top of page

Уголок старой Москвы. Крутицкое подворье.


У меня замечательная работа! Я хозяйка своего времени. В течение рабочего дня я могу выбрать часок-другой для себя и своих увлечений.

А одним из своих увлечений я считаю прогулки по Москве, это одна из причин, по которой я выбрала (на старости лет) работу курьера.

В последние 2 месяца погода не баловала нас солнышком. А сегодня (30 ноября 2016 года) выдался такой день, что я вспомнила, что давно хотела посетить уголок Москвы, где ещё ни разу не была, хоть и жила рядом целых 6 лет - с 1982 по 1988 годы...

Крутицкое подворье расположено почти в центре Москвы (-: ... - в 700 метрах от станции метро Пролетарская. И самый правильный путь от метро - вот такой:

Но мы ведь не ищем лёгких путей! Тем более, что я работала у станции метро Автозаводская, а не Пролетарская, поэтому так получилось, что от остановки автобуса "Арбатецкая улица", я попала на территорию Крутицкого подворья с (задней) обратной стороны - с Арбатецкой улицы...

Линия на карте моей сегодняшней прогулки выглядела так:

Вход на территорию Крутицкого подворья с Арбатецкой улицы

Боялась, что придётся возвращаться, но на территорию приводят несколько дорог (как минимум, 3), все ворота были открыты.

Крутицкое Патриаршее подворье - памятник архитектуры 17 века. Возникло подворье гораздо раньше, в 13 веке, сначала как монастырь, а затем как резиденция епископов. Село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань. В те времена левый берег Москвы был крутым, обрывистым, отсюда и название монастыря - Крутицкий.

В 1589 Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов.

В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились слобода Дубровка (1-я Дубровская улица), слобода Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая слобода, Калитники и село Кожухово.

Расцвет Крутиц прихоится на конец 16 века. В это время возводятся почти все каменные здания подворья, сохранившиеся до наших дней.

1. Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Главный храм подворья - Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах много раз перестраивался. В 1516 году существовавший на этом месте Собор Петра и Павла был перестроен и назван Малым Успенским Собором (в отличии от Успенского собора Кремля); в 1665 г. было начато строительство нового каменного здания соборной церкви с двумя престолами: Петра и Павла (нижним, зимним) и верхним — в честь Успения Богородицы, которое закончилось в 1689 году; главный Успенский престол (верхний летний храм) был достроен в 1700 году; в 1895 году был добавлен придел во имя Сергия Радонежского.

Это, видимо, вход в нижний храм, но на табличке ничего не написано

... и ещё какая-то дверца...

Я побывала в верхнем храме. Там разрешено фотографирование без вспышки.

Храм - действующий. Внутри очень красиво! Можно купить свечки и литературу.

Собор Успения Пресвятой Богородицы и Успенские переходы (2)

Святые ворота и Крутицкий надвратный теремок (3)

В 1693–1694 годах были построены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в Успенский собор. Теремок облицован многоцветными поливными изразцами. При сооружении теремка было израсходовано примерно 1500–2000 изразцов, изготовителем которых, вероятно, был мастер Степан Иванов.

Теремок

Святые ворота

Слева на фото - Дворец Крутицких митрополитов (4) - 1665-1670 гг., справа - теремок и Успенские переходы

Храм Воскресения Словущего на Крутицах (5) построен в 1650-е годы на фундаменте начала XVI века

Палаты (Крутицкий казенный приказ), 2-я половина XVII в (7).

На Крутицкой улице сохранились дома, построенные в конце 19 века (11):

Когда я находилась там, меня охватили двойственные чувства. Во-первых, время остановилось, или я случайно на машине времени попала в 19 век. Только ведь и в 19 веке жили люди, бабы ходили с коромыслом за водой, бегали детишки, проезжала повозка... А здесь - никого! Только современные автомобили портят картину и возвращают к действительности. Во-вторых, Крутицкое подворье, это уникальное место, какого в Москве не сыщешь, практически не реставрируется! Какую красоту можно было бы здесь навести! Остается надеяться, что когда-нибудь дойдут руки и до этого прекрасного места, восстановили ведь Коломенское, построили дворец Алексея Михайловича, достроили Царицынский дворец и много ещё чего хорошего сделали...

Напоследок прогуливаюсь ещё раз по Крутицкой улице:

И выхожу через другие ворота - на 1-й Крутицкий переулок - Новоспасский проезд - Симоновский вал, бросив прощальный взгляд на Собор. Я обязательно сюда ещё вернусь!

bottom of page