Польские каникулы 2011-2012. Нижняя Силезия.

Предисловие.

Съездили мы на машине в апреле в Польшу и Чехию, и нам очень понравилось!

Самое главное – это удобно: кладёшь в машину всё, что хочешь, тебе ведь не надо тащиться с чемоданами в аэропорт! И путешествовать начинаешь от самого дома. А там, в другой стране, можно накупить сколько угодно приятных вещей и не заботиться о том, что в самолёте будет перевес...

Кроме того, на машине гораздо дешевле. На бензин уходит всего тысяч 10-12, самолёт гораздо дороже. И не надо платить за дорогие экскурсии : начитаешься интернету, сядешь в машину и поедешь, куда хочешь…

В этот раз поехали двумя машинами: с нами поехали друзья - Тимур и его команда – Татьяна и Никита.

В планах этой поездки была только Польша, а точнее – Нижняя Силезия. Мы опять хотели во Вроцлав, очень уж он нам понравился, а ещё мы хотели пожить в каком-нибудь не сильно раскрученном горном городке. Помню когда-то, в далёком 1989 году, я была по комсомольской путёвке в Чехию, и нас возили в Кроконошский национальный парк. Вот туда мне и захотелось сейчас съездить. Кроконошский национальный парк поделён границей Польши и Чехии на 2 части. В его чешской части оказалось гораздо дороже, чем в Польской, поэтому мы забронировали мини-отель в Польше – в городке Карпач - недалеко от границы с Чехией. Номер на двоих с завтраком стоил порядка 1800 рублей.

День 1-й. 30 декабря. Пятница.

Выехали из Москвы рано, часов в 5 утра, по дороге встретились с тимуровцами и в 5 вечера прибыли в Брест.

Встреча в Белоруссии.

Зима в Бресте.

Брестская крепость.

Посмотрели в очередной раз Брестскую крепость (тимуровцы там не были), подъехали к границе, а там такое невиданное и неожиданное столпотворение!!! Проходили границу 8 часов! В очереди, в основном, белорусы, которые ездят в Польшу в выходные, торговать. Туда везут бензин и сигареты, обратно – шмотки. Правда, время прошло достаточно быстро, может, потому, что нас было много, не знаю… Разница с Европой по времени составляла 3 часа, поэтому не так уж много мы потеряли, были в нашей любимой гостинице часов в 12 ночи. Сразу пошли в ресторан. Опять порадовали себя и тимуровцев вкусной, обильной, дешёвой польской кухней ( 600 рублей на двоих с чаевыми)!

"Разве можно столько съесть?"

"Можно, если с пивом!"

День 2-й. 31 декабря. Суббота.

Хмурое утро в Хорбоу.

Выспались, позавтракали и поехали во Вроцлав.

Во Вроцлаве у нас была та же гостиница, что и в прошлой поездке – отель «Puro». Мы там были 2 ночи, в том числе новогоднюю. Каждый номер стоил 2000 рублей. По сравнению с ценами в Новый год в России это – просто копейки. Такая гостиница в России в Новый год стоила бы тысяч 25! Правда, был один маленький инцедент: нам на двоих дали одноместный номер – с полуторной кроватью, какая-то ошибка бронирования. А других не было, в гостинице вообще больше не было свободных мест! Игорь возмущался, говорил, что будет спать прямо у них на рецепшене. Говорил он по-русски, поэтому вряд ли они понимали, но очень извинялись, говорили, что завтра обязательно поменяют номер. В итоге, мы успокоились, нам больше ничего не оставалось… Ну не спасть же мы сюда приехали в новогоднюю ночь! Нам за неудобства подарили бутылку шампанского, банку кофе и 5 бесплатных завтраков (у нас завтраки в стоимость не входили).

Встретили мы Новый год по московскому времени в кафешке гостиницы, а потом пошли гулять по городу, встречать Новый год по-польски.

Весь народ высыпал на улицы, везде очень красиво и весело. На главной площади – сцена, поют какие-то рок-музыканты, весь город танцует. У меня был фотоаппарат со штативом, и меня постоянно кто-то просил сфотографировать, решив, что я – фотокорреспондент!

Польские девчонки...

...и мальчишки

Во Вроцлаве мы впервые увидели такие летающие фонарики!

Костел

Гномы

Замечательно погуляли и пошли спать. На полуторной кровати нам совсем не было тесно!

День 3-й. 1 января. Воскресенье.

Весь следующий день гуляли по городу.

Храмы

Реки и мосты

Чайки

Облепиха

Нашли ещё с десяток новых гномов!

Погуляли по Тумскому острову.

Вспомнили детство!

Гнездо!

Вот так настоящие туристы проводят 1 января!..

А так - настоящие паны... Но тоже - хорошо!

Вечер

Отель Puro

На следующий день отправились в Карпач.

День 4-й - день 8-й. 2 - 7 января.

«Карпач – это небольшой польский город на юго-западе Польши. Административно Карпач входит в Нижнесилезское воеводство.

Карпач находится в горах Крконоше. Это один из самых популярных горнолыжных курортов не только в Польше, но и в Европе, для любителей лыжного спорта здесь много трасс и спусков.

Карпач с шестнадцатого века был известен как поселок золотоискателей и авантюристов.

Значительную часть территории Крконош занимает Национальный парк. Карпач располагается на высоте 485-890 метров. На юге, у границы с Чехией находится великолепная гора Снежка (1602 метра). Снежка является самой высокой точкой в округе.» (http://www.polsha.ru/)

Вот такая замечательная гостиница стала нашим домом на 5 дней.

Собака хозяев - добрый сторож...

Если пойти вниз – выйдешь в центр города, если вверх – к подъёмникам на гору Снежка. Снега, правда, пока не было, бедные лыжники.

Город - исключительно туристический. Большинство домов - гостиницы или кафешки.

Есть несколько интересных церквей.

Костел Пресвятой Девы Марии, 20 век

В самую высокую точку Карпача из Норвегии перенесён деревянный Костёл Ванг - жемчужина скандинавской архитектуры.

«Деревянный храм построили между XII и XIII веками на юге Норвегии в поселении Гринденхайм, которое расположено на берегу озера Ванг. Христианство в Норвегии широко распространилось в середине XI века, и уже вскоре там стали строить из дерева ставкирки – деревянные церкви на каркасе. Всего подобных церквей с XI по XIV вв. было возведено около 1700, но до наших дней в Норвегии сохранилось только 30. Ставкирка на берегу озера Ванг, видимо, одна из самых ранних, и языческие мотивы в декорации свидетельствуют о том, что ее, может быть, начали строить еще раньше – в XI веке. Норвегия стала протестантской в XVI веке. В XIX веке местные жители захотели построить на этом месте новую каменную церковь, а старую выставили на продажу под разборку. Она не вмещала большого количества верующих, да и требовала очень дорогостоящей реставрации. Но разрушать ее не захотели и решили продать, а на вырученные деньги начать новое строительство.

О продаже узнал живописец Ян Кристиан Даль, оказавшийся в Ванге. Он интересовался древними храмами своей родины и поэтому попытался перенести постройку в Осло в Дворцовый парк. Единомышленников он не нашел и обратился к королю Пруссии Фридриху-Вильгельму IV, чтобы выкупить здание для берлинского музея. Говорят, что короля и удивило и восхитило такое предложение. 18 января 1841 года состоялся аукцион, на котором профессор Я.-Х. Даль выкупил за 427 марок архитектурный шедевр. Немногие знали, что на самом деле владельцем стал сам король. По приказу короля в Норвегию отправился архитектор Ширтц, чтобы разобрать здание. Все детали, пригодные для возобновления постройки, особенно резные порталы и колонны очень бережно уложили в сундуки и летом 1841 года, погрузив на корабль, отправили в Королевский музей Берлина. Тогда-то графиня Фридерика фон Реден – известная меценатка и благотворительница – убедила короля установить храм в Силезии и подарить его евангелистам города Карпач. Сундуки переправили по Одеру до Легнице, а потом перевезли на телегах в Карпач. Вдоль всего пути следования местные жители с радостью встречали караван.

Чтобы расчистить участок, площадью несколько сотен квадратных метров для постройки костела (так ставкирка стала называться в Польше), школы и кладбища, разрушили скалу и поставили шестиметровую стену. Местные плотники не были знакомы со скандинавскими технологиями безгвоздевого строительства и с большим трудом восстановили здание. При этом часть конструктивных элементов пришлось заменить. Деревянные клинья и колышки прочно соединяют пропитанную смолой норвежскую сосну. 2 августа 1842 года король Фридрих-Вильгельм IV заложил краеугольный камень, а два года спустя, произошло торжественное освящение костела в присутствии королевской четы, священнослужителей и строителей. Костел Ванг вошел в состав местного евангелического прихода.

Рядом с костелом стоит четырехгранная колокольня из серого гранита высотой 24 м. Ее построили в XIX веке, она защищает костел от сильных ветров, дующих со стороны горы Снежки.»…

Статья очень интересная. Полностью её можно прочитать здесь: http://www.wang.com.pl/files/rus.pdf

В Карпаче есть 2 аквапарка. Один из них в центре, другой,– на горе в отеле «Гомблевски». Нам хозяйка отеля посоветовала второй – так как он больше, дешевле и интереснее.

Мы ходили туда 2 раза, вечерами, после экскурсий. Он огромный, в нём несколько бассейнов, несколько саун с разными травами и с разными температурами, хамам, ледяной грот, несколько джакузи с разной целебной водой, несколько горок. И всё это удовольствие стоило 300 рублей за полтора часа, мы пробыли дольше, доплата была какая-то смешная, типа 50 рублей. С собой надо брать только купальник и тапочки, полотенца там дают, шампуни и гели для душа имеются в душевых. Тимур с нами в первый раз не пошёл, сказал: «Что это я, приехал на горнолыжный курорт и пойду в аквапарк?» Но когда мы ему всё рассказали, всё-таки пошёл с нами, не пожалел, даже хотел пойти во второй раз, но на следующий день -6 января - был праздник – «День королей», и всё было закрыто, так как в этот день в Польше – всеобщий выходной, в некоторых городках не работает ничего – даже супермаркеты, кафе и обменники.

А кафешек в Карпаче множество. Везде очень красиво, вкусно и не дорого. На двоих мы обычно тратили 500-800 рублей (50-80 злотых).

А вот интерьер одного из кафе, которое мы называли «развратным»! Еда, кстати, там не очень...

Вот ведь куда завела фантазия художника...

Там мы, кстати, истратили целую 1000 рублей в последний день перед отъездом. Взяли рульку без кости, которая повесила целый килограмм. Съесть сразу, естественно, не смогли, потом ели весь день в дороге!

Очень понравилось кафе «Изба». Понравилось всё – интерьер, еда, обслуживание, цены.

Там всё сделано с любовью!

Калининградцы - папа, дочка и внучка

Очень красивая посуда

Ещё один ресторан нам посоветовала посетить хозяйка отеля. Там готовят рыбу из собственного пруда! Он находится за городом, на пути в Ковары.

Форель

Карп

Ну и, конечно, каждый день экскурсионные поездки – объездили всю Нижнюю Силезию - Вальбжих и замок Ксёнж, Ковары и парк Минитюр, Свидница, Каменна-Гура.

Очень понравился замок Ксёнж.

«Этот красивый польский замок является, к тому же, ещё и одним из самых больших в Европе — третьим по величине в Польше и самым крупным в Нижней Силезии. Для поляков этот замок — примерно такое же знаковое место, как Карлштейн для чехов или Мальборк для немцев» http://lifeglobe.net/

«Первое, что удивляет туристов, оказавшихся здесь, — это внушительные размеры дворца. Замок Ксенж располагает несколькими сотнями роскошно оформленных комнат и залов. На сегодня для посетителей открыты 400 помещений средневекового комплекса.

Следующее, что привлекает внимание многих, — это архитектура замка. С одной стороны дворца четко прослеживается готический стиль, а с других — явные элементы барокко. Такую «разношерстность» можно объяснить тем, что замком Ксенж владели разные княжеские династии, и каждый из хозяев стремился оформить и обновить дворец по своему вкусу».

В замке - интересная выставка картин современного художника

И, как во многих замках, чучула убиенных животных...

Вокруг замка - очень красивый парк!

Находится замок недалеко от города Вальбжих.

Вальбжих

Ратуша в Вальбжихе

Ковары

А ещё совсем недалеко от Карпача – в 8 км в - городе Ковары находится парк миниатюр - парк достопримечательностей Нижней Силезии.

В нем представлены все самые красивые и наиболее значимые архитектурные объекты Нижней Силезии, выполненные в масштабе 1:25. «Каждая деталь всех объектов в точности выверена с оригинальной версией. Все миниатюры созданы с учетом атмосферных воздействий, поэтому располагается в чудесной зеленой зоне, под открытым небом». В такие места мы всегда стараемся попадать в такое время суток, чтобы успеть сфотографировать и при дневном (солнечном) освещении и вечером, когда включают подсветку.

Солнышка, правда, не было в этот день.

Зато вечерние фотографии удались!

Замок Ксёнж

Часть экспонатов зимой переносят в помещение.

Гора Снежка

Костёл Мира в Свиднице

Ратуша во Вроцлаве

Некоторые достопримечательности, представленные в парке Миниатюр, к сожалению, уже не существуют. Например, нам понравился маленький замок, преставленный на следующей фотографии, мы сфотографировали табличку с названием населенного пункта, где находится замок, и в один из дней поехали его искать. Нашли только руины...

А костёл Мира увидели. Специально поехали для этого в Свидницу.

Статус города Свидница получила в 1290 году. Но до этого она уже имела стены и шесть ворот, кое-какие ремесленные мастерские и, как водится, торговлю. К 1471 году здесь действовало 47 торговых гильдий, более 300 пивоварен, проходили постоянно ярмарки. А в 1526 году вся Силезия перешла под власть Габсбургов, была опустошена войнами и частыми сменами правителей, в конечном итоге оказалась частью Пруссии и лишь после Второй Мировой войны вновь стала принадлежать Польше.

Сейчас Свидница — один из красивейших польских городов, он полон очарования и шарма, как и многие старые города, сумевшие сохранить своё лицо, специфическую архитектуру и те памятники культуры, которые так дороги любому образованному человеку.

Источник:http://tonkosti.ru

Свидница

Костел Мира

Самой удивительной достопримечательностью Свидницы по праву считается Церковь Мира. Деревянный евангелический костел в Свиднице и аналогичный ему в Яворе являются единственными памятниками культуры подобного рода. Это деревянные церкви ригельной конструкции, построенные силезскими протестантами в середине 17 века. ..

После окончания в 1648 году опустошительной для Силезии 30-летней войны, цесарь Австрии позволил построить евангеликам всего три церкви, при условии, что они не будут внешне похожи на традиционные храмы, выполнены будут из непрочных материалов и расположатся на расстоянии пушечного выстрела от городских стен. Так появились Церкви Мира — уникальные фахверковые сооружения из дерева, соломы и глины, совершенно неприметные снаружи, но богато украшенные внутри.

Источник: http://tonkosti.ru

А по мне, так очень приметный снаружи, обожаю фахверх!

Костел очень красив, но, к сожалению, зимой закрыт, поэтому внутрь мы не попали, а там, говорят, очень красивый интерьер, целиком вырезанный из дерева.

Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, крупнейшая церковь Нижней Силезии, 14 век, поздняя готика.

На четвёртый день нашего пребывания в Карпаче, 5 января, наконец-то выпал снег, да столько, что выглянув в окно утром, мы не увидели свои машины!

У нас было в планах рвануть в соседнюю Чехию за пивом, но не удалось – зарыли перевал из-за снега!

В этот день решили съездить на подъёмнике в горы

Как поднялись на подъёмнике, так и спустились. Мы не лыжники! А Тимуровцы катались.

И немножко о поляках. Говорят, они к нам плохо относятся! Мы это не почувствовали нигде!

В Карпаче хозяевами гостиницы была семья – муж и жена. Очень приятные люди. Хозяйка сама по утрам готовила нам завтраки. Было много различных колбас, сыров. Причём не простых сыров, а очень вкусных, типа «Бри», в том числе, сладких – с фруктами. Всегда был свежий домашний творог и сметана, ну и всякая дребедень типа йогуртов, хлопьев, и т.п. Горячее блюдо было только одно, но каждый день разное – яичница, омлет, сосиски… Хозяйка (кажется, Каталина) немного говорила по-русски, а с её мужем мы разговаривали по-английски. Они к нам относились очень хорошо – без притворства! Например, когда выпал снег, Игорь почистил машину, а на крыше решил оставить сугроб – для прикола. Так хозяин подошёл, взял большую щётку и начал этот сугроб счищать, а на наш удивлённый вопрос ответил: «Штраф 200 злотых!» Казалось бы – пусть штрафуют проклятых москалей! Ан нет! И аквапарк нам подсказали, где лучше и дешевле! И рыбный ресторан посоветовали! А когда они узнали, что мы из Москвы, радостно удивились: «Вы из Москвы? Вы так далеко к нам ехали?» К ним приезжают, в основном, калининградцы. Им совсем недалеко ехать, не то что нам!

В последний день мы весь день ехали – до Хорбоу. А тимуровцы умудрились в этот день ещё покататься на лыжах и заехать взглянуть на Краков! В гостиницу на границе они приехали только в 3 часа ночи, а мы в 12. А с утра –ту-тух-ту-тух -1100 км - в Москву (т.е. в деревню Гадюкино)!

И короткие денежные итоги. Эта поездка была очень дешевой. Не считая покупок одежды и сувениров, мы истратили 36000 рублей за 10 дней – 9 ночей. Из них на бензин – 9200 р, на гостиницы – 16300 р., на еду – 8300 р., на развлечения – 2200 р. Кроме этого, виза нам обошлась в 11500 (через фирму), шопинг – в 15200, подарки и сувениры – в 7300. Итого: 70000 рублей за всё!

Поездка была лёгкой, приятной и интересной. Если оглянуться назад (я пишу этот отчёт в 2016 году, за это время мы много, где побывали), это была самая любимая поездка моего мужа...