Русский север. Июль 2016. Часть 1-я. Дорога. Спасо-Прилуцкий монастырь.

Предисловие.

Давным давно, в далёком 2005 году (кажется, что прошло уже 100 лет) мы с большой компанией друзей ездили на автомобилях на Соловецкие острова. Ехали долго - целых 8 дней в одну сторону, так как были в тех краях в первый раз, останавливались во всех интересных городах и городках, попадающихся нам на пути (но это - отдельная история, и она - из прошлой жизни). И сложилось у меня в той поездке целых 3 мечты : 1-я - отдохнуть в Карелии на Челмужской косе как минимум 2 недели, 2-я - отдохнуть в Кенозерском национальном парке как минимум неделю и 3-я - попасть ещё раз на Соловки... Первая мечта осуществилась почти сразу - через год. Третья мечта пока остаётся только мечтой. А вот в Кенозёрский национальный парк мы съездили в этом году, вернулись неделю назад...

А теперь по порядку. Поездка на Русский север планировалась ещё в январе. Рассматривались разные варианты - 3 дня в Архангельске плюс 10-12 дней в Кенозерском национальном парке в гостевых домах; неделя в Северной части Кенозерского Национального парка и неделя в его южной части (тоже в гостевых домах). На этой стадии к планированию присоединилась моя подруга Ольга Комосова, которая удивилась, почему мы не включаем в план поездки всеми нами любимые Чёлмужи. Я отвечала, что там нет гостевых домов... "Как, ты предпочитаешь какие-то чужие дома чистому лесу и палаткам? Давай поедем в Чёлмужи хотя бы на 3 дня!" Итак, в результате долгих переговоров маршрут был скорректирован до неузнаваемости и, забегая вперёд, скажу, что поездка получилась одна из самых лучших за всю историю наших путешествий по России. Первая половина путешествия была познавательной, вторая - отдыхательной.

День 1-й. 2 июля. Суббота.

Дача - Промежуточная ночевка по пути в Каргополь.

День 2-й. 3 июля. Воскресенье.

Осмотр деревянной церкви Ильи Пророка в селе Ростовское (деревня Возгрецовская)

61.078, 42.002 .

Переезд в Каргополь. Гостиница Поонежье.

Вечерняя прогулка по Каргополю.

День 3-й. 4 июля. Понедельник.

Прогулка по Каргополю, в 10.00 - выезд в сторону Вершинино.

Каргополь - Саунино (Кипрово) (Церковь Иоанна Златоуста) - Ошевенское (Ширяиха, Погост, Большой Холуй ) - Вершинино.

Ночевка в гостевом доме "Дом Евсеева".

4-й день. 5 июля. Вторник.

Вершинино. Осмотр деревни, прогулка к Никольской церкви.

Вершинино - Филипповская.

5-9 июля (всего 3 дня, 4 ночи).

Отдых в палатках, Филипповская.

7 июля - экскурсия на пароходе по Кенозеру. С 14 до 17.30.

9 июля. 8 день. Суббота.

Вершинино - Челмужи.

10 июля - 14 июля. Воскресенье - четверг.

Отдых в палатках в Челмужах.

(Забегая вперед, скажу, что в пятницу мы не уехали, остались до субботы, слишком там было хорошо!)

15 июля. Пятница. (фактически, 16 июля, суббота)

Челмужи - дача.

На деле получилось немного больше, чем на карте - 2821 км, так как, естественно, были и другие перемещения на местах.

По деньгам поездка обошлась нам немногим меньше, чем в 30000 рублей на троих, в том числе бензин и платные переправы - 9100, питание - 8700, жилье - 6300, экскурсии - 2700, сувениры - 2800.

Наша "команда" состояла из 5-и бывалых путешественников предпенсионного возраста, молодой семейной пары с ребенком, одной студентки Севастопольского Университета и одной школьницы 6 класса...

Слава Суслин из Севастополя и его дочка Наташа - наши постоянные спутники в таких поездках, туристы с огромным стажем.

Юра и Ольга Комосовы - активные автопутешественники, главные вдохновители наших самостоятельных поездок на своей машине в Европу, которые оставили нас в этом деле далеко позади. В их активе 3-х недельное автопутешествие по Италии, 4-х недельное по Франции с палатками, путешествия в Норвегию и Исландию.

Молодые Комосовы - Женя, Лёша и Василиса

Самый молодой член команды - Василиса Алексеевна Комосова или просто Вася...

Наша внучка, Анютка, автопутешественница с 4-х летним стажем

Игорь - мой любимый мужчина, друг, соратник и муж (по-совместительству)

Таня

А без этих троих наша поездка просто не смогла бы состояться...

День 1-й. 2 июля. Суббота.

Выезд был намечен на 7.30 утра с нашей дачи. В нашей машине было четверо - я, Игорь, Анютка и Наташа. Славу и часть общественных вещей забрали к себе в машину приехавшие за нами старшие Комосовы.

После упаковки наша машина выглядела вот так:

А это - наша команда перед отъездом (вернее, 7/10 команды):

Выехали в 9.20 вместо запланированных 7.30. Но мы не спешили. Лето, белые ночи, 25 градусов тепла и впереди - всё путешествие!

Ярославка, как и вся дорога "Холмогоры" в целом, нас, как всегда порадовала - нормальная спокойная ровная дорога, даже с отдельными участками автомагистрали.

Переславль Залесский, Ростов Великий и Ярославль преодолевали по объездным дорогам, так как бывали там уже по много раз... Целью сегодняшнего дня было доехать примерно до Вельска и найти место для первой ночевки.

После Ярославля и Данилова встретились в условленном месте - на реке Соть - с молодыми Комосовыми, которые выехали раньше нас, чтобы иметь возможность почаще останавливаться - выгуливать малыша...

Речка - очень мелкая, но вода - чистейшая и тёплая, множество маленьких рыбок делают бесплатный пилинг:

Там и пообедали...

Обсуждаем маршрут

В 14.45 въехали в Вологодскую область.

А в 16 часов - в Вологду...

В Вологде мы тоже были несколько раз, поэтому через центр города не поехали, но в последний момент всё-таки договорились заехать в один монастырь - Спасо-Прилуцкий, чтобы день не пропал даром...

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь был основан в 1371 году Димитрием Прилуцким, игуменом Никольского монастыря из города Переславля-Залесского. Сначала он построил деревянную церковь и около нее деревянные келльи для иноков. Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь стал одним из самых богатых и известных монастырей на Севере России. В 1537–1542 годах в монастыре был построен первый каменный храм в Вологде - Спасский собор....

На территории монастыря какая-то особая атмосфера - там тихо, торжественно и строго. Несмотря на то, что была суббота, посетителей мы почти не встретили. Наши мужчины к посещению монастыря были не готовы, приехали в шортах, которые им пришлось прикрыть черными юбками...

Главные ворота монастыря и надвратная церковь Вознесения Господня (1590 год)

Корпус братских и настоятельских келий

Спасский собор (1537-1542 гг) и колокольня, построенная между 1639 и 1654 годами на месте более старой, возведенной одновременно с собором.

Центральные постройки соединены между собой галереями:

Введенская церковь (1541-1545 гг)

Успенская деревянная шатровая церковь первой половины XVI века была перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устье.

Корпус братских и настоятельских келий (17-19 вв)

Святой колодец

Стены монастыря были построены в 1656 году взамен старых деревянных, сожженных в начале 17 века поляками-литовцами, татарами и казаками.

В монастыре мы провели чуть более получаса, после чего отправились дальше, искать место для ночлега. Требования к месту ночлега у нас довольно большие : оно не должно быть совсем рядом с дорогой, обязательно наличие водоема - реки или озера, чтобы можно было искупаться и вымыть посуду. Такое место подбирали ещё в Москве с помощью спутниковых карт. Предположительных мест для ночевки было выбрано 3. Сначала заехали к реке Вага (съезд напротив поворота на Новую деревню). Но лесная дорога вдруг превратилась в речку - приток Ваги:

В принципе, проехать можно было бы, но я сходила одна - посмотреть, что же там впереди. Дорога вышла к реке, вернее, к броду через реку. Красиво, но мест для стоянки не наблюдалось...

И мы поехали дальше, смотреть второе место предположительной ночевки. Третье смотреть не пришлось - нам всё здесь понравилось!

Остановились мы на чистой красивой речке - Пежме, напротив деревни Павловская (61.01588; 42.08226).

Палатки поставили на скошенном лугу.

Любовались закатом...

... и наползающим туманом...

Прятались от комариков...

... наслаждались белой ночью и шашлыком...

Так прошел этот замечательный день, следующий обещал быть ещё более интересным...