Великолепная Италия. Часть 13-я. Городки на туфовых скалах Сована и Сорано. Улицы-пещеры этрусков V

День 11-й. 27 сентября. Вторник.

Этот день был полностью посвящен очаровательным городкам на туфовых скалах, построенных на месте поселений этрусков, дорогам, улицам-пещерам, проложенным ими в скалах, поискам некрополей и т. д.

За месяц до поездки я пыталась заказать экскурсию "Почти сказочные города на вулканическом камне: Питильяно, Сована и Сорано и этрусский археологический парк" от русскоговорящего гида Жанны Караманешт, но, к сожалению, мне это сделать не удалось - у неё все было занято на наши даты... Я боялась, что сами мы чего-нибудь не найдём, что-нибудь пропустим! К счастью, всё нашли, ну или почти всё... А теперь по-порядку.

Знакомство с Питильяно у нас началось вчера вечером и сегодня утром, об этом я уже писала в предыдущей части повествования.

Где находятся улицы-пещеры и некрополи этрусков, мы не знали,точных координат в интернете найти не удалось. В центре туристической информации в Питильяно мы тоже ничего путного не выяснили, поэтому понадеялись на указатели. В навигаторы забили Совану и Сорано. В первую очередь поехали в Совану, так как она была ближе.

Сована очень понравилась! Это очень маленький городок - меньше Питильяно в несколько раз. При этом, там есть полный набор достопримечательностей - руины крепости, 2 церкви, очаровательные домики из туфа, маленькие магазинчики и кафе, есть даже "регулярный сад",... только совсем нет туристов!

Поселение стало формироваться здесь в самом начале нашей эры рядом с некрополями этрусков, домики из туфа были построены в эпоху Средневековья, крепость датируется 16 веком...

В городке всего одна главная улица - та, которая с двух сторон застроена домами, их легко сосчитать.... Мы прогулялись через весь город - от крепости (нижняя часть рисунка) до Кафедрального Собора Duomo-Sovana (верхняя часть рисунка), вернулись по параллельной улочке - огородами...

Вот небольшой фотоотчет:

Возвращаемся по улице Via Rodolfo Siviero

...уходим огородами:

Немногие из местных жителей:

Из Сованы мы поехали в Сорано, надеясь встретить на пути Археологический парк этрусков с некрополями, не встретили...

Кстати, только вернувшись в Москву, я поняла, почему мы не нашли главные некрополи этрусков. Я спрашивала в турбюро Питильяно археологический парк Citta del Tufo, мне отвечали, что всё это место - и Питильяно в том числе, и другие города - археологический парк Citta del Tufo. Оказывается, надо было спрашивать конкретно некрополи...

Дорога из Сованы в Сорано - очень красивая. Несколько раз останавливались - фотографировать.

Первые улицы-пещеры на нашем пути

Часовня в скале, в 1 км от Сованы

Подъехав к Сорано, мы оставили машину на бесплатной парковке - внизу, при въезде в город. Первое, что открылось взору после небольшого подъёма в гору - смотровая площадка - вид на Сорано.

После Питильяно и Сованы Сорано не впечатлил, по-крайней мере, меня. Он показался менее гармоничным, чем Питильяно и более туристичным. Однако, мы поднялись к крепости...

...и погуляли по городу:

Со смотровых площадок города видны пещеры в скале!

Серьёзные туристы

...и их экипировка

Но, всё-таки, очень важно для меня сегодня было найти пещеры этрусков и Via Cava. Поэтому, на стоянке мы спросили какую-то женщину про некрополи. Она поинтересовалась, какие именно некрополи нам нужны - Сованы или Сорано, мы были рядом с Сорано, поэтому ответили Сорано. Она подвела нас к примерно такой карте, которых, кстати, развешено множество и показала нужную нам точку.

Через несколько минут мы подъехали к маленькой неприметной стояночке у дороги (по пути из Сованы в Сорано мы её проезжали, но не заметили).

Если кому-то понадобятся координаты этого места - вот они: 42.684996, 11.709212. Имелась и табличка:

Это оказалась та самая улица-пещера San Rosso, про которую я читала в отчете путешественника Дмитрия на форуме Винского - "Италия на своей машине". Благодаря его отчету, я впервые узнала о городках на туфовых скалах Питильяно, Соване и Сорано, об этрусках, улицах-пещерах и о многом другом. И маршрут путешествия (самая интересная, на мой взгляд, его часть) был составлен, руководствуясь его отчетом.

Пора немножко рассказать об этрусках. Я, конечно, проходила их в школе, но, видимо, проходила мимо, поэтому, перед поездкой в Италию, узнала о них, можно сказать, впервые...

По сведениям, почерпнутым из нескольких статей в интернете и в путеводителе Дмитрия Крылова, я сделала для себя следующие выводы:

• Этруски - это народ, который населял центральную Италию - в том числе районы Тосканы, Лацио и Умбрии в 1- м тысячелетии до нашей эры;

• Этот народ греки называли тирренами, римляне - этрусками или тусками, сами этруски называли себя расенами или расна (Rasenna, Raśna); С этрусками связан ряд географических названий: Тирренское море было названо так древними греками, поскольку контролировалось "тирренами", Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, область Италии Тоскана названа так в связи с тем, что там жили "туски";

• население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек;

• Существует несколько версий происхождения этрусков.

Первая версия (самая древняя) - этруски - выходцы из Малой Азии.

Вторая (северная) - этруски пришли в Италию с севера - из-за Альп.

Третья (самая популярная у итальянских ученых) - этруски – коренные жители Италии. А лично мне нравится самая неправдоподобная из версий: этруски - это русские.... В путешествии мы в шутку назвали их "эти русские";

• Этруски создали развитую цивилизацию, предшествующую римской и оказавшую на неё огромное влияние. Возможно, этруски основали сам "вечный город Рим". (http://secrethistory.su/1207-kto-takie-etruski.html);

• Этруски имели свою письменность, которую до сих пор не удалось расшифровать;

• Период расцвета этрусской цивилизакии приходится на VIII -VI вв до нашей эры. V - III столетие до нашей эры - период постоянной борьбы этрусков - сначала с римлянами, затем с галлами (уже на стороне римлян). Период II—I вв до н. э. называют этрусско-римским. Постепенно этруски перенимают образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён.

Итак, оставив машину на стоянке, мы, сначала все вместе, пошли изучать улицу, проложенную в скале этрусками Via Cava di: San Rosso.

Я почти сразу поняла, что оделась не правильно: сарафан и босоножки совершенно не соответствовали месту прогулки.

Наши дядьки быстро устали и решили подождать нас на стоянке, дальше мы пошли вдвоём с Алёной. Честно говоря, и я, пройдя километр, сказала, что, вроде, всё понятно, мы всё увидели, и предлагала вернуться. Но Алёна, сказала, что раз уж пошли, нужно куда-нибудь дойти, и мы пошли дальше.

Эта фотография мне нравится больше всех. Представляете, какой высоты скала, я на её фоне кажусь просто букашкой!

Через некоторое время мы вышли к реке. Можно было перейти её вброд и продолжить путь - погулять ещё по Via Cava часок-другой, но нас у машины ждали дядьки...

Кроме того, пройдя немножко вдоль реки, мы обнаружили пещеры, видимо, здесь были этрусские некрополи...

Мы поняли, что цель достигнута, и вернулись. Кстати, обратный путь, хоть и в гору, занял меньше времени, чем путь туда.

Не доходя до стоянки, нас ждал Андрей, чтобы показать, какую он нашел великолепную смотровую площадку с видом на Сорано!

Там же была отличная поляна с лавочками. Если бы мы знали заранее, взяли бы с собой пикниковую сумку и устроили там обед!

А мы вернулись в Питильяно. По моему плану, мы должны были сегодня пообедать или поужинать в пиццерии

"Il Noce", про которую я прочитала в отчете того-же путешественника Дмитрия и его жены - Ксении. Там делают какую-то необыкновенную полузакрытую пиццу. Вообще-то, я равнодушна к пицце, но эту хотелось попробовать. Пиццерию мы нашли, она находится рядом с центром туристической информации, но, к сожалению, была закрыта, висело объявление о том, что пиццерия закрыта на неделю (видимо, хозяева уехали отдыхать...). Пришлось нам купить продуктов, вина и пообедать дома ( в 5 часов вечера). А в 8 - поужинать в одной из тратторий города, о чем я уже писала в отчете про Питильяно...

Завтра, к сожалению, мы покидаем прекрасную Тоскану и направляемся в обратную сторону, но в нашей программе ещё много интересного - Орвиетто, Чивита-ди Баньореджио, Сан-Марино! Поэтому, пока не до грусти...