top of page

Карелия. Наше первое семейное автопутешествие.

Предисловие.

Путешествия для меня, если не сказать что "Хобби", просто САМОЕ интересное, что есть в жизни. Когда я познакомилась с Игорем, и мы стали переписываться в "Одноклассниках", я очень быстро поняла, что люди мы очень похожие, а, самое главное, у нас есть общие интересы.

В 2007 году мы оба, ещё в своих прошлых "жизнях" почти одновременно ездили в Псковскую область - в Псков и Печоры. Правда, для Игоря главным в путешествиях была рыбалка, а для меня - достопримечательности, но любовь к самому процессу езды оказалась общей.

Немного от себя, Игоря, что касается знакомства: познакомились мы в 1974-ом году, но это совсем другая история, и о ней нужно будет написать подробно. А пока, ещё в статусе гражданского мужа, не имея постоянной работы, был вывезен Татьяной в край, где, по слухам, водится бесчисленное множество всякой рыбы. Мы с Женечкой, особо не избалованные путешествиями, в основном ездившие в Астраханскую область на рыбалку, решили обратить взор свой в Северную сторону и попытать там удачи. Для меня важен сам процесс езды, и, поэтому, состояние души было великолепным. По дороге останавливались много раз у каждой достопримечательности - и в Старой Ладоге, и на реке Волхов, и в других местах (тогда я еще не понимал зачем все это - ведь на рыбалку едем, нужно скорее на место...).

... И вот, прожив целый год без путешествий, мы всё-таки собрались. У каждого из нас в прошлой жизни была своя компания. Моя компания была туристическо-отдыхательной: мы каждое лето ездили на озёра России на машинах в Тверскую, Псковскую, Новгородскую области, были на Соловках и в Карелии. Компания Игоря была рыбацкой, к нам присоединился его друг Женечка со своей семьёй. В итоге, объединённая компания получилась не слабая - 16 человек.

...А я дам краткую характеристику каждого.

В моей компании, в её основном составе, всегда были: Слава из Севастополя и его дочка, Наташа;

Слава

Замечательный человек, старается всем угодить и всем служить, единственный недостаток - не пьет, то-есть, вааще не пьет, даже не пригубит, ни за здоровье, ни за женщин...

Наташа, моя любимая девочка!

Славина дочь, полная его противоположность, интеллигентная оторва с легким, весёлым характером, жутко наивная...

Мой однокурсник, Тимур из Обнинска, и его сын - Никита. А в этот раз к ним (и нам) присоединились его жена - Татьяна и сын - Андрей;

Тимур

Чудесный человек, товарищ и компаньон. Обладает уникальной выдержкой и самообладанием, безумно общительный и интересный собеседник (правда, как и я, собеседник - моно). Он в мою жизнь ворвался уже с характеристикой: "Тимур открыл рот и забыл позавтракать", то-есть, завтрак плавно перешел в ужин...

Никита

Серьезный товарищ, самостоятельный, себе на уме, но вызывающий уважение...

Татьяна

Женщина со сложным характером, тяжело сходится с людьми, но если сошлась - своя в доску. У меня с ней сразу завязались теплые, дружеские отношения, и как же было приятно, когда после одной из их вылазок она приехала и сказала: "Как же хочется выпить с тобой водки" - это дорогого стоит...

Андрей

Человек безумно привлекательный, интересный, но в то же время очень замкнутый, правда, к концу похода раскрепостился...

Моя сестра - Наташа и её дочка - Александра;

Любимая сестрёнка, Наташка

Одним словом - свой парень...

Алька

Этому ребенку было очень скучно сидеть на месте, самый активный возраст, а его вывезли в какую-то глушь...

и мой однокурсник - Серёга Семчик, к которому в этот раз присоединились его друг - Саша, и жена - Наташа.

Серёга и Наташа

Опять буду краток - барин и танцор Серега, получивший от меня прозвище Сёмочка, и Натали, склонная к вредным привычкам...

Саша

Этого человека нельзя охарактеризовать кратко, человек с врожденным чувством юмора, каждая фраза которого является шедевром, никогда не можешь понять, когда он говорит серьезно, а когда шутит. Его характеризует анекдот, который он рассказал и сам же над ним так заразительно смеялся, что анекдот этот слышен был весь поход (отдельные его части).

"Сидит рыбак (у меня спрашивает, как мое полное имя, я отвечаю - Игорь Васильевич), к нему подплывает лягушка и спрашивает

- Как вас зовут?

- Игорь Васильевич.

- Можно я вокруг вашего поплавка поплаваю?

- Плавай.

- Можно с поплавка вашего поныряю?

- Все равно не клюет, ныряй.

- А можно я тут рядом с вами посижу?

- Сиди.

Сидят, она ему руку уже на плечо положила, а тут другая лягушка подплывает:

- Как вас зовут?

Первая лягушка ей и отвечает:

- А иди ты в попу(в последствии, когда освоился, он это слово заменил на другое)!.. Правда, Игорь Васильевич?"

Думаю, вам не надо подсказывать какая фраза из этого анекдота витала в воздухе все эти 2 недели...

...Не угадали! Фраза была: "Правда, Игорь Васильевич?"

Семья Синицыных:

Женечка

Это мой самый верный и преданный друг, хотя и ужасно ворчливый, как я его терплю?

Танечка

Это мой друг по терпеливости, она тоже его терпит, даже больше, чем я...

Олечка

А это их милый ребенок, из-за которого они и поехали - очень хотели показать Мир ребенку, все что они делают - это для нее...

Ну и мы...

Игорь

Это здесь я такой тихий и спокойный, на самом деле - совсем не подарок. У Тимура появился соперник, который мало того, что много говорит, и не всегда по-делу, так еще и очень громко, перебивая всех и вся... Когда однажды в том походе я поднял рюмку за тишину, которая нас окружает, Тимур в сердцах заявил: "Тихо здесь, только когда ты спишь или рыбу ловишь!"

Таня

Это наш вдохновитель и сценарист, который планирует маршруты и достопримечательности разыскивает для нас, ну и по совместительству является моей женой со всеми вытекающими последствиями...

Компания подобралась разношерстная, но это и хорошо, так как у всех свои увлечения и пристрастия, скучковались все по интересам, и никто никого не насиловал.

Дорога.

25 июля выехали с дачи, Славу с Наташей подобрали в Клину. Где-то в районе Спас-Заулка встретились с Синицынами, остальные добирались отдельно, некоторые (Тимуровцы) - позже на пару дней.

Навигаторов у нас в те времена ещё не было, дорогу выбрали по карте самую короткую, Ленинградку. А Ленинградка, как известно, дорога не самая приятная и не самая быстрая, везде стояли в пробках, особенно, на объездной вокруг Валдая и в Вышнем Волочке.

Настроение было игривое, Слава в Клину (т. к. он родом из Клина и в Севастополь попал по распределению) купил два кг охотничьих колбасок и, стоя в пробке вокруг Валдая, я высунул из окна одну из колбасок и начал ею махать, хотел подразнить пассажиров других машин, колбаска обломилась у самого основания и выпала из машины - подразнить не получилось, но смеялись потом долго, и вспоминаем сейчас это часто...

На нашем пути была крепость в селе Старая Ладога, заложенная в 1116 году (до наших дней дошла крепость, построенная в 16 веке), в которую мы ,естественно, заехали.

"В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древнерусской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика" (из Википедии), который княжил в Ладоге с 862 по 865 гг.

Вид из крепости на реку Волхов

Река Волхов

Церковь Святого Георгия, 12 век

До Ладожского озера добрались только поздним вечером, поиск основного места стоянки оставили на завтра....

Ночевали на берегу Ладожского озера в красивейшем месте, где дорога близко подходит к озеру, очевидно, в районе Видлицы...

Сосны, песок и море... Ладожское озеро - это то же море, только не соленое!

Для истории не могу не вспомнить, что здесь в Синицынской семье произошел некоторый конфликт, как сказала Олечка, иногда случающийся в их семье (раза два в год, по ее словам).

Опять всплыло: "- Что это у вас вся посуда перебита ? - Ругались; - А почему кровать сломана? - Мирились."

Утро

Это - моя лягушка, купается она при любой температуре воды и воздуха...

Завтрак, манная каша...

Сейчас смотришь на это, и многое всплывает в памяти: каша манная, а почему, собственно, манная? У Танечки Синицыной нет миски не потому что ей не хватило, а из-за того, что она с детства ненавидит манную кашу, как я перловую и овсяную.

Стоянка.

Основное место 2-х недельного базирования собирались устроить на озере Пюхяярви, мы там уже были в 2002 году, но подъездов к нему не нашли. Зато нашли другое очаровательное озеро - Сариярви.

Кстати, в 2002 году от Питкяранты до Пюхяярви мы добирались по ужасной грунтовке километров 30, каково же было наше изумление, когда мы обнаружили прекрасный автобан (А-121) в сторону Петрозаводска. От автобана до нашего озера оставалось километра 1.5-2...

Все было несколько иначе, я очень хорошо понимаю "налево-направо", поэтому меня везли куда-то, где огромного окуня кто-то когда-то поймал. Предстояла труднопроходимая дорога по лесу с препятствиями, но вместо этого нас ждал автобан, которого раньше не было. Там мы остановились, и какой-то добрый человек нас взялся сопроводить до озера, где отдыхают местные туристы (замечу, сопроводил бескорыстно).

Итак, первые 2 дня путешествия прошли в дороге и поисках стоянки, но мы были вознаграждены прекрасным местом на берегу маленького чистого озера и полным отсутствием народа.

Со слов местных, это местечко называется "долиной смерти"...

В этом что-то есть: тишина звенящая, ни птиц, ни зверья, ни транспорта...

А в лесу, метрах в 500-х от нашей стоянки - окопы и колючая проволока, следы Второй мировой войны...

Опять дополнение, место - действительно замечательное, только таким оно стало после пятичасовой работы всего нашего коллектива: и копание ямы, и сбор бутылок и банок, и собирание мусора с последующим закапыванием. Сейчас, после многочисленных наших поездок, понимаешь, что полноценно отдыхать можно только в Псковской области, где люди привыкли убирать за собой мусор, да и местные власти принимают активное участие в выделении денег на эту уборку.

Карелия - один из самых грязных регионов (хуже только Владимирская область) в нашей стране.

Как хочется, чтобы люди поняли, что Земля наша маленькая, а мест где можно отдохнуть - еще меньше, так зачем же гадить у себя дома, а ведь основной мусор туда привозят именно местные жители, мы были тому свидетелями...

Установили лагерь, затем составили график дежурств, который очень сильно многих напрягал - как это приготовить на всю эту ораву? На самом деле, дежурство это было условным, так как с нами был Слава, который каждое утро вставал раньше всех, разводил костер и варил кашу (каждый раз разную), а в это время все (я бы даже сказал, особенно дежурные) крепко спали и просыпались только после гонга - ударов половника по крышке котелка.

За это Славе прощалось все, даже то, что он совершенно не пьет...

Ну а в обед нужно было приготовить суп, который варился, как правило, почти всей командой, которая не разъехалась в этот день по достопримечательностям. В основном все друг другу мешали, но суп неизменно получался великолепным. Ну а к вечеру все вместе готовили много всяких вкусностей, салатиков - надо же было чем-то закусывать...

Неизменно одним из главных тостов был за Славу, за его каши и за его стремление всем помочь (Танечка Синицына к концу похода боялась спиться, так она была благодарна этому человеку и поднимала рюмку не один раз за вечер).

...Для удобства умывания, мытья посуды, ловли рыбы и т. п. мужчины построили мостик!

Допустим, мостик не построили, а восстановили, да и рыбу с него ловить было не удобно... Зато удобно чистить зубы!

Вся огромная площадь стоянки была усеяна сосновыми шишками, которыми мы "кормили" Женечкин самовар, и дров было полно, за ними не приходилось ходить далеко (плохо только то, что сгорали они мгновенно).

Нашими основными занятиями на отдыхе были: общение, купание, рыбалка, сбор и поедание грибов и ягод, песни и танцы у костра, любование закатами, ну и поездки по окрестным интересным местам...

Общение.

У меня существует дурацкая привычка: выбираю себе жертву и если она (жертва) реагирует на мои "подковырки", начинаю над ней подшучивать. В этом походе мной была выбрана севастопольская Наташка, обозвана ЗАРАЗОЙ (в последствии переименованная в ЛЮБИМУЮ ЗАРАЗУ), и я над ней прикалывался весь отдых. Она на это бурно реагировала, а мне только этого и надо было...

Действительно, как же хорошо убежать от всех городских забот, от всех новостей, проблем и спрятаться в лесу с друзьями, с любимой женщиной (а кто и с мужчиной - кому как повезет)...

Мы раньше водку всегда везли с собой, опасаясь местной подделки, но Татьяна приучила пить местный разлив, в качестве которого был выбран "Гарант", замечательное пойло, учитывая, что некоторые образцы можно попробовать только там. Больше всего нам понравилась "Малосольная", с маленькими огурчиками на дне, закусывать не надо - малосольным огурчиком уже отдает...

Купание.

Главное для Танечки - купание, а купание в этом месте неповторимое, прозрачнейшая вода и песчаное дно...

Рыбалка.

"Рыбалка - это твое, описывай",- сказала Татьяна и "попала", сейчас я все расскажу, как меня заманивали, и к чему я приехал.

У меня есть секретный тюбик - приманка для рыбы, делаешь болтушку и пшикаешь в неё 3 раза из этого тюбика, воняет, на три метра не подходи, а рыбе нравится. Так вот, даже и на эту дрянь здесь не клюет,... клюет, конечно, но редко и мелкая.

Женечке повезло больше

И сестрёнке повезло - щука уползла, но симпатичный окунёк попался!

Это одна и та же рыба...

Наловившись на стоянке, мы с Женечкой отправились искать удачи в других местах, а так как все озера там соединены множеством протоков и речушек, дошли до первой, и клев начался...

Ловилось как на "Белых камнях" у Гайдая, если РЫБА падала, мы ее не поднимали, проще другую поймать. За два часа было поймано 264 штуки (мы не поленились пересчитать, когда чистили). Всю перечистили - правило, введенное Татьяной: кто поймал, тот и чистит.

Так вот, когда последняя РЫБИНА была почищена, мы взвесили весь улов - 2 кг.

Затем были звонки друзьям, передавалось время ловли и количество хвостов (вес опускался) - должен же кто-то нам завидовать...

Я тоже ловила один раз. 5 минут надеваю червяка, закидываю удочку и сразу вытаскиваю очередную бибику - и так - до бесконечности, пока не надоело...

Хочется покончить с рыбой - ее мы поместили в котелок с толстым дном, добавили морковки и луку и поставили на "медленный" костер - получились замечательные консервы ("шкара")... (почему шкара не знаю - Танька так назвала).

Лес и дары леса.

Дождь...

Хочется еще одно маленькое отступление (раз уж речь зашла о лесе), часто мы слышим выражение: " Не ори, не в лесу". На сколько я это понимаю, речь идет о том, что дома - это громко, а в лесу все-равно не слышно, он же огромный. Так вот, спешу вас разуверить, вечером в лесу слышен каждый шорох, каждый шепоток, каждый звук. Даже несмотря на то, что мы, как молодожены, свою палатку поставили в отдалении, слышно было все так, как-будто мы все в одной постели...

Поэтому встречаться организьмами было возможно только в дождь и сильный ветер, к счастью природа нас иногда баловала...

Не могу не рассказать анекдот (коротко): Три друга, один говорит: "люблю рыбалку, с удочкой посидеть, люблю сам процесс...". Другой: "Люблю грибы собирать, тишина, птички поют, люблю сам процесс..." Третий: "А у меня пятеро детей, люблю сам процесс...". Так вот, мне повезло, я объединяю всю эту компанию и безумно люблю все эти три процесса...

Сыроежек были целые разноцветные поляны - жёлтые, розовые, фиолетовые... Мы выбирали самые свежие и солили, а на следующий день уже ими закусывали...

Только в последний день, когда мы остались вчетвером, смогли, наконец-то, покушать грибов. Грибников среди нас было не много (танцоров значительно больше, но в танцорах такие компании нуждаются больше, так как они несут веселье и радость окружающим, а это гораздо важнее, чем чревоугодие)... Принесённые 4 ведра грибов после чистки и жарки превращались в 2 ложечки лакомства каждому, которые и распробовать не успевали... А еще из ягод варили кисель и добавляли их в утреннюю кашу - вкуснятина!

Песни у костра.

Дискотеки...

Вот с танцами у меня хуже - это не моё, и поэтому выйти на кан-кан мне удалось только после дегустации почти всей коллекции "Гаранта", но зато как отплясывали...

Закаты.

Окна выходили на запад, каждый день мы наблюдали необыкновенной красоты закаты. Причём, картины менялись даже в течение одного вечера, на севере солнце садится медленно!

Белые ночи в Карелии. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Тут добавить нечего...

Белая ночь, луна...

Белая ночь в Карелии. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Почти каждый день мы куда-нибудь ездили, так как сидеть на одном месте, пусть даже очень красивом, скучно.

Сначала мы вчетвером - Игорь, я, Серёга и Натусик из Севастополя ездили на экскурсию по озёрам, находящимся совсем рядом с нами. Игорь пытался ловить рыбу, а остальные плавали на надувной лодке. Возможно, это было озеро Саксъярви, точно не скажу...

Кстати, там я встретил местного рыбака, который и поведал мне, что рыбы здесь нет, и поймать 2-3 щуки за сезон - это очень большая удача. Карелия большая, здесь - отдых, а рыбалка значительно севернее...

Безымянное озерцо...

Водопады.

Тимур, в отличие от нас, подготовился к поездке основательно: нашёл в интернете много интересного в радиусе 50 километров от места нашего базирования. Например, водопад Белые мосты!

Раньше я слышала, что водопад Кивач - самый высокий равнинный водопад Европы... Видимо, я услышала что-то не так... Водопад Кивач, конечно, красивое раскрученное туристическое место, но "Белые мосты" - это, на мой взгляд, что-то гораздо более интересное! Он огромен: его высота составляет 19 метров (Кивач - 10.5). Этот водопад называют ещё Юканокоски (по-фински), находится он на реке Кулисмайоки.

Туристов мы там не встретили - добраться до него не легко! Сначала пришлось преодолеть вот такой мостик, состоящий из разъезжающихся дощечек:

Я в этот раз с ними не поехал, а вот через неделю этот мостик выглядел совершенно иначе: устлан новыми досками, проехать по нему можно было, не снижая скорость...

А в пешеходной части пути пришлось подбираться к водопаду вот так:

Но, слава богу, все остались живы и на красоту водопада полюбовались со всех точек:

Вода в реке Кулисмайоки - торфяная...

Водопад Белые мосты. Карелия. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Это я уже во второй поездке на водопад, пытался поймать лосося - тщетно!

По пути из Питкяранты в Сартавалу в посёлке Койриноя находится одноимённый водопад - Койриноя.

Он совсем рядом с дорогой и, конечно, не такой интересный, как Белые мосты. Это мои ощущения - просто рядом нет красивой природы, водопад - сам по себе.. Но он тоже заслуживает того, чтобы на него взглянуть.

Особенно, если в кадр не попадает разрушенная плотина...

А вот Рускеальские водопады на реке Тохмайоки меня совершенно очаровали! Сами каскады водопадов, река, лес вокруг, звук журчащей воды...

Рускеальские водопады. Карелия. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

В 1972 году здесь снимали фильм "А зори здесь тихие", для которого была построена избушка, сохранившаяся до наших дней и гармонично вписавшаяся в окружающую природу.

.

Несмотря на дождь, мы там замечательно погуляли!

А потом поехали в Мраморный каньон!

Дождь кончился, ничто не мешало насладиться красотой (как ни странно, созданной с участием человеческих рук)!

Мраморный каньон Рускеала.

Из Википедии: "Каменоломни, обнаруженные пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом, начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.

На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых, с помощью бурения и закладки пороховых зарядов, добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения.

Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окнаМраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также в середине XX века — подземные залы станцийПетербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».

За время сооружения Исаакиевского собора, в 1818—1858 годах, мраморные разработки неоднократно посещал архитектор Огюст Монферран.

Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказались затоплены; откачать воду не представляется возможным".

Отступление: о существовании каньона мы и не знали, Тимур и его команда, по-слухам, случайно набрела на него в одну из своих вылазок, ну а дальше все - достопримечательность - нам туда просто необходимо ( у Танечки не забалуешься...). Я не пожалел, правда каньон затопили позже, когда стал не нужен мрамор - за бугром же его лучше покупать. Сейчас добыча мрамора ведется, но очень незначительная и далее всю эту красоту перерабатывают в щебень - это по нашему...

Сначала мы прогулялись вокруг каньона поверху. Красота там просто необыкновенная, оторваться от фотоаппарата было невозможно!

Мраморный каньон Рускеала. Карелия. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

Поверье: если монетка удержится на перешейке - загаданное желание исполнится...

Фото, к большому сожалению, не передает всей красоты камня, его цветов и переливов...

Потом решили покататься на лодках.

Цвет воды!!!

И прозрачность!

Отражение...

Изумление и восторг!

В пещере...

Экипаж

Растительность камней!

Штольня?

Мрамор

Изумруд!

Питкяранта.

Честно говоря, город Питкяранта не произвёл на меня никакого впечатления, но название - красивое, в переводе с финского означает "Длинный берег", до 1940 года Питкяранта входила в состав Финляндии.

В городе есть 2 церкви - православная и лютеранская.

Православная церковь

Лютеранская церковь

Колокольня

Индустриальные пейзажи Питкяранты

А мне хочется добавить, что этот город и весь Питкярнтский район запомнились своими ужасными дорогами, которые "охотятся" за нашей резиной (имею ввиду колеса). На вполне приличной дороге может внезапно появиться не глубокая, а глубочайшая яма. Едешь как по минному полю!.. Мне не повезло дважды, итог - покупка на обратном пути двух колес.

А самой значительной (не могу сказать, что самой интересной, всё в этом путешествии было интересным) была экскурсия-поездка на Валаам!

Валаам.

Для поездки на Валаам компанию пришлось разделить на 2 части, чтобы не оставлять лагерь без присмотра. В 1-й партии были Синицыны и Тимуровцы, а во 2-й - мы и Слава с Натусиком. Остальные к тому времени уже разъехались в Москву.

1-й партии не повезло 2 раза. Во-первых, с погодой, почти весь день шёл дождь, Ладожское озеро штормило. А во-вторых, им досталось тихоходное средство передвижения по воде с громким названием "Бывалый", которое ползло 3.5 часа в одну сторону, из-за сильной качки их поездка сопровождалась морской болезнью...

История эта действительно была интересной, поэтому нуждается в дополнении. Приехали эти люди в г. Сортавала, там их ожидал шикарный лайнер на подводных крыльях, в который они успешно и загрузились. Но тут к причалу примчались два экскурсионных автобуса не то с финнами, не то со шведами, и наших людей вежливо попросили удалиться, а желание попасть на остров осталось...

Как потом рассказывала Танечка Синицина, жизнь ее поделилась на два этапа: до "Бывалого" и после "Бывалого". Они не просто болтались все эти 3,5 часа, они постоянно уворачивались от сыпавшейся на них с полок посуды и прочей утвари... Короче, на Валаам они прибыли совершенно разбитыми, и им совершенно было уже не до достопримечательностей, да и времени для них особо не оставалось...

Это уже наше фото легендарного Бывалого, сделанное на следующий день для истории, уж больно мне понравился их рассказ, и сколько мы потом выпили за это чудесное судно...

Зато на следующий день нашей компании с погодой повезло, а до Валаама мы плыли вот на такой красивой "Ракете"

На Валааме я уже не в первый раз, в 2002 году была там даже с ночёвкой (вынужденной, опаздали на последний пароход).

Это место мне очень нравится! Нет, не так,.. я люблю это место! Я читала некоторые отчёты в интернете, что Валаам кому-то не понравился из-за огромного количества туристов... У меня свой Валаам! Туда не надо ездить в составе экскурсионной группы, когда экскурсоводы вас водят стадом по определённым маршрутам... Там надо гулять самостоятельно, лучше приезжать с ночёвкой..

Про достопримечательности Валаама написано множество статей, поэтому, не вижу смысла повторяться, только фотографии и мои впечатления.

Валаамский (Преображенский) монастырь

Спасо-Преображенский собор, по-моему, игрушечно красив!

Гефсиманский скит

Гефсиманский скит

Коневский Игуменский скит

Очень красивое место на Валааме - вот эта смотровая площадка:

Внизу, как и положено на святых местах, располагаются дачи "вождей" (они во всех местах нашей необъятной Родины)...

Кажется, это он гонит, я не видела никаких дач...

Необыкновенные сосны!

Красивейшие каменные острова и полуострова...

Никольский скит

Избушка

Пока они осматривали скит, я познакомился с монахом, который выращивает там огурцы, в общем занимается сельским хозяйством - это его послушание. Очень общительный товарищ, который поведал мне , что всю жизнь ходил по морям, а когда сошел на землю, принял постриг. Затем он и со Славой охотно побеседовал...

Разная живность:

В нашем распоряжении было где-то 5 часов свободного времени, так как добрались мы до острова значительно быстрее, чем вчерашняя группа (полчаса, да и качки никакой не было), и Танечка повела нас по каким-то тропинкам в другую часть Валаама. Она, как бывалый гид, вела и рассказывала, что раньше здесь была ферма, но в их 1-й приезд в 2002 году она была в руинах, и вдруг, непонятно откуда, потянуло хорошо знакомым с детства запахом навоза. Выходим на поляну, а там палаточка невзрачненькая, а в ней человечек с бородкой.

Валаам. Карелия. Семейный сайт Татьяны и Игоря Филаткиных.

И этот добрый человек (монах) начал нас угощать и молочком парным, и яйцами куриными свежими, и чаем на травах местных, и хлебом ржаным домашним монастырским. А с утра времени прошло уже не мало, и этот полдник нам был очень даже кстати. Покушав, съев даже добавку, стали интересоваться, сколько мы должны. "Ничего", был ответ, "Все это во слову Божию" (так было произнесено монахом). Далее мы узнали, что монахам не положено ни молока, ни яиц. Молоко и яйца они вкушают только по большим праздникам - 4-5 раз в год, а остальное либо раздают бедным, либо продают мирянам. Но мы, в свою очередь, можем оставить пожертвование на храм Божий, чем и воспользовались, оставив незначительную сумму "копилке" под замком.

Счастье!

Вот так мы провели этот прекрасный день... Обратно доехали без приключений, успели на ракету и вернулись в лагерь.

Валаам 2002.

В заключение расскажу немного о том, как мы съездили на Валаам в 2002 году. Нас было 10 человек (и примерно столько же осталось в лагере - на Пюхяярви). У меня был путеводитель по Валааму, я его тщательно изучила, и мне захотелось посетить места, в которые организованные туристы обычно не ходят, такие подходящие маршруты в путеводителе имелись. У меня нашлись единомышленники - сын Артём, а также Оля Бурдюкова и её старший сын Андрей из Севастополя. Остальные шестеро с нами не пошли, им было достаточно посетить "обязательные" достопримечательности...

Слева направо: Артём, Оля, Таня, Андрей

Прогулялись мы отлично, точнее, это была не прогулка, а бег с препятствиями и короткими остановками для фотографирования, нам ведь надо было успеть на последнюю ракету!

Попадающиеся на пути речки приходилось преодолевать вброд - монахи разобрали мосты специально, чтобы не бродили (или, наоборот, "бродили") туристы.

Вот такая бывшая туристическая тропа из путеводителя

Бывший мост

"брожу"

Ещё один мост, старинный, не разрушенный

Скит всех Святых (Белый скит)

Ко времени отхода ракеты мы успели... но она, оказывается, уходила с другого причала, мы узнали об этом слишком поздно... На ней уехали все наши, и мы были вынуждены остаться на острове на ночь. Стали искать место ночлега. Сначала безрезультатно, потом над нами сжалилась одна девушка - бывший реставратор, за неимением работы продающая сувениры, изготовленные своими руками. Она поселила нас в своей квартире, находящейся в старинном здании со сводчатыми потолками рядом с монастырём! Это было незабываемо! Мы расслабились и вечером спокойно ещё погуляли по острову, сходили в ближайшие к монастырю Скиты. С утра вернулись на материк, где нас ждал один из уплывших без нас товарищей, ночевавший в машине в Сортавале...

Меня там не было, поэтому комментировать нечего...

Но это было раньше, когда-то, давно...

А в этой поездке у нас оставалось всего два дня отдыха...

Надо сказать, что поездка была очень интересной и насыщенной! Думаю, всем понравилось.

Народ, правда, разъезжался не одновременно. Некоторых ждали дома неотложные дела, некоторые хотели отдохнуть от отдыха перед рабочей неделей. В последний день нас осталось четверо - мы с Игорем и Слава с Натусиком. В этот раз решили по Ленинградке не ездить - выбрали другую дорогу - Через Тихвин и Устюжну на Тверь и Клин.

Она оказалась спокойнее, но быстрее не получилось, асфальт был не везде... Ехали обратно целых 18 часов.

Славу с Наташей оставили в Клину, а сами вернулись на дачу. И было это 8 августа 2009 года...

Добавить нечего...

bottom of page