был построен в период 1785-1796 гг на месте древней Борисоглебской церкви. 1-й камень фундамента Собора 9 июня 1785 года заложила императрица Екатерина-II, она же выдала разрешение и выделила деньги на строительство нового храма. Собор построен в стиле строгого классицизма по проекту архитектора Н. А. Львова.

Колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа, к счастью, оказалась открытой, и мы поднялись наверх, чтобы полюбоваться с высоты птичьего полёта на монастырь и его окрестности.

Свечная башня

Собор Бориса и Глеба

Тверца

Единственный отреставрированный храм в Торжке - действующая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Михаила Архангела), построенная в 1864 году.

... На улице шёл дождь, мы промокли и замёрзли. Позвонили Игорю, и он нас спас - приехал на машине и всех забрал.

6 человек плюс 2 пары лыж в одной машине - это было круто!

Герои сегодняшнего дня

Мы вернулись на площадь "9 января". Пообедать в Торжке не удалось. В сувенирной лавке нам сказали, что 1 января здесь мало, что открыто, мы заехали в ресторан "Оникс", но он был полон - приехал автобус с туристами.

Много, чего мы не успели в Торжке, - не отведали знаменитых пожарских котлет, не посетили музей Пушкина, не посмотрели Старо-Вознесенскую (Тихвинскую) деревянную церковь, не видели вечерний Торжок. Есть множество поводов приехать туда снова!

И снова призываю всех: люди, спешите увидеть красивейший город Торжок, пока здесь всё окончательно не разрушилось!

А сегодня наш путь лежит в Осташков, до которого 126 км.

Дорога - не очень. Погода - жуть! Хорошо, что ещё не успело стемнеть.

Навигатор "Клава", как обычно с ней случается в незнакомых городах, прокатила нас вместо того, чтобы везти по асфальту, - по нечищеной грунтовке вдоль берега Селигера. Поэтому, к отелю подъехали с тылу!

Отель "Береговая" замечательно расположен - почти в центре города и почти на берегу озера Селигер, рядом с Краеведческим музеем (бывшим Троицким монастырём).

Имеется бесплатная парковка и, самое главное, кафе, в котором мы с большим удовольствием пообедали (правда, это был обед, переходящий в ужин, было уже 17 часов) после того, как расположились в номерах.

Гостиница - простенькая, номера - не большие, но для того, чтобы остановиться на 1-2 ночи для осмотра города и окрестностей - вполне подходит. Но если бы я приехала на Селигер отдыхать летом на более длительный срок - поискала бы что-нибудь другое.

Чего нельзя сказать о кафе! Пообедав там в день приезда, мы поняли, что в следующие 2 дня мы даже пробовать не будем искать что-то другое, обедать будем только здесь! Нам было так же вкусно, как в Польше! А еда в Польше до последнего времени была для нас эталоном. Позже напишу об этом кафе отдельно. Не удержусь только от нескольких застольных фоток, сделанных Татьяной Владыковой.

А потом у нас был музыкальный вечер в номере и остатки еды с новогоднего стола.

А завтра у нас не менее интересная программа - поездка в Нилову пустынь и прогулка по Осташкову!