Русский Север. Июль 2016. Часть 3-я. Деревянные церкви Архангельской области.

День 3-й. 4 июля 2016 года. Понедельник. Продолжение.

Итак, насладившись прогулкой по Каргополю, закупив сувениры и продукты, искупавшись в Онеге на городском пляже и заправившись бензином до полных баков и канистр, мы покидаем Каргополь и цивилизацию на 5 дней. Наш путь лежит в Кенозёрский национальный парк, вернее, в его отдаленную северную часть - село Вершинино.

Когда я прокладывала маршрут в Гугле, добавив промежуточные точки Кипрово и Ширяиха, так как в них сохранились замечательные памятники деревянного зодчества, получилась примерно такая карта:

Т. е. 200 км гугл предлагал преодолеть за 4 часа. На деле получилось ещё больше - навигаторы (Гармин) возили нас от Кипрово до Ширяихи по прямой - по лесным дорожкам, известным только им! Кстати, мы предлагали молодым Комосовым на "минике" не искушать судьбу и поехать прямо в Вершинино, не заезжая в Ширяиху. Но они сказали, что тоже хотят церкви! И мы поехали все вместе. Забегая вперёд, скажу, что "миник" показал себя очень хорошо, ничуть не замедляя нашего движения, а когда мы предлагали Лёшке поехать первым, он отрывался от нас настолько, что мы догоняли его с большим трудом!

Первым пунктом нашей сегодняшней культурной программы был комплекс деревянных церквей в Кипрово (Саунино), который находится в 5 км от Каргополя.

Церковь Иоанна Златоуста была построена в 1665 году и расположена на краю большого села Кипрово. Но когда попадаешь туда, про село забываешь, кажется, что Церковь стоит в чистом поле. В ансамбль входит колокольня, а с западной части к церкви позже пристроена трапезная.

Как и каменные храмы Каргополя, деревянные церкви в его окрестностях просто огромны! Я специально попросила Славу встать рядом с церковью, чтобы показать её размеры!

Церковь Иоанна Златоуста близ Каргополя. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Весь архитектурный ансамбль и природа вокруг - очень красивы!

Следующим пунктом нашей программы было Ошевенское - остатки Ошевенского монастыря и несколько церквей и часовен в его окрестностях.

Дорога от Кипрово в Ошевенское выглядела вот так:

Мы ехали во второй машине. Иногда приходилось даже останавливаться, когда видимость становилась нулевой, третьей машине приходилось ещё хуже!

Попадались и сёла:

Кстати, в населенных пунктах дороги поливают водой, чтобы не пылили.

Ошевенский монастырь оказался почти полностью разрушенным, но при этом - действующим!

Монастырь был основан в середине 15 века преподобным Александром Ошевенским, в юношеском возрасте принявшем пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре, строительство вел его отец, Никифор Ошевень... В 1928 году обитель прекратила существование. Только в последние несколько лет идет медленное восстановление монастыря.

Александро-Ошевенский монастырь. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

То, что осталось от храма...

Зачем сажать цветы и косить траву, если вокруг такая первозданная красота?

Нам любезно разрешили забраться на колокольню!

Колокола - вполне себе действующие!

С высоты колокольни мы увидели следующую деревянную церковь - Богоявленскую и отправились туда...

И церковь, и деревянные дома, и всё остальное, что предстало нашим глазам в следующие минуты и часы оказалось музеем деревянного зодчества...

Мы увидели вот такую табличку:

Когда остановились, к нам подошёл какой-то мужчина и всем бесплатно вручил вот такие карты, с которыми мы сверялись, чтобы ничего не пропустить:

Всё это оказалось для нас полной неожиданностью, что не удивительно - музей находится на стадии организации, никакой информации в интернете об этом нет. В церковь пока не пустили, мужчина сказал: "Приезжайте через неделю, всё будет достроено и открыто"...

Но несмотря на то, что что-то где-то не достроено и закрыто, мне всё страшно понравилось! Сначала посмотрели Богоявленскую церковь, построенную в 1787 году:

Церковь Богоявления Господня в деревне Погост. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Церковь Богоявления господня в деревне Погост

Колокольня Богоявленской церкви

Строящееся здание музея

Ошевенский погост. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Вот такие огромные дома когда-то строили в деревнях русского севера! Почти на каждом доме - табличка с информацией о том, что это памятник архитектуры.

Колодец - журавль

Здание больницы

Местный житель

Две маленькие часовни, очень похожие друг не друга:

Георгиевская часовня. Ошевенский погост. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Георгиевская часовня (конец 19-начало 20 века)

Часовня Илии Пророка в деревне Большой Холуй. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Часовня Илии Пророка в деревне Большой Халуй, 18 век

В отличие от других музеев деревянного зодчества, коих я посетила уже не мало (в Витославицах близ Великого Новгорода, в Суздале, на острове Кижи), все эти шедевры деревянного зодчества вот уже несколько столетий находятся на своих местах, там где их построили, ниоткуда не привезены! Не знаю, как другие члены команды, но я была в полном восторге от увиденного в этот день!...

Осмотрев всё, перед тем, как ехать дальше, искупались в речке Чурьеге в деревне Ширяиха...

И снова - дороги - ровные пыльные грунтовки...

А это - после дождичка. Очень красивое место, по-ощущениям - кипарисовая аллея...

Понтонный мост через реку Онегу (200 рублей - с внедорожника, 100 - с малыша):

В "столицу" северной части Кенозерского национального парка - село Вершинино приехали только в 18.30, но об этом - в следующей части отчета...