Путешествие в Псковскую область жарким летом 2010.

Предисловие.

Лето 2010 выдалось жарким. Температура воздуха в Москве долго держалась на отметке 36-38 градусов! А ещё добавился дым от горящих лесов в Шатуре и Луховицах... Народ бежал из Москвы подальше! Мы тоже сбежали и вовремя! Правда, эта наша поездка в Псковскую область была давно запланированной. На Себежские озёра часто ездила одна наша знакомая и всё время советовала съездить нам. Мы однажды уже были в тех краях - в 2007 году, проездом, но, к сожалению, ни одного места с нормальным входом в воду там не нашли. А у неё в Себеже есть знакомый лесник, она дала нам его телефон...

Компания собралась большая.

Основной состав - это мы с Игорем, семья Синицыных - Женечка, Танечка и Олечка и Тимур с Никитой.

Игорь

В этот раз к нам присоединились друзья Синицыных - Лена и Дима Рейгели:

Лена

Дима

... и наши с Тимуром однокурсники - Ольга Лутц и её дочка Наташа...

Оля

Наташа

... и Серёга Семчик со своим другом Сашей...

Серёга

Саша

За 2 дня до окончания поездки присоединились к нам ещё и Комосовы - Оля с Юрой, сбежали от московской жары и дыма...

А ещё у нас были 2 замечательных собаки - Руся и Сури.

Руся - толстая сосиска

Сури - электровеник

Дорога и стоянка.

Выехали мы с дачи в 6 утра, встреча с Синицынами была назначена примерно на 9 в районе Волоколамска. Проехав полпути, мы поняли, что прибудем на место встречи слишком рано, и решили заехать в Новоиерусалимский монастырь в Истре.

Как там красиво утром! Погода ясная, но ещё не жаркая, народу - никого, мы там были примерно в 7.40.

Воскресенский собор (17 век)

Подземная церковь Константина и Елены

Храм Рождества Христова

Воскресенский собор

Больше никого на территории монастыря мы ранним утром не встретили...

Зато увидели вот такую картину...

С Синицыными встретились вовремя в назначенном месте - на бензоколонке, под сильнейшем ливнем!

Тимуровцы к нам присоединились уже во второй половине пути, когда мы обедали в придорожной кафешке.

Семчик с Сашей - уже в Себеже, каждый из них приехал на своей машине.

Итак, в Себеже собралось 6 машин!

Когда нас увидел лесник Володя из Себежа, он почесал "репу". "Куда ж мы вас поставим, вас так много!.. А у вас сети есть?" Мы ответили, что сетей у нас нет, ловим только на удочки и, редко, на спиннинг. "Тогда мы вас поставим прямо в парк". Имелся в виду Себежский Национальный парк. Володя вместе со своим товарищем-сослуживцем сели в уазик, мы поехали за ним.

Ехали мы довольно далеко - километров 30.

Свернули с дороги на совершенно неприметную отворотку в тёмную сырую чащу. Мы приуныли - куда нас везут? И вдруг дорога вынырнула из чащи, начался сосновый лес, и мы подъехали к озеру. Называлось озеро Осыно.

На берегу озера было 2 оборудованные стоянки. На одной из них уже стояли двое ребят - рыбаки. А вторую предоставили нам. На стоянке имелся стол с навесом, деревянный чистый туалет, деревянные контейнеры для мусора, были заготовлены дрова. Нам строго-настрого запретили что-либо рубить (так как это Национальный парк), сказали, что привезут дров сколько надо; мусор обещали вывозить. Мы, если честно, обалдели от такого сервиса! Спросили, сколько мы должны. Нам ответили, что ничего, "Здесь Национальный парк, нам за это деньги платят". Мы офигели ещё больше! "Приезжайте тогда к ужину!" "Нет, не приедем, нам нельзя пить..." Мы опять попытались всучить им деньги со словами: "Ну вы ведь сюда нас везли, деньги тратили на бензин". Он ответил, какие там деньги, копейки. Игорь всё-таки заставил взять 1000 рублей на бензин, тогда ребята всё-таки обещали приехать к ужину. И они приехали, и привезли нам лодку (на 6 машин у нас не было ни одной лодки) и угря! А рыбаки-соседи отдали нам всю "мелкую" (по их понятиям) рыбу... Первые 3 дня мы лодку не спускали и удочки не доставали, рыбой нас обеспечивали соседи... Да и потом на лодке плавали только на экскурсию по озеру, ловили, в основном, с берега.

Наша стоянка, наша палатка, слева - озеро, справа - черничник

Наш Опель и Женечкин Рено

Кухня. Тент особо не понадобился, так как на стоянке был стол с навесом.

Озеро

Руся хочет купаться, но вход в воду - сложный, даже для собаки!

Большая купальная собака залезла в воду!

Купаемся! Сначала немножко ила, метров через 10 - твёрдое песчаное дно. Требуется мостик!

Илистое дно

"Что там ловится у настоящих рыбаков?"

Наблюдение за наблюдающим...

"Мелкая" рыба от соседей

Закоптили подаренного угря! Объедение! Ничего вкуснее я в жизни не ела!

В очередной раз празднуем наше бракосочетание, которое состоялось 8 июля этого года...

Всё это было в первый день. Утром я проснулась со словами "А сегодня ты сделаешь мне мостик!" Честно говоря, это была первая стоянка в моей жизни с таким трудным входом в воду. Ни искупаться нормально, ни посуду помыть. Игорь сначала сопротивлялся, говорил "И так сойдёт", но я была непреклонна, и он смирился. Серёга с Сашей привезли доски из Себежа. И дядьки сделали нам мостик длиной 12 метров. Жизнь сразу наладилась!

На 3-й день рыбаки с соседней стоянки уехали, и нашим дядькам пришлось ловить самим!

Клёв был прекрасным!

Кто-то ловил рыбу, кто-то просто наслаждался летом!

Лена была самая "Заводила"! Как она только не развлекала наш детский сад (взрослый лагерь)!

4 девчонки и малая купальная собака

Вечерами - как обычно - песни под гитару!

"Он капитан, и родина его - Марсель, Он обожает споры, шум и драки, Он курит трубку, пьет крепчайший эль...

...И любит девушку из Нагасаки!.."

Усталая собака Руся.

А собака Сури была под стать хозяйке Лене - ни минуты на месте не сидела, всё что-нибудь придумывала... То роет яму, то бежит спасать детей (Олю) из воды...

Руся помогает, по-мере сил...

Хозяйственные хлопоты...

Ни дня без алкоголя!

Ягод было не очень много, но на кисель набирали

Главный добытчик

Мы не сидели все две недели на месте. В один из дней объездили большую часть национального парка в поисках других стоянок для отдыха - на будущее. На территории парка великое множество больших и малых озёр (86, всего на территории Себежского района - более 300).

Но ни одной стоянки, которая соответствовала бы нашим запросам (сосновый лес, хорошее купание, отсутствие толпы людей) мы не нашли! Наша - самая лучшая. Да и вообще, стоянок практически нет (или мы плохо искали).​

Одна из стоянок в "парке" - на озере "Озерявки". Но вход в воду там совсем плохой - мелкий и илистый.

Осыно прекрасное!

Камыши

Сидеть 2 недели на месте - это вообще не в нашем стиле! Мы постоянно ездили по окрестным интересным местам - в город Себеж, в Пушкинские горы, Псков, Изборск, Печоры. А ещё Серёга Семчик обнаружил очень интересное озеро - Зеленец!

Зеленец.

Озеро Зеленец, несомненно, самое интересное место в Национальном парке.

Озеро наполнено минерализованной водой с бирюзовым оттенком. Дно песчаное, в донных отложениях обнаружен сероводород, поэтому озеро не зарастает и вода остаётся идеально прозрачной. По результатам проб, вода не только пригодна для питья, но и может сохранять свои свойства долгое время при хранении. Кроме того, она обладает целебными свойствами.(источник:http://strana.ru/places/251387/info).

Мы были там 2 раза.

Как видно на карте, ехать от Осыно на Зеленец надо "вокруг" - 22 километра. Так мы и поехали. На обратном пути решили сократить путь в 5 раз, увидев хорошую грунтовку от озера, уходящую в лес в нужном нам направлении. Доехали... Но какого страху мы натерпелись! Рельеф местности - сильно холмистый, я бы даже сказала "гористый". И горы эти - в лесу, часто дорога проходит над обрывами и она (дорога), мягко говоря, не очень хорошая. Известно, что я просто очень боюсь высоты, но во второй раз туда не сунулся никто! Ездили в объезд!

Место это, конечно, туристическое! Вдоль и поперёк проложены деревянные настилы, которые утром подметают работники парка (мы это видели своими глазами!)

Оборудовано несколько мест со столами и скамейками - для пикников, сделаны мостики и тарзанка - для купания и ныряния...

Вода - абсолютно чистая и прозрачная! Нырять - одно удовольствие - видно дно, которое находится на глубине нескольких метров.

Купались, отдыхали, гуляли вокруг озера...

Следующие 4 фото - Ольги Комосовой

Себеж.

Себеж - симпатичный курортный городок!

Озеро Себежское

Достопримечательностей в Себеже не много, но они есть.

Церковь Троицы Живоначальной, действующий православный храм (бывший костёл), 17 век

Колокольня на Замковой горе, 19 век

"Зачем нужна дорога, если она не ведёт к Храму?"

Но самая главная достопримечательность Себежа - это его местоположение! Вокруг сплошные озёра! Красота!

Фото из интернета (hello_html_7273bedd)

Фото с колокольни

Окрестности Себежа

Озеро Себежское

Святой источник

Поездка в Пушкинские горы, Псков, Изборск, Печоры.

Наотдыхавшись на Осыно и его окрестностях, решили расширить радиус наших культурных поездок. В 120 километрах от нас было Михайловское, а там и до Пскова рукой подать... Ехать решили на 2 дня, с ночевкой в Пскове, в гостинице. Серёга с Сашей остались сторожить лагерь, Лена с Димой уехали в Москву, остальные на 3-х машинах рванули в сторону Пскова.

Пушкинские горы

Кто не знает А. С. Пушкина? Кто из уважающих себя путешественников не был в Пушкинских горах? Правильно, все были, мы тоже были - 2 раза. С удовольствием съездили в 3-й раз! Посетили Святогорский Свято-Успенский монастырь, в котором часто бывал Александр Сергеевич во время Михайловской ссылки. Здесь же находится могила Пушкина.

Михайловское

Это у меня одно из самых любимых мест в России. Мне кажется, даже человек, далёкий от поэзии, пожив в Михайловском, станет поэтом! Что уж говорить про великого поэта А. С. Пушкина:

"...И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне

,Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут."

Там такая красота, простор и покой - нет слов. В голову приходят только стихи поэта:

"Земля недвижна; неба своды, Творец, поддержаны Тобой, Да не падут на сушь и воды И не подавят нас собой."

Дом поэта

Дерновый диван

Часовня

Аллея Керн, Михайловское

Аллея Керн

Памятник А. С. Пушкину, Михайловское

Пруд с островком уединения

Окрестности Михайловского

В будний день в Михайловском народу было совсем не много. Мы хорошо погуляли и поехали дальше - в Тригорское.

Тригорское.

Усадьба друзей Пушкина - Осиповых-Вульф, находится на берегу реки Сороть на 3-х холмах.

"В стране, где Сороть голубая, Подруга зе́ркальных озёр, Разнообразно между гор Свои изгибы расстилая, Водами ясными поит Поля, украшенные нивой — Там, у раздолья, горделиво Гора трехолмная стоит; На той горе, среди лощины, Перед лазоревым прудом, Белеется весёлый дом И сада тёмные картины, Село и пажити кругом. Приют свободного поэта, Непобежденного судьбой!..."

Н. В. Языков

Господский дом представлял собой длинное приземистое здание, обшитое некрашеным тёсом. Ранее здесь размещалась полотняная фабрика. Владелица Тригорского, П. А. Осипова, в 1820-х гг. перебралась сюда на время ремонта старого дома (построенного в 1760-х гг.), украсила здание двумя фронтонами, приспособила под жилье и осталась здесь жить насовсем. В 1918 году господский дом сгорел. В 1962 году на старом фундаменте был восстановлен господский дом на основе сохранившихся изображений, описаний и планов (из Википедии).

Огромный дом по размерам подходил для огромной семьи хозяйки - Прасковьи Александровны Осиповой - Вульф. Пушкина связывали романтические отношения с 5 или 6 дамами и барышнями из семьи Вульфов.

(Источник - Википедия,user:shakko - собственная работа)

Обитателям Тригорского посвящены многие пушкинские стихи, а также описания жизни персонажей романа «Евгений Онегин».

Банька, в которой собирались на посиделки Пушкин с друзьями, восстановлена в 1978 году

"Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой,

Да Языкова поэта

Затащи ко мне с собой

Погулять верхом порой,

Пострелять из пистолета.

Лайон, мой курчавый брат

(Не михайловский приказчик),

Привезет нам, право, клад...

Что?— бутылок полный ящик.

Запируем уж, молчи!

Чудо — жизнь анахорета!

В Троегорском до ночи,

А в Михайловском до света;

Дни любви посвящены,

Ночью царствуют стаканы,

Мы же — то смертельно пьяны,

То мертвецки влюблены."

Парк Тригорского

Городище Воронич . В XIV—XVI вв Воронич являлся частью цепи приграничных укреплений, защищавшей г. Псков. Сейчас там родовое кладбище помещиков Тригорского.

Ильинская церковь, городище Воронич

На обратном пути из Тригорского к машине увидели вот такую картину:

Как, наверное, замечательно полюбоваться красотой этих мест с высоты птичьего полёта!

Петровское.

Следующим пунктом нашей культурной программы в заповеднике "Пушкинские горы" была усадьба Абрама Петровича Ганнибала (прадедушки А. С. Пушкина) - Петровское.

К этому времени народ уже очень сильно устал, сказывалась жара: было хоть и не 36 градусов, как в Москве, но 28 - точно! Собака Руся в этот раз сказала, что из машины не вылезет! А те, у кого ещё остались силы, погуляли по парку.

В 2001 году здесь всё было заброшено, господский дом выглядел вот так:

А сейчас - так:

Всё ухоженно, многое - восстановлено.

Природа - прекрасна!

Дальше мы отправились в Псков...

Псков.

Псков, Великий Новгород и Ярославль - самые милые моему сердцу города России. И перечислила я их именно в порядке убывания моей любви...

В Псков я хотела бы приезжать часто, гораздо чаще, чем это у меня получается - уж очень он далеко от Москвы.

В этот раз мы были там совсем не долго - один вечер и одно утро. Это очень мало!

Гостиницу заранее не заказывали и не выбирали, поэтому, что досталось - то досталось. Свободные номера были в гостинице "Рижская". Она была в пешей доступности от центра, туда пустили с собакой. Пожалуй, плюсы на этом заканчиваются - обычная советская гостиница за 3000/двухместный номер за ночь.

Мы и гостиница "Рижская"

"Взрослые - это те же дети, только большие..."

А вообще-то, я - девушка приличная...

Вечером по городу не гуляли, не было сил, только поужинали в кафешке недалеко от гостиницы и улеглись спать..

Гуляли утром, после завтрака. Завтракать пришлось на открытой веранде, в помещение кафе с собачкой не пустили...

В первую очередь осмотрели Ольгинскую часовню, построенную в 2000 году...

... и памятный крест, установленный в 1991 году на месте снесённой в 1960 году старой Ольгинской часовни начала 19 века.

Ольгин крест

С левого берега реки Великой открываются замечательные виды на Псковский Кремль...

Место впадения в реку Великую реки Пскова

Троицкий собор Кремля

Это 4-й по счету Троицкий собор, построенный в Псковском Кремле в 1699 году (1-й был построен в 10 веке по указанию княгини Ольги из дерева).

Кремль - Кром. Слева - Довмонтов город.

Псков - один из древнейших городов Руси. Появление Псковского городища датируется 862 годом. Первые жители - потомки славян - псковских кривичей, поселились здесь в месте слияния двух рек - Великой и Псковы. Обитали в этих местах балтские, прибалтийско-финские и скандинавские племена. Название города, которое раньше имело несколько другое написание (Плесков, Пльсков), произошло от названия реки - Пскова. В переводе с эстонского языка это означает «смолистая вода». Есть и другие варианты перевода - «рыбная река», «песок», «плеск» (источник:http://www.old-pskov.ru/).

Довмонтов город — каменная постройка XIII века, пристроенная для дополнительного укрепления Крома, расширения площади крепости и защиты городского посада Пскова. Название произошло от имени Довмонта (в крещении Тимофея),псковского князя 1266—1299 годов (из Википедии).

Святая Троица

В Кремле. Башня Кутекрома, 1400 г

Флюгер Рыбницкой башни

Место впадения реки Пскова в реку Великую

Набережная реки Псковы

Древние Храмы Пскова имеют необычную и выразительную архитектуру. Очень интересны звонницы!

Церковь Петра и Павла с буя, 1540 год (буй, буевище - кладбище)

Церковь Николы с Усохи, 1535 год (воздвигнута рядом с усохой - высохшем болотом или высохшей речкой)

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (15—16 вв).

Храм расположен у Покровской башни Окольного города. Пролом — это место, где обрушилась крепостная стена во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья (16 век)

Построена в 1444 году на паромной переправе через реку Великую, в 1521 году была перестроена в каменную.

Церковь Богоявления с Запсковья (1495-1496 гг)

Церковь Богоявления с Запсковья

Мирожский монастырь - 12 век.

Находится в месте впадении реки Мирожа в реку Великую, в районе, называвшемся За́величье.

Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, 1153 г

Интересны крепостные стены Пскова!

Когда-то город окружали целых 5 крепостных стен.

1-я - крепостная стена Крома.

2-я - стена Довмонтова города.

3. Стена посадника Бориса (1309 г.). Эта стена не сохранилась: она проходила по линии современной улицы Профсоюзной и закруглялась к реке Пскове (в сторону Крома) у церкви Петра и Павла с Буя.

4. Стена Среднего города (1375 г.) — почти не сохранилась.

5. Стены Окольного города с продолжением на Запсковье. В целом сохранились. Важное значение имели южные Покровская, Свинузская (Свинорская), Великая, Петровская, Михайловская башни, сооружённые в конце XV—XVI вв. и оборонявшие крепость на подступах с юга, в том числе во время осады польских войск Стефана Батория в 1581 — 1582 гг..(из Википедии).

Покровская башня (вид "изнутри" крепостной стены)

Покровская башня

В 1500 году в устье Псковы, на противоположных её берегах, были построены две башни — Плоская и Высокая (Воскресенская). Несколько позднее прямо между ними над водой возвели стену с опускающимися в реку Нижними решётками. В XVII веке эту деревянную стену заменили каменной с арочными проёмами, оснащённые закрывающимися решётками из бревен, кованных железом (из Википедии). Город стал практически неприступным

Гуляя по центральной части Пскова, всё время натыкаешься на крепостные стены. Это очень необычно, такого я не видела нигде...

После Пскова мы поехали в Изборск и Печоры.

(Часть фотографий Пскова, Изборска и Псково-Печорского монастыря сделано в моей 1-й поездке в Псковскую область - в 2007 году)

Изборск.

Изборск (Старый Изборск) - маленький городок, который находится в 30 километрах от Пскова.

Согласно книжной легенде XVII века, Изборск был основан Словеном и назван в честь сына Словена, Избора. В 862 году Изборск достался Трувору - младшему брату Рюрика.

В летописных источниках упоминается Изборская крепость, которая была перенесена из Труворова городища на Журавлиную гору в 1330 году.

Никольский собор

Никольский собор - главное здание города Изборска, первое упоминание в летописи о котором приходится на 1341 год

Вид со стены крепости

Крепость

Корсунская часовня

Возведение Корсунской часовни произошло в 30-х годах прошлого века, когда Изборск входил в состав Эстонии.

Когда мы приехали в Изборск, нас очень удивило количество народа в Крепости, в 2007 году мы были там одни...

Загадка разрешилась, когда мы узнали, что попали в Изборск в день города - 31 июля. Весь город гулял и веселился под стенами крепости.

Прикупив немножко сувениров, отправились дальше, к "Словенским Ключам".

Самые первые упоминания об источниках, которые называются также "Двенадцать апостолов", относятся к 17 веку. С древних времен Словенские ключи почитаются как чудотворные и целебные источники. Согласно легенде, каждый источник имеет свою, присущую только ему, силу. Один из них приносит крепкое здоровье, другой - счастье, третий - любовь. Чтобы всего было в достатке, надо испить воды и омыть лицо в каждом из источников...

Мы с Руськой пробуем воду из всех Словенских ключей...

Городищенское озеро

Труворово городище, Изборск

Труворово городище, Никольская церковь

Изначально Изборск располагался на древнем городище на вершине холма. Самое интересное в Труворовом городище - древние надгробные плиты и кресты в исторической части кладбища, расположенной рядом с городищем. Возможно, под древними плитами похоронены воины Трувора...

Никольская церковь даритуется 16-17 вв.

Труворов крест, Изборск

Труворов крест

Вот смотрю я фотографии той поездки, описываю события и удивляюсь, сколько интересного мы увидели всего за один день! Псков, Изборск, Печоры... Хорошо, что летом в Псковской области белые ночи!

Печоры.

В Печоры мы приехали в 17.30...

Для тех, кто в первый раз приехал в Печоры (со мной это случилось в 2007 году), Псково-Печорский монастырь - место удивительное! Конечно, и в первый раз я поехала подготовленная, слышала и читала, что монастырь находится в овраге, но фотографий не видела. Поэтому, когда за серыми крепостными стенами моим глазам предстал необыкновенной красоты монастырский комплекс, я была поражена!

Стены крепости

Башни крепости

В этот раз мы попали на экскурсию, то есть, как только мы вышли из машин, к нам подошел дядечка и предложил провести экскурсию, мы согласились, большинство из нас были здесь в первый раз. Сначала экскурсовод повёл нас вокруг крепости, на смотровые площадки, поэтому такого культурного шока, как у меня в 2007 году, у народа не было. Из за стен крепости они всё-таки кое-что увидели.

Здесь начиналась экскурсия

Михайловский собор (1815-1827 гг)

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь был основан в 1473 году, когда здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника... История монастыря - длинная и очень интересная, её можно почитать в великом множестве статей на просторах интернета. Здесь же - только фотографии и наши впечатления.

Крепостные стены и башни

На одной из смотровых площадок

Тайловская башня

Вид на Покровский собор и большую звонницу со смотровой площадки

Церковь Николы Вратаря (1564 год)

Петровская надвратная башня со святыми вратами

Покровская церковь построена в 1758—1759 годах над пещерным Успенским храмом.

В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.​

Братский корпус

Церковь Сретения пресвятой Богородицы

Ризница

Святой источник

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь ни разу за всю свою многовековую историю не закрывался. С февраля 1920 до января 1945 года он находился в пределах Эстонии, благодаря чему не был затронут антирелигиозными мероприятиями Советской власти. Есть замечательная книга про Псково-Печорский монастырь и его обитателей под названием «Несвятые святые» Архимандрита Тихона (Шевкунова).

На обратном пути

Итак, за 2 дня культурного путешествия по историческим местам Псковской области мы успели увидеть очень много интересного.

Оставалось ещё 4 дня отдыха на Осыно, мы собирались уезжать в четверг, 5 августа, но родные из Москвы посоветовали нам отдыхать до последнего, в Москве находиться было невыносимо, ужасная жара продолжалась, от дыма было невозможно дышать. А у нас на Осыно был рай - не больше 26 градусов, чистейший лесной воздух...

Когда в субботу, 7 августа, мы, возвращаясь домой, въехали в Московскую область, я подумала, что наступил конец света!.. От Волоколамки (при её пересечения с МКАД) до Истоминки (нашей деревни в Зарайском районе) ехали 5 часов, весь народ сплошным потоком уезжал подальше от Москвы...