top of page

15 декабря 2016 года. Шагаю по Москве.

Сегодня судьба (работа) снова занесла меня на Садовое кольцо. Необходимо было отвезти документы по адресу: Садовая Кудринская, 20.

И снова, как и в прошлый раз, когда вместо работы я искала Патриаршие пруды , на Сухаревской вместо троллейбуса "Б" я села на "А" со всеми вытекающими - от Бульварного кольца, по которому ходит "А" до Садового ещё идти и идти... Сегодня я решила прогуляться по Малой Никитской улице.

Первое, что сразу бросается в глаза человеку, впервые попавшему на площадь Никитских ворот, это, конечно, красивый храм - "Большое Вознесение у Никитских ворот".

Однако, те, кто интересуется русской литературой и историей, естественно, знают, что в этом храме 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.

К проекту храма имеют отношение многие известные русские архитекторы - М.Ф. Казаков, О. И. Бове, А.Г. Григорьев, Ф.М. Шестаков, Е.Д. Тюрин. Храм был построен в период 1798 - 1830 гг, окончательно закончен в 1848 году.

Основной архитектурный стиль - ампир.

Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову.

Церковь, в которой венчался А. С. Пушкин, я , конечно, уже видела много раз, а те места, которые посетила дальше, увидела впервые...

Справа на Малой Никитской - на доме 6 - я увидела табличку, на которой было написано, что в этом доме с 1931 по 1936 гг жил А. М. Горький:

Вполне красивый дом - красивые окна, красивая ограда, красивые мозаики наверху...

Пока я всё это разглядывала и фотографировала, ко мне подошёл какой-то мужчина и спросил: "А Вы видели, какие мозаики? А Вы знаете, что этот дом Сталин подарил Горькому? А Вы знаете, что здесь рядом есть дом Саввы Морозова? Не знаете??? Давайте я Вам его покажу! Мне как раз по-пути".

...Вот так у меня появился "экскурсовод", и вместо Малой Никитской он повел меня на Спиридоновку...

Это - линия на карте моей сегодняшней прогулки

1-м красивым домом на Спиридоновке оказалось Генеральное консульство Греции (Спиридоновка, 14):

"Экскурсовод" всё время рассказывал, в каком доме кто жил, в основном из членов правительства СССР, с обоих сторон - таблички с именами - Гришин и т.д., я ничего этого не запоминала и не фотографировала, на вопрос: "Откуда Вы всё это знаете?", он отвечал: "Я здесь живу всю жизнь!"

А вот и дом Саввы Морозова, Спиридоновка, 17:

Фотографировать трудно - из-за забора. А внутрь двора не пускают - охрана. Висит такая табличка:

Из Википедии я узнала, что особняк Зинаиды Морозовой - жены богатого промышленника и мецената Саввы Морозова - был построен архитектором Фёдором Шехтелем в 1893—1898 годах. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.

Вот бы попасть внутрь!... Но сейчас это дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений.

Дальше мы снова шли мимо каких-то кирпичных домов с табличками, что здесь жили великие деятели СССР....

Почти у Садового кольца я поблагодарила моего "экскурсовода", он пришёл домой. Разрешил сфотографировать его на прощание:

А я пошла дальше, увидела ещё один красивый дом - по адресу Вспольный переулок, 21:

Это главный дом городской усадьбы Е. П. Мочаловой — В. Г. Малича. Изначально особняк был построен в 1857 году. В 1906-1910 гг перестроен архитектором И. В. Жолтовским.

Полюбовавшись на особняк, я вышла на Садовое кольцо и, выполнив задание на Садовой Кудринской, 20, прогулялась до Маяковской, по пути фотографируя то, что казалось мне интересным.

Садовая Кудринская, 24/27. Бывший доходный дом П. А. Скопника

А в яркий зимний солнечный день красивым кажется всё!

bottom of page